Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Предложение. Осень."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На данном уроке обобщен материал по теме "Предложение" по русскому языку и "Осень" по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Обобщающий урок. Предложение. Осень.
4 класс
Цель урока: обобщить знания о предложении; расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику, выразительность чтения; способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, прививать любовь к чтению, поэзии, музыке; воспитывать любовь к природе, Родине.
Оборудование: презентация, в которой портреты А. С. Пушкина, Э. Шима, И. Бунина, Ф. Тютчева, П. И. Чайковского; аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Осень» муз. Зозули; тексты стихов «Есть в осени первоначальной» Ф. Тютчева, «Листопад» И.Бунина, «Унылая пора очей очарованье…», «Уж небо осенью дышало…»А. С, Пушкина, «Отчего осень грустная» Э. Шима; репродукции картин по теме «Осень»; предметные картинки с изображением пожелтевшей травы, улетающего клина журавлей, осенних листьев, серых туч, солнца, деревьев; тесты; предложения, написанные на листьях; таблички с названиями групп; Словарь русского языка С. И, Ожегова.
I. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас интегрированный урок внеклассного чтения и русского языка. Тему его вы узнаете, отгадав загадку:
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (Осень).
Сегодня на уроке мы прочитаем произведения писателей и поэтов, в которых они воспевают красоту, неповторимость этой чудесной поры года, обобщим знания о предложении.
II. Мотивация учебной деятельности.
Создание эмоционального фона
(Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского). На фоне музыки слова учителя:
«День стоит на диво погожий. Через облачные пряди проглядывает солнышко, разливая кроткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Лист посыпался, знать пора настала.
Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи, прокурлыкали в небе журавли. Все реже, все скупее греет осеннее солнышко. Зачастил, заладил дождь – водолей.
Грустная, трогательная пора».
- Какие периоды осени описаны в этом отрывке?
- (Ранняя осень, золотая осень и поздняя)
III. Обобщение и систематизация знаний
1.Работа в группах
При подготовке к уроку вы были разделены на группы, каждая из которых получила определенное задание по внеклассному чтению.
Первая группа.
- Какие произведения вы прочитали, готовясь к уроку? ((Прочитать произведения о ранней осени).
Один из участников группы читает стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- О каких признаках ранней осени пишет поэт?
- Понравилось ли вам стихотворение? (Ответы детей)
Тютчев описал красоту «первоначальной короткой, но дивной поры» осени.
Писатель Л.Н. Толстой, прочитав это стихотворение, написал на полях книги: «Красота!»
Вторая группа.
- Какое задание получила ваша группа? (Прочитать произведения о золотой осени).
Чтение учащимся стихотворения Бунина «Листопад».
- Почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?
- Как понимаете выражение: «воздушной паутины ткани блестит как сеть из серебра»?
Чарующей красоте золотой осени посвятили свои произведения не только поэты и писатели, но и композиторы и художники.
Великий русский композитор П. И. Чайковский написал великолепный музыкальный альбом «Времена года», в котором золотой осени посвятил пьесу «Осенняя песня», фрагмент ее вы прослушали в начале урока.
Художники- пейзажисты на своих полотнах тоже изображали дивную красоту осени. Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
-Какие краски преобладают?
Художник изобразил золотую осень с ее глубочайшей синевой неба и опадающими золотыми листьями, чистейшим прохладным воздухом, ее тихими водами. Вглядываясь в картину Левитана, мы представляем природу во всей ее красе.
Третья группа.
- Какое задание получили вы?
(Найти ответ на вопрос «Почему листья меняют свою окраску?»)
Ответы детей.
Четвертая группа.
- Назовите ваше задание. (Прочитать произведения о поздней осени).
-В каких произведениях говорится о наступлении поздней осени?
Чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина
«Унылая пора очей очарованье…», «Уж небо осенью дышало…».
Представьте, что вы – художники.
- Какую палитру вы бы выбрали, чтобы написать картину поздней осени?
Перед вами репродукции картин. На каких изображена поздняя осень?
2. Составление динамической картины.
- Какие изменения происходят в природе осенью?
( Во время ответов детей на доске с помощью наглядности иллюстрируются осенние изменения в природе).
IV. Закрепление и осмысление изученного материала по русскому языку.
1. Работа в тетради.
- Какие слова мы использовали при описании осени? (Ответы детей)
Запись в тетради с комментированием.
Ранняя, золотая, поздняя, дождливая, холодная, грустная, скучная, ненастная, красивая.
Физкультминутка (Музыка Зозули «Падают листья»)
2. Работа учащихся 4 группы
- Почему опадают листья с деревьев? (Ответы детей)
3. Закрепление знаний о предложении
Некоторые листья упали вам на парту. Они необычные, на них слова. Но прежде чем вы получите задание, вспомним все, что вы изучали о предложении.
Что такое предложение?
-Какие предложения бывают по интонации?
-По цели высказывания?
-Что такое грамматическая основа предложения?
-Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
При помощи чего устанавливается связь слов в предложении?
4. Работа в группах.
- Составить предложение. Записать в тетрадь, указать грамматическую основу, установить связь слов в предложении.
(С деревьев опали последние листочки.)
- Ваши листочки запутались в паутине. Распутайте ее и составьте предложение, дайте ему характеристику, укажите грамматическую основу.
(Темная дубрава молчит, только опавшие листья шуршат под ногами.)
- С листочков упали слова, дополните, запишите. Разбор предложения по членам и частям речи.
(Моросит… … дождь.)
- Тесты (выполняют на листочках учащиеся 4 и 5 групп).
- Предложение – это
а) группа слов не связанных между собой по смыслу;
б) группа слов, выражающая законченную мысль и связанных между собой по смыслу.
2. Если в предложении о чем-то или о ком-то сообщается, оно называется
а) повествовательным;
б) вопросительным;
в) побудительным.
3. Если предложение побуждает к какому-то действию, то оно называется
а) повествовательным;
б) вопросительным;
в) побудительным.
4.Подлежащее
а) обозначает о ком или о чем говорится в предложении;
б) дополняет грамматическую основу предложения.
5.Сказуемое
а) обозначает о ком или о чем говорится в предложении;
б) дополняет грамматическую основу предложения;
в) обозначает, что говорится о подлежащем.
6. Связь слов в предложении устанавливается с помощью
а) вопросов;
б) слов;
в) интонации.
(Группы 1,2,3 дают ответ на полученные задания)
V. Работа над текстом Эдуарда Шима «Отчего осень грустная».
- Когда говорят об осени, то чаще всего звучат слова: она грустная. А почему?
На этот вопрос мы попытаемся ответить, прочитав произведение Эдуарда Шима
«Отчего осень грустная».
1. Чтение текста учащимися вслух.
2. Беседа по содержанию.
-Это рассказ или сказка? Почему? Авторская или народная?
-Какой подарок сделала осень для гусей-лебедей?
-Что сделала на лугах и полях?
-Что сделала в лесах?
-Почему она закручинилась?
-Что ей ответили люди?
-Почему осень грустная?
3. Творческая работа над текстом.
- 1 группа. Толкователи слов.
Ищут в тексте слова, значение которых требует пояснения. (Используют Словарь русского языка С. И. Ожегова)
- 2 группа. Искатели слов.
Найти слова, которые употреблены в переносном значении.
- 3 группа. Иллюстраторы.
Готовясь к уроку, мы провели конкурс рисунков об осени (висят на доске).
Выберите подходящие к этой сказке иллюстрации
- 4 группа. Наблюдатели за движением главного героя.(Выбирают Осень. Показать действие осени.)
- 5 группа. Литературные критики. Дать характеристику главному герою.
VI. Итог. Оценивание.
VII. Домашнее задание. Вы много читали к уроку, итогом будет ваше сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе
Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина; 2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».
Данный материал содержит план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема урока: "Ударение". Я.Пинясов «Кем быть и кем не быть»
Этот урок поможет учащимся усвоить значение ударения в слове....
Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...
Интегрированный уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема урока: « Как прекрасен этот мир-посмотри ! Добрый праздник среди зимы.» Цели урока: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении....