Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Предложение. Осень."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бортникова Надежда Геннадьевна

На данном уроке обобщен материал по теме "Предложение" по русскому языку и "Осень" по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Обобщающий урок. Предложение. Осень.

                                                                4 класс

Цель урока: обобщить знания о предложении; расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику, выразительность  чтения; способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, прививать любовь к  чтению, поэзии, музыке; воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование: презентация, в которой  портреты А. С. Пушкина, Э. Шима, И. Бунина, Ф. Тютчева, П. И. Чайковского; аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Осень» муз. Зозули; тексты стихов «Есть в осени первоначальной» Ф.  Тютчева, «Листопад» И.Бунина, «Унылая пора очей очарованье…», «Уж небо осенью дышало…»А. С, Пушкина, «Отчего осень грустная» Э. Шима; репродукции картин по теме «Осень»; предметные картинки с изображением пожелтевшей травы, улетающего клина журавлей, осенних листьев, серых туч, солнца, деревьев; тесты; предложения, написанные на листьях; таблички с названиями групп; Словарь русского языка С. И, Ожегова.

I. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас интегрированный  урок  внеклассного чтения и русского языка. Тему его вы узнаете, отгадав загадку:

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (Осень).

Сегодня на уроке мы прочитаем произведения писателей и поэтов, в которых  они воспевают красоту, неповторимость этой чудесной поры года, обобщим знания о предложении.

      II. Мотивация учебной деятельности.

Создание эмоционального фона

(Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского). На фоне музыки слова учителя:

«День стоит на диво погожий. Через облачные пряди проглядывает солнышко, разливая кроткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Лист посыпался, знать пора настала.

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи, прокурлыкали в небе журавли. Все реже, все скупее греет осеннее солнышко. Зачастил, заладил дождь – водолей.

Грустная, трогательная пора».

-  Какие периоды осени описаны в этом отрывке?

- (Ранняя осень, золотая осень и поздняя)

III. Обобщение и систематизация знаний

1.Работа в группах

 При подготовке к уроку вы были разделены на группы, каждая из которых получила определенное задание по внеклассному чтению.

 

Первая группа.

         - Какие произведения вы прочитали, готовясь к уроку? ((Прочитать произведения  о ранней осени).

Один из участников группы читает стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной».

- О каких признаках ранней осени пишет поэт?  

- Понравилось ли вам стихотворение? (Ответы детей)

Тютчев описал красоту «первоначальной  короткой, но дивной поры» осени.

 Писатель Л.Н. Толстой, прочитав это  стихотворение, написал на полях книги: «Красота!»

Вторая группа. 

      - Какое задание получила ваша группа? (Прочитать произведения о золотой осени).

Чтение учащимся стихотворения Бунина «Листопад».

- Почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

- Как понимаете выражение: «воздушной паутины ткани блестит как сеть из серебра»?  

Чарующей красоте золотой осени посвятили свои произведения не только поэты и писатели, но и композиторы и художники.

Великий русский композитор П. И. Чайковский написал великолепный музыкальный альбом «Времена года», в котором золотой осени  посвятил пьесу  «Осенняя песня», фрагмент ее вы прослушали в начале урока.

Художники- пейзажисты на своих полотнах тоже изображали дивную красоту осени. Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

-Какие краски преобладают?  

Художник изобразил золотую осень с ее глубочайшей синевой неба и опадающими золотыми листьями, чистейшим прохладным воздухом, ее тихими водами. Вглядываясь в картину Левитана, мы представляем природу во всей ее красе.

 Третья группа.

-  Какое задание получили вы?

(Найти ответ на вопрос «Почему листья меняют свою окраску?»)

 Ответы детей.

Четвертая группа. 

 - Назовите ваше задание. (Прочитать произведения о поздней осени).

-В каких произведениях говорится о наступлении поздней осени?

 Чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина

«Унылая пора очей очарованье…», «Уж небо осенью дышало…».

    Представьте, что вы – художники.

- Какую палитру вы бы  выбрали, чтобы написать картину поздней осени?

   Перед вами репродукции картин. На каких изображена поздняя осень?

           2. Составление динамической картины.

 - Какие изменения происходят в природе осенью?

( Во время ответов детей на доске с помощью наглядности иллюстрируются осенние изменения в природе).

 IV. Закрепление и осмысление изученного материала по русскому языку.

         1. Работа в тетради.

 - Какие слова мы использовали при описании осени? (Ответы детей)

    Запись в тетради с  комментированием.

Ранняя, золотая, поздняя, дождливая, холодная, грустная, скучная, ненастная, красивая.

          Физкультминутка (Музыка Зозули «Падают листья»)

        2. Работа учащихся 4 группы

          -  Почему опадают листья с деревьев?   (Ответы детей)

           3. Закрепление знаний о предложении

Некоторые листья упали вам на парту. Они необычные, на них слова. Но прежде чем вы получите задание, вспомним все, что вы изучали о предложении.

Что такое предложение?

-Какие предложения бывают по интонации?

-По цели высказывания?

-Что такое грамматическая основа предложения?

-Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

При помощи чего устанавливается связь слов в предложении?

     4. Работа в группах.

  • Составить предложение. Записать в тетрадь, указать грамматическую основу, установить связь слов в предложении.

     (С деревьев опали последние листочки.)

  • Ваши листочки запутались в паутине. Распутайте ее и составьте предложение, дайте ему характеристику, укажите грамматическую основу.

    (Темная дубрава молчит, только опавшие листья шуршат под ногами.)

  • С листочков упали слова, дополните, запишите. Разбор предложения по членам и частям речи.

     (Моросит… … дождь.) 

  • Тесты (выполняют на листочках учащиеся 4 и 5 групп).
  1. Предложение – это

а) группа слов не связанных между собой по смыслу;

б) группа слов, выражающая законченную мысль и связанных между собой по смыслу.

2. Если в предложении о чем-то или о ком-то сообщается, оно называется

а) повествовательным;

б) вопросительным;

в) побудительным.

3. Если предложение побуждает к какому-то действию, то оно называется

а) повествовательным;

б) вопросительным;

в) побудительным.

4.Подлежащее

а) обозначает о ком или о чем говорится в предложении;

б) дополняет грамматическую основу предложения.

5.Сказуемое

а) обозначает о ком или о чем говорится в предложении;

б) дополняет грамматическую основу предложения;

в) обозначает, что говорится о подлежащем.

6. Связь слов в предложении устанавливается с помощью

а) вопросов;

б) слов;

в) интонации.

(Группы 1,2,3  дают ответ на полученные задания)

V. Работа над текстом Эдуарда Шима «Отчего осень грустная».

-  Когда говорят об осени, то чаще всего звучат слова: она грустная. А почему?

На этот вопрос мы попытаемся ответить, прочитав произведение Эдуарда Шима

«Отчего осень грустная».

1. Чтение текста учащимися вслух.

   2. Беседа по содержанию.

-Это рассказ или сказка? Почему? Авторская или народная?

-Какой подарок сделала осень для гусей-лебедей?

-Что сделала на лугах и полях?

-Что сделала в лесах?

-Почему она закручинилась?

-Что ей ответили люди?

-Почему осень грустная?

   3. Творческая работа над текстом.

  •  1 группа. Толкователи слов. 

Ищут в тексте слова, значение которых требует пояснения. (Используют  Словарь русского языка С. И. Ожегова)

  • 2 группа. Искатели слов.

Найти слова, которые употреблены в переносном значении.

  • 3 группа. Иллюстраторы.

Готовясь к уроку, мы провели конкурс рисунков об осени (висят на доске).

Выберите подходящие к этой сказке иллюстрации

  • 4 группа. Наблюдатели за движением главного героя.(Выбирают Осень. Показать действие осени.)
  • 5 группа. Литературные критики. Дать характеристику главному герою.

VI. Итог. Оценивание.

VII. Домашнее задание. Вы много читали к уроку,  итогом будет ваше сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе

Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина;               2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...

Интегрированный уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема урока: « Как прекрасен этот мир-посмотри !  Добрый праздник среди зимы.» Цели урока: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении....