- Организация класса
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. - Оформление тетради
- Работа над каллиграфией
- Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить, или в виде темы урока.
- Изучение нового материала
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
- Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала - Упражнение № 69 (стр. 42) – устно
- Упражнение № 70 (стр. 43)
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала
Цель: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу - Упражнение № 68 (стр. 42) – устно
- Упражнение № 73 (стр. 44)
- Домашнее задание
- Итог
- Рефлексия деятельности
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
| - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ксения Владимировна. - Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебник, тетрадь, все необходимое для письма. Посмотрите, застегнут ли ваш рюкзак. Тихо сядьте.
- Начнем урок с оформления тетради. Откройте тетрадь, положите ее с правильным наклоном. Я сразу посмотрю, как вы делаете это. Приготовь для работы ручку. Проверь, как ты сел. Запиши, сегодня, 26 сентября, классная работа, аккуратно, красиво. Проверь, что ты написал и покажи, что ты готов работать. Хорошо.
- Я посмотрела ваши тетради и заметила, что не у всех получается писать заглавные буквы Г, П, Т. Посмотрите на доску, как правильно пишутся буквы. Чем они похожи? - Верно, обратите внимание, что расстояние между всеми элементами одинаковое, они параллельны друг другу, а верхний элемент – не касается нижних элементов, и все элементы пишутся под наклоном. - Рассмотрите, как нельзя писать, какие здесь ошибки? - Соблюдая правила письма этих букв, запишите после классной работы, чередуя, до конца строки. - Соблюдая посадку. - А вот теперь возьми простой карандаш, оцени свою работу по каллиграфии на полях. Если ты отлично выполнил работу, поставь -!-, если работа выполнена хорошо, но все таки есть недочет +, а если ты не доволен работай -. Карандашик в стаканчик. Поднимите руку те дети, которые поставили себе -!-, отлично справились с работой. Опустите руки. - А кто поставил себе -? Пожалуйста, следите за написанием этих букв и в дальнейшем пишите правильно все элементы, о которых мы сегодня с вами говорили. - Назовите фамилию ученика в вашем классе, которая начинается на букву Г, запишите ее на следующей строке. - Назовите имя ученика начинающееся на букву П, запишите его через запятую. - Назовите фамилию ученика, начинающуюся на букву Т, запишите ее через запятую.
- С новой красной строки запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. Ручки отложите. - Послушайте загадку. Есть общее название. Природы состояния, От времени года Зависит … (погода) - Верно ребята, откройте учебник на странице 43(-ей). Сегодня мы будем знакомиться с новым словарным словом «ПОГОДА». - Как вы думаете, какую безударную гласную необходимо вставить? - А кто знает, что такое погода?
- Прочитайте это слово по слогам. - Запишите слово ПОГОДА, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. - Ручки отложите. - На страничке для любознательных прожужжите текст «О словах «погода» и «непогода». - Прочитай ______________ вслух. - Ребята, а как называли время, когда шел дождь или мела метель? - Слово НЕПОГОДА пишется слитно, запишите его после запятой, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. - Поставьте точку, отложите ручки в сторону. - Прочитайте в этом тексте последнюю строчку.
- Запишите это предложение с новой строчки, подчеркните орфограмму и поставьте ударение в слове НЕПОГОДА.
- Ребята, обратите внимание на выделенные слова. Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой: «Зашумела, разгулялась в поле непогода». - Что объединяет эти слова? Какие они по значению? - Послушайте четверостишья. 1. «Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить». 2. «Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон – чёрный, голубь – белый». 3. «Очень толстый червячок Яблоку погрыз бочок. С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу». - Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в этих словах? Чем же интересны эти четверостишья? - Где здесь противопоставление? Соберите пары слов.
- Почему слова попали в одну пару?
- Как вы думаете, как эти слова называются? Правильно, группа таких слов называется антонимы. - А какие похожие слова к слову НЕПОГОДА вы знаете? НЕПОГОДА
вьюга буран метель буря - Вьюга – это снежная буря; буран – снежная буря, метель в степи; метель – сильный ветер со снегом, вьюга; буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. - Какое слово выражает самое сильное явление? - Как одним словом можно назвать эту группу слов? - Что вам известно о синонимах?
-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Верно, сегодня мы поговорим о словах синонимах и антонимах, вы с ними уже знакомы. - Попробуйте сформулировать правило, что же такое синонимы?
- Что такое антонимы? - Давайте проверим, верны ли ваши рассуждения. Откройте учебник не странице 42(-ой) прочитайте правила про себя. - Прочитай ___________ что такое «Синонимы». - Прочитай ___________ что такое «Антонимы». - Повторите, что такое синонимы? - Что такое антонимы?
- Прочитайте упражнение 69 про себя. - Прочитай ______________ вслух. Выпишите из словарей (с. 154-155): а) синонимы к словам интересный, красивый; б) антонимы к словам впереди, мужество. - Ребята, это упражнение мы выполним устно. Откройте страницу 154 в учебнике, давайте рассмотрим словарь. - Обратите внимание, как расположены слова? - Давайте попробуем выполнить задание, найдите синоним к слову доктор? - А теперь антоним к слову ссора? - Давайте выполним само упражнение 69. - Найдите в словаре синонимы к словам интересный и красивый. - Найдите в словаре антонимы к словам впереди, мужество. - Верно, молодцы.
- Прочитайте про себя упражнение 70 на странице 43(-ей). - Прочитай ____________ вслух. Прочитайте. В небе туч.. хмурится. Опустела ул..ца. Св..тофор не унывает. Под д..ждём ст..ит, моргает. На погоду никогда Он не об..жается. Три в..сёлых ог..нька В лужах отражаются. - В каком значении употреблено слово ХМУРИТСЯ, в прямом и переносном? - Почему?
- Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?
- Выполните это упражнение письменно, с новой строки запишите номер упражнения. Вставьте пропущенные буквы и докажите. - Какую букву в слове ТУЧ.. вставим? Почему?
- Какую букву вставим в слове УЛ..ЦА? Почему?
- Какую букву в слове СВ..ТОФОР вставим? Почему?
- Какую букву вставим в слове Д..ЖДЁМ? Почему?
- Какую букву в слове СТ..ИТ вставим? Почему?
- Какую букву вставим в слове ОБ..ЖАЕТСЯ? Почему?
- Какую букву вставим в слове В..СЁЛЫХ? Почему?
- Какую букву в слове ОГ..НЬКА вставим? Почему?
Верно, ребята, сядьте правильно, спишите это упражнение, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. - Кто выполнил задание, проверьте, так ли вы вставили буквы, как я? - Закройте тетради.
Сейчас мы немного отдохнем, я зачитаю вам стих, а вы слушайте внимательно. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:… (Низко). Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:… (Близко). Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты:… (Смельчак). Теперь НАЧАЛО Я скажу, Ну, отвечай:… (Конец). - Как называются слова, которые мы называли? - Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете. Трудный – легкий(А)- приседают Широкий – узкий (А) - приседают Ненасытный – жадный (С) - подпрыгивают Косой – кривой (С) - подпрыгивают Грязный – чистый (А) - приседают Дивный – чудесный (С)- подпрыгивают Аккуратный – неряшливый (А) - приседают Богатый – состоятельный (С) - подпрыгивают Богатый – бедный (А) – приседают |
- Прочитайте упражнение 68 про себя. - Прочитай _____________ вслух. Прочитайте. Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вёс, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните. - Это упражнение мы выполним устно. Вставьте пропущенные буквы в слова. - Будем выполнять по цепочке, начиная с первого ряда.
- Кто допустил ошибки? Вам необходимо дома повторить написание этих слов. - К каким из данных слов можно подобрать синонимы?
- А к каким словам можно подобрать антонимы?
- Назовите «вежливые» слова?
- Когда их употребляют в речи?
- Составьте предложение с одним из слов. - Верно, молодцы ребята!
- Прочитайте упражнение 73 на странице 44(-ой) про себя. - Прочитай _____________ вслух. 1.С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась). - Это упражнение мы будем выполнять по вариантам. - На следующей строке в тетради запишите упражнение 73. - Первый вариант будет выполнять 1 и 2 предложение. Второй вариант - 3 и 4 предложение. - Спишите предложения, заменяя выделенные слова синонимами в скобках. - Первый вариант будет разбирать 1 предложение по членам. Второй вариант – 4 предложение. - Каким синонимом заменили слово СТУДЁНЫЙ? Почему? - Каким синонимом заменили слово СВЕРКАЮТ? Почему? - Каким синонимом заменили слово ЖАРКОЕ? Почему? - Каким синонимом заменили слово ПРОНЕСЛАСЬ? Почему? - Как ты _____________ разобрал первое предложение по членам?
- Как ты _____________ разобрал четвертое предложение?
- Верно ребята, молодцы! - Закройте тетради.
- Откройте дневники, запишем домашнее задание, упр. 72 стр. 44. - Закройте дневники, отложите на подставку.
- С каким новыми понятиями вы познакомились на уроке?
- Чему вы научились? - Что вам понравилось?
- Если вам было интересно и легко работать на уроке, покажите веселый смайлик, если вам было сложно и неинтересно, покажите грустный смайлик. |
- Одинаковое расстояние, сверху шляпка.
- Палочки не параллельные, шляпка на палочках, волнистая.
- ______________
- Полина.
- ______________
- Погода.
- Букву О. - Это природное явление. Когда солнце светит или дождь идет. - По-го-да.
- Это непогода.
- «Зашумела, разгулялась в поле непогода».
- Противоположные.
- Здесь есть противопоставление. - Грустный – весёлый - Чёрный – белый - Толстый – тонкий - Эти пары слов объединяет противоположное значение. - Антонимы.
- Метель, буран, вьюга.
- Буря. - Это синонимы. - Синонимы – это слова, близкие, но отличающиеся оттенками значения слова, отвечающие на один и тот же вопрос. -Речь должна быть красочной, точной, правильной, чтобы интересно было слушать. - О словах антонимах и синонимах.
- Синонимы – это слова, которые пишутся по-разному, но смысл один. - Антонимы – это противоположные по смыслу слова.
- В алфавитном порядке. - Врач. - Мир.
- Занимательный, прекрасный. - Сзади, трусость.
- В переносном. - Хмурится, может не только туча, но и люди.
- Не унывает, стоит, моргает, не обижается. Так говорят о людях.
- Букву А, -ча, -ща, пиши с буквой А. - Букву И, это словарное слово. - Букву Е, проверочное слово свЕт. - Букву О, проверочное слово дОждь. - Букву О, проверочное слово стОя. - Букву И, проверочное слово обИда. - Букву Е, проверочное слово вЕсело. - Букву О, проверочное слово огОнь.
Синонимы и антонимы.
- ЗдраВствуйте, вОробьи, мОркоВь, суББота, Язык, Овёс, сахАр, мАгАзин, Альбом, вместЕ, весЕло, вЬюга, рАбота, жЁлтый, спАсибо, дОрога, хлеБ, мОроз, до свИданИя, хОрОшо, извИните.
- Вьюга – метель, пурга, вместе – вдвоем, втроем, извините – простите. - Здравствуйте – до свидания, сахар – соль, весело – грустно, работа – выходной, спасибо – пожалуйста, мороз – жара, хорошо – плохо. - Здравствуйте, спасибо, до свидания, извините. - Когда здороваются, желают здоровья; благодарят за что-то. - Ответы детей.
- Холодный.
- Сияют.
- Безоблачное. - Промчалась.
- С моря дул холодный ветер. С – предлог Моря- существительное Дул – глагол Холодный – прилагательное ветер-существительное ветер(какой?)холодный Дул(откуда?)с моря - По улице промчалась пожарная машина. По – предлог Улице - существительное Промчалась – глагол Пожарная – прилагательное Машина – существительное машина (какая?) пожарная промчалась (где?) по улице
- Синонимы и антонимы. |
Слайд 1
Слайд 2 - п..года погόда
Слайд 3 - непогόда
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 (определения слов)
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 10 (появляются пропущенные буквы)
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 12 (появляются пропущенные буквы)
Слайд 13
Слайд 14 (появляются синонимы)
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17 |