Конспект урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Капаева Гульчере Ремзиевна

Формировать умение заниматься коллективно- поисковой работой;

Формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Предмет: русский язык.

Класс: второй.

Программа: «Школа России».

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств.

Тип урока: открытие новых знаний

Новое знание: что можно узнать по имени, фамилии, отчеству

Цели урока.

  1. Образовательные:
  • открыть новое знание – «что можно узнать по фамилии,  имени, отчеству?» ;
  • учить узнавать и применять в речи имена собственные;
  • наблюдение над образованием имён собственных (имён, фамилий, отчеств).
  1. Развивающие:
  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в группе;
  • развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
  • развитие словарного запаса учащихся;
  • развивать интерес учащихся к истории своей семьи.

III. Воспитательные:

  • формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
  • воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.

Проблема: как можно узнать имя отца и о прошлом семье по фамилии, имени, отчеству

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании большой буквы в именах собственных.

Планируемый результат: правильное написание имён собственных; умение образовывать имена собственные

Форма организации работы:

  • Фронтальная;
  • индивидуальная;
  • исследование в группах;
  • коллективная.

Оборудование:

  • Презентация по теме «Имя собственное».
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки с заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Орг. момент

Цели:

Проверить готовность детей к уроку

  • Настроить детей на урок
  • Повторить правила посадки

У нас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

К уроку готовы?

Девиз у нас таков: Больше дела, меньше слов.

Начинаем наш урок. Проверьте свою посадку и готовность к уроку.

У. Вспомним наше правило.

Д. Красиво сижу, красиво пишу.

У. Начинаем наш урок с каллиграфической минутки.

Проведем разминку для пальцев.

Учитель:

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

Пора за дело браться
Придется постараться,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.

Как вы думаете, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

А ещё нам пригодится хорошее настроение. Слайд 2

Поэтому улыбнитесь мне, друг другу и гостям.

Покажите, как красиво вы научились сидеть на уроке.

Ученики высказывают свои мнения

II. Актуализация знаний.

Повторить знания об имени существительном; умение ставить вопрос к именам существительным;

установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.

(на слайде 3 записаны слова)

Прочитайте про себя слова: 

девочка, учитель, сорока, Лена, товарищ, Сергеевич, Жуковы, Михаил, школьник

Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Высказывают свои мнения

Много идей у вас возникло. Я вам предлагаю  определить, к какой части речи относятся все эти слова?

Докажите

имя существительное;

отвечают на вопрос кто?

Молодцы! А теперь разбейте эти слова на  2 группы.

Какие слова вы отнесли в первую группу?

Во вторую?

имена собственные- имена нарицательные

девочка, учитель, сорока,  школьник, товарищ

 Лена, Жуковы, Сергеевич, Михаил

Как вы получили эти группы? Как рассуждали? Объясните свой выбор.

объясняют принцип деления слов на группы: в первой группе...; во второй группе-...

Назовите только имена собственные.

Слайд 4

Что должны помнить, когда записываем имена собственные?

Объясните, что обозначает каждое слово.

(символы- человечки: Ф. И. О.)

С заглавной буквы

Лена- имя;

Сергеевич- отчество;

Жуковы- фамилия.

Какую орфограмму мы повторили? Расскажите. Слайд 5

Учитель: Послушайте, замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

Правописание заглавной буквы в именах собственных

III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

повторить виды имён собственных;

  • закреплять умение правильно писать имена собственные;

  Чистописание

-Обратите внимание, какая пословица здесь написана.

 

АКкуРАтноСТЬ чеЛОвека  КРАсит

 

- Какого человека называют аккуратным? (У него вещи в порядке, сам чист, старается писать в тетрадях)

 

-Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».

Я вам открою один секрет: слова, которые вы сейчас записали, жители города Большебуковск.

Как вы думаете, почему город так называется?

Наверное, в нём живут слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Подумайте, а мы с вами можем стать жителями этого города?

Что для этого надо сделать?

Правильно, написать свои имена, фамилии, отчества.

Знание какой орфограммы поможет нам правильно справиться с этим заданием?

Как пишутся Ф.И.О.?

Запишите свои собственные имена, отчества, фамилии.

Кто справился с заданием, повесьте листочки на доске

Да

Написать свои Ф.И.О.

Записывают фамилию-имя-отчество

вывешивают листочки с заданием

Какая тема сегодняшнего урока. слайд 6

Правописание заглавной буквы имён собственных

Чему мы будем учиться на уроке?

Правильно записывать имена собственные

Молодцы! Мы будем учиться правильно записывать имена-фамилии-отчества.

IV.Создание проблемной ситуации.

Цель:

организовать и направить мыслительную деятельность учащихся на достижение цели урока;

подготовка к исследованию для решения учебной задачи.

Слайд 7 Как-то почтальон Печкин принёс жителю города Больщебуковск посылку. А почтальон Печкин- очень любопытный. Прочитал он, кому предназначена посылка и говорит: - А я знаю, что твоего отца зовут Василий и кто-то из твоих предков был кузнецом.

Ребята, а какой у вас возник вопрос?

Как он узнал имя отца друга и кем был его предок

Попробуйте сами предположить, как один из друзей узнал о предках своего друга и имя его отца.  

Я думаю ...

Смогли ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Почему у нас возникли затруднения? Может, мы что-то не знаем об именах собственных?

Наверное, мы ещё не всё знаем об именах собственных

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

Как можно узнать о прошлом семье по фамилии?

Как можно узнать имя отца по отчеству? ...

Какой же вопрос будем решать на уроке? (слайд 8)

Что можно узнать по Ф.И.О.?

V.Исследовательская работа в группах.

Цель: познакомить с историей возникновения некоторых русских имён собственных;  учить образовывать имена собственные;

развитие умения групповой работы

Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили, вы будете работать в группе. Вспомните правила работы в группах  слайд 9.

1. Каждый может высказать свою версию решения.
2. Один говорит, а остальные слушают.
3. Каждая версия обсуждается в группе.
4. В группе согласуется общее решение.
5. Представитель группы защищает согласованное решение перед всеми.

Каждая группа получает задание. Обсуждает и выполняет его, а затем отчитывается о проделанной работе. В ходе исследования вы сможете лучше узнать жителей города Большебуковск.

1 группа: Происхождение русских имён (приложение 1)- слайд 10-11

2 группа: Происхождение русских отчеств (приложение 2)- слайд 12

3 группа: Происхождение русских фамилий (приложение 3)- слайд 13

Работа в группах

Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

Слушаем внимательно отчёт каждой группы. Их задание на слайде.

Отчёт о проделанной работе:

  1. Расскажи, какое задание выполняла группа.
  2. Что вы сделали для выполнения задания?
  3. Достигли ли вы результата?
  4. Оцените работу группы.

Отчитываются с места

Оценка учителя работы группы:

  1. умение правильно писать имена собственные;
  2. умение работать в группе;
  3. применение полученных знаний в практическом задании.

Какое правило вы использовали для того, чтобы выполнить работу без ошибок?

VII. Подведение итогов урока.

Цель: дать оценку успешности достижения цели урока;

наметить перспективу на будущее.

Вспомните, на какой вопрос мы не смогли получить ответ в начале урока? (слайд 14) 

Как вы ответите на вопрос?

Печкин узнал имя отца по отчеству, профессию предка- по фамилии

Что ещё вы хотели бы узнать об именах собственных?

Вы обязательно найдёте ответы на свои вопросы на следующих уроках

  1. Рефлексия

Цель: самооценка работы учащихся;

осознание учащимися результатов своей работы

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Я учился …

Я смогу ...

Меня удивило, что …

Мне захотелось ...

Дома я расскажу, что ...

Урок наш окончен и выполнен план

Спасибо ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

VI. Подготовка к восприятию темы урока.

Ребята, послушайте внимательно вопрос  и ответьте на него

 «Кто провожает вас в школу?»

Давайте будем строить предложения полные, красивые.

-Меня в школу провожает мама.

-А как зовут твою маму?

-Мою маму зовут – мама Валя.

-Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?

-Мою маму зовут Валентина Сергеевна.

-Ребята, а с какой буквы надо писать имя и отчество мамы?

3. Литературная викторина.

- Назовите имя сказочного героя, попытайтесь объяснить, почему автор дал персонажу такое имя.

(По щелчку мышки появляются сказочные герои)

 

Девочка беленькая, как снежок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнцем пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)

 

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

 

Назовите имя девочки, которая убежала на королевский бал в тайне от злой мачехи и сестёр. (Золушка)

 

Коротышка из книги Н.Носова, который ходил в большой синей шляпе. (Незнайка)

 

Деревянный мальчуган, которого папа Карло выстругал из полена. (Буратино)

- Как вы думаете, почему  первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей)

- Вы легко объяснили значение имени каждого из литературных героев. Узнали, как мастера художественного слова называли своих героев. Так и в  Древней Руси имя человеку давали по его отличительным признакам.

4. Рассказ учителя.

6. Зарядка  для глаз.

- Долго тянется урок –

Много вы писали.

- Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

 

«Горизонт».

 

1-4 – Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

                 5-8 – Повторить линию горизонта справа – налево.

 

«Лодочка».

 

1-4 – Чертим лодочку (дуга – книзу), глаза повторяют движение.

5-8 – Повторить движение счета 1-4 в другую сторону.

 

«Радуга».

 

1-4 – (Дуга кверху).

5-8 - В другую сторону.

 

«Солнышко».

 

1-8 – Чертим солнышко.

 

«Пловец».

 

1-4 – Правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5-8 – Медленно приблизить кончик пальца к носу.

7.Работа в группах

Разделить слова на две группы: 1 – имена, 2 – фамилии.

- На какие две группы мы разделим слова?

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - К нам на урок зашел почтальон Печкин за помощью. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон Печкин никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (Запись на доске).

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это название улицы или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

-  Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

 Здравствуй, соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть шарик! Твой брат лев.

 - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

- Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).- Чему рад автор письма? (Купила шарик?).- Какой?- А если я скажу, что это не воздушный шарик? Тогда что за шарик купили Леве? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Шарик звонко лает).- О ком идет речь? Как надо писать слово Шарик? Почему?

Работа в парах.  Исправить ошибки.


3. Словарная работа (интерактивная доска)

Рос

Моск

те

во

 

О

си

я

ва

чест

Соедините слоги так, чтобы получились слова. Что общего у этих слов?

Россия, Москва, Отечество

(2 слайд)

4. Сообщение темы и цели урока

Давайте прочитаем тему урока. Кто может сказать, что сегодня на уроке мы будем повторять? Обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах, и скажите, можете ли вы сразу, в начале урока, заполнить пустые кружочки? (нет) (3 слайд )

Конечно, нет, но к концу урока мы должны будем сделать это, чтобы запомнить, какие существительные относятся к именам собственным. А зачем нам нужно это знать?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте еще раз тему урока.

(Чтобы писать эти слова с большой буквы.)

Кроме этого мы еще повторим другие изученные орфограммы.

Составление кластера

5. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока

1. Я приглашаю вас совершить путешествие на корабле в удивительную страну Имен собственных (4 слайд).

И в этом нам поможет карта, по которой мы будем ориентироваться. (5 слайд).

Игрим
ИСОШ №2    остров Загадочный    Встреча с дельфинами
                        Цветочный остров    Необитаемый остров

Путешествие начинается, и мы отправляемся в путь. (5 слайд)

Наша первая остановка – на острове Загадочный (6 слайд)

Здесь живут необычные животные, о которых мы узнаем сейчас в стихотворении

2. Большая буква в кличках животных (7 слайд )

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачка Мурка.
А еще – два козла:
Сивка да Бурка!

Ребята, что за необычные животные жили у стариков?
Правильно ли даны клички животным?
Соедините и запишите кого, как надо звать? (интерактивная доска)

3. Самостоятельная работа

Соедините и запишите кого, как надо звать? (интерактивная доска)

Как напишете названия животных?
А клички животных?
Подчеркните заглавную букву в кличках животных. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли вы написали.

Вывод: Клички животных пишутся с заглавной буквы.

Физкультминутка

(8 слайд)

7. Большая буква в именах сказочных героев.

Ребята, посмотрите, что это за животные?
Что вы знаете о дельфинах?
Дельфины предлагают с ними поиграть, но прежде хотели бы услышать, знаете ли вы правила работы на уроке?

Правила учащихся на уроке (слайд 9 )

Правила работы:

– Уважай своего товарища
– Умей каждого выслушать
– Не согласен – предлагай

Викторина.

Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, отгадываете, кто это?

– В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).

– Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

– Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

– Как зовут малышей – коротышек из романа – сказки «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Знайка и т.д.)

– Почему авторы назвали так своих героев?

– Составьте предложение об одном из сказочных героев.

– Что общего во всех этих предложениях (имя героя)

– Как вы будете их писать?

Вывод: Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы.

А теперь давайте запишем мое предложение и поработаем с ним.

Маленькая Снегурочка боялась солнца.

(Найти грам. основу, подчеркнуть опасные места)

8. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей (10 слайд)

Выход пирата.

Ха-ха-ха! Вы все попали на необитаемый остров и находитесь у меня в плену. Почему вас так много? Кто такие будете? (Подходит к ученику и бросает ему мяч.)

Игра «Не ошибись» (Ученик должен сказать свое имя, отчество, фамилию).

П. Ну ничего себе! Знают свои имена, отчества, да еще фамилии!
У. Дорогой пират! Мы и так много потеряли времени, отпусти нас. Мы выполним любое твое задание.

9. Дифференцированная работа

П. Хорошо. Сейчас я проверю, как вы умеете дружно работать. (11 слайд)

Запишите самостоятельно слова

Запиши полное имя:

Образуй отчество от имени:

Коля –
Лена –
Люда –

Борис –
Иван –
Олег –

Проверка задания (самооценка) (12 слайд)

Используя данные слова, скажите, как будут называть этих людей, когда они станут взрослыми?
Как будем писать эти слова? Почему?

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.

П. Молодцы! Я отпускаю вас. Продолжайте путешествовать.

Физкультминутка.

10. Заглавная буква в названиях городов, поселков, рек, морей и т.д.

Ребята, наше путешествие продолжается под звездным небом.

(13 слайд)

На что похожи звездочки? (Букетики цветов)

Значит, мы на верном пути. Звезды и лунная дорожка указывают нам путь к острову цветов.

(14 слайд)

Хотели бы вы попасть на этот остров? Почему? (Посмотрите, сколько много солнца, ярких красок, разных цветов)

– А кто из вас может сказать, почему в названии острова слово Цветочный пишется с большой буквы? (Имя собственное)

На этом острове, конечно, замечательно, но я боюсь, что нас потеряют мамы и папы, и поэтому мы должны вернуться на Родину.

наша Родина – поселок Игрим. (15 слайд)

Я предлагаю вам составить рассказ о нашей жизни в родном поселке.

11. Работа с учебником (Школа 2100, Бунеевы, 2 класс, стр.99, упр.160)

Перед вами неполный текст (16 слайд)

В нем пропущены имена собственные.

Подумайте и составьте рассказ, вставив подходящие имена собственные.

У леса стоит поселок _______. Рядом речка ______.
Друзья _______ и ________ пошли на рыбалку. Они взяли удочки и ведерко. За ними весело бежит собака ________.

Вывод: Как вы напишете слова, которые вставили в этот текст? Почему?
Давайте на минутку вернемся к словам из словаря, с которыми мы работали в начале урока.
Какое слово вы бы добавили в этот ряд? (
Игрим.)

12. Домашнее задание.

Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните знакомые вам орфограммы.
Наше путешествие подошло к концу.

13. Итог урока (17 слайд)

Давайте подведем итог нашей работы, заполним пустые кружочки в таблице, которая называется «Имена собственные».
Составление кластера
(слайд 18) (19 слайд)

Запомните, ребята: (20 слайд)

Имена собственные пиши с заглавной буквы.

(Стихи детей о заглавных буквах.)

Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

2. Рефлексия

Я хочу узнать, с каким настроением вы заканчиваете урок?

Кому из вас на уроке: (21 слайд)

– было все понятно
– было трудно
– было интересно

Самоанализ урока

Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, в 3-х аспектах в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных  специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.

Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:

  1. использование мультимедийного проектора и компьютера и применение презентации;
  2. отбором содержания и привлечения дополнительного справочного материала;
  3. выбором типа урока;
  4. выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная);
  5. выбором методов обучения (создание проблемной ситуации; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: поиск информации с помощью    справочного материала и применение полученных знаний на практике, работа в группах);
  6. отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания и справочный материал, рабочие листы).

Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету,  на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие  мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям,  тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах.

Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей  поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности. 

Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения.

Для создания положительного настроя на работу, снятия напряжённости - в начале урока проведена рефлексия.

На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала  была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить необходимые знания об имени существительном - установить различие по принадлежности имён существительных: одушевлённых - неодушевлённых, нарицательных - собственных. Учащиеся активно предлагали возможные варианты работы со словами. Им не составило труда разделить предложенные слова на группы и, используя алгоритм определения части речи - существительное, доказать, почему они сделали так. Также на этапе актуализации знаний устно закреплялась изученная ранее орфограмма - заглавная буква в именах собственных и выделение видов имён собственных: фамилии, имени, отчества.

На этапе формулирования темы и целей урока была предложена игровая форма работы. Знакомясь с жителями города Большебуковск, учащиеся вспомнили правописание имён собственных и записали свои собственные имена, фамилии, отчества. На мой взгляд, задания, выполняемые учащимися, создали условия для определения темы урока и постановки цели урока. Чтобы сменить вид деятельности, был организован выход к доске, который заменил физкультминутку. Цели данного этапа - повторение видов имён собственных (Ф.И.О.) и закрепление их правописания - были достигнуты.

Для актуализации  мыслительной деятельности учащихся, направленной на достижение цели урока и подготовки к исследованию, следующим этапом видом работы было создание проблемной ситуации.  Учащиеся сами сформулировали вопрос урока.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении находить информацию, анализировать её, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, используя полученную информацию; активно взаимодействовать с товарищами в группе. В ходе работы со справочным материалом ученики познакомились с историей возникновения некоторых русских имён, фамилий, отчеств;  учились образовывать имена собственные; развивали умения групповой работы. На этапе отчёта групп проводилась оценка работы группы.

При подведении итогов урока была дана оценка успешности достижения цели урока - смогли ответить на проблемный вопрос, намечена перспектива на будущие уроки.

Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта исследовательской деятельности.

Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме «Имена собственные. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах».  

В целях закрепления изученного материала, развития интереса к истории своего имени и своей семьи было дано творческое домашнее задание.

Я считаю, что поставленная мною цель (закрепление орфографических навыков - заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах; выявление способов образования имён собственных) достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская и технология оценивания учебных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....