Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.odt | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
И. Б. Петрова,
учитель начальных классов
высшей категории
гимназии г. Щёлкова
Московской области
Модель урока: исследовательская.
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе.
Тема. Экосистема леса. Понятие «сложные слова».
Цели:
- познакомить учащихся с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимной приспособленностью друг к другу;
- познакомить с понятием «сложные слова»;
- развивать орфографическую зоркость;
- работать над умениями сравнивать и описывать предметы, учить работать с научным и художественным текстом;
- описывать окружающую среду конкретным живым объектом, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде;
- оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в паре и группе.
Оборудование:
набор картин «Животные средней полосы»,
«Птицы средней полосы»,
иллюстрации обитателей леса.
Литература: А. А. Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели земли». 3 класс.
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бенеева. Русский язык. 3 класс.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы продолжим «открывать» для себя новые знания в области русского языка и окружающего мира. Мы увидим, что родной язык и мир, в котором мы живём, неразрывно связаны.
- Актуализация знаний.
1) Фронтальная работа.
- На прошлых уроках мы изучали экологические системы природы. Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы) Какие экологические системы вы знаете? (экосистема озера, болота, луга) Что может произойти с этими экосистемами и почему?
Вывод. Круговорот веществ в этих экосистемах незамкнутый.
Назовите главных кормильцев леса. (деревья)
2) Опрос учащихся.
Составьте рассказ о главных производителях леса по опорным словам: КРОНА, ДРЕВЕСИНА, КОРА, КОРНИ. Что обозначают эти слова? (части дерева)
Дополнительные вопросы.
- Какое преимущество имеют высокие деревья перед травами?
- Какие вещества двигаются по сосудам деревьев? (вода и минеральные вещества вверх, соки с органическими веществами вниз)
3) Работа в тетради по русскому языку.
Посмотрите на доску. Что вы заметили?
На доске написаны слова: ЛИСНИЧИЙ, ВОРАБЕЙ, ВОРОНЕ (перо), МУХОЛОФКА.
Письмо с комментированием.
( лесничий - безударная гласная Е в корне лес- и т. д.)
(мухоловка - парная согласная в корне лов-, проверочное слово ловить)
- Проблемная ситуация.
- Какой возникает вопрос? (Сколько корней в слове?)
- Подберите однокоренные слова. (муха, ловить)
Подберите однокоренные слова к слову ЛЕСНИЧИЙ. (лес, лесной, лесник, подлесок)
А с двумя корнями? (лесоруб, лесопосадка, лесопилка, лесоповал, лесовоз)
Какова тема урока русского языка?
Почему слова назвали сложными? (сложили два корня)
Могут ли деревья жить без других обитателей леса?
- «Открытие» детьми нового для себя знания.
а) Постройте цепь питания.
На доске картинки: ЕЛЬ, ДУБ, БЕЛКА, МЫШЬ, КУНИЦА.
ЕЛЬ
БЕЛКА КУНИЦА
МЫШЬ
ДУБ
б) Работа по учебнику. с.49, № 5
- Какая здесь построена цепь питания?
ЕЛЬ ЖУК-УСАЧ ДЯТЕЛ ЯСТРЕБ - Кого не хватает в этих пищевых цепях? (разрушителей)
Вывод. Без потребителей не будут существовать пищевые цепи.
Без потребителей и разрушителей не будет идти круговорот веществ.
- Первичное закрепление.
- Давайте поиграем в игру «Кто кого ест».
Условия игры. Каждый игрок вешает себе на шею на верёвочке картинку с названием какого-либо животного или растения. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них даётся клубок ниток. По команде ведущего он бросает тому «животному» или «растению», которое он «ест» или которое «ест» его. Игроки могут подсказывать друг другу.
- Вывод. Чем больше группы животных и растений, тем разнообразнее и богаче пищевые связи, а чем меньше, тем беднее, грозящие скорой гибелью какому-либо животному в случае исчезновения потребляемой им пищи (засуха или эпидемия).
- ЛИСА
СЕМЕНА ДЯТЕЛ
ВОЛК МЫШЬ
ОРЁЛ ЗАЯЦ
ТЕТЕРЕВ
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
а) Работа в парах.
- Учебник «Обитатели земли». Выполнение задания № 7, 8, с. 50.
Проверка: сравнение с образцом.
Вывод. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.
б) - Какие сложные слова встретились в тексте? (жук-короед, круговорот, экосистема, черноголовка, сухостой, малочисленные (насекомые)
- Введение новых знаний в систему ранее полученных знаний и повторение.
- Чем отличается экосистема леса от других экосистем? (круговорот веществ в лесу замкнут)
СВЕТ
ОПАВШИЙ ЛИСТ ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ СКВОРЕЦ СОКОЛ органические вещества
минеральные веществами
ЧЕРВЬ, ГРИБЫ, МИКРОБЫ МЁРТВЫЕ ОРГАНИЗМЫ- Мы говорили о том, что птицы регулируют круговорот веществ. Давайте поговорим об одной красивой птичке.
Учебник «Русский язык». Упр. 122.
- Читаем задание. Читаем текст. Почему так называется птичка? Как озаглавим текст?
Упр. 123
Читаем задание. Читаем стихотворение. Почему птичка получила такое название? С чем автор сравнивает хвост птицы?
-Запишите слово ГОРИХВОСТКА.
Подберите однокоренные слова. Выделите корень. (горит, горящий, хвост, хвостатый)
- Сравните эти два текста.
Вывод. Учёный — лингвист Ирина Голуб точно описала птицу словами. Поэт Евгений Ильин нарисовал словами картину, использовав сравнение (с горящей спичкой).
- Рефлексия.
- Что узнали об экосистеме леса? (Все обитатели экосистемы леса прекрасно приспособлены друг к другу. Круговорот веществ в лесу замкнут. Поэтому лес устойчив и может существовать долго без нарушения условий.)
- Что такое «сложные слова»?
Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино сказал, что все длинные слова — это сложные слова.
Афанасий (герой учебника) ответил иначе: «Слова, в которых два корня, называются сложными».
-Кто из них прав? Проверьте себя по учебнику, с. 89, правило.
- Итог урока.
- Что нового узнали?
- Зачем нам нужны эти знания7
- Давайте дадим общую оценку нашей работе на уроке. Предоставим слово главному эксперту (выбирают ученика в начале урока).
Оценивание индивидуальных ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по познанию мира и русскому языку в 4 классе.Тема: "Как создаётся книга". "Сложное предложение. Закрепление".
План-конспект интегрированного урока по познанию мира и русскому языку в 4 классе с использованием интерактивной технологии и презентация к уроку (слайды)....
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку в 4 классе по теме «Упражнения в определении падежей имен существительных. Правильное питание»
Урок с мимио презентацией...
интегрированный урок по окружающему миру и английскому языку в 4 классе «Мир глазами астронома»
Небо, звёзды всегда очаровывали людей своей красотой и недосягаемостью. Астрономы ближе всех к ним. Учите детей любить звёздное небо!...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам : "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
интегрированный урок окружающего мира и русского языка...
Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс.
Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс. Место проведения: Исторический парк города Тюмени.Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной инф...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку. 2 класс. Тема: «На лугу. Решаем орфографические задачи»
Цели урока: · Систематизировать изученный материал в рамках раздела “Учимся решать орфографические задачи ”; ·...