Конспект урока по русскому языку " Синонимы и антонимы" УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Турлович Татьяна Викторовна

Материал урока ставит цель совершенствовать умение учащихся подбирать синонимы и антонимы к словам, что приводит к расширению словарного запаса детей, обогащает их устную и письменную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Синонимы и антонимы. Развитие речи».

Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу,  условия для использования понятий синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание темы, понятия и термины: антонимы, синонимы. Словарь антонимов и синонимов. Пословицы. Развитие речи.

Образовательные ресурсы: словари антонимов и синонимов; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, проектор, экран, компьютер.

Сценарий урока.

  1. Инициация. 

Учитель: - Нас сегодня ждет дорога,

                    И узнать нам надо много,

        Так возьмемся, ребята,

        Скорей за работу!

-Готовы к путешествию по странам русского языка?

Дети проявляют свою отзывчивость на слова учителя.

  1. Вхождение и погружение в тему.

На доске появляются две надписи: «Синонимия» и «Антонимия».

Постановка целей урока: будем закреплять умения подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам, а при затруднении пользоваться словарями синонимов и антонимов; развивать свою речь, пополняя словарный запас новыми словами.

Учитель: -Вы согласны со мной? Каких результатов вы ожидаете от урока?

Ожидание учеников (планирование эффектов урока):

Хотим быстро подбирать синонимы и антонимы, уметь находить их в тексте, в пословицах.

  1. Интерактивная лекция.

 Учитель: - Что за страна «Синонимия»?

Дети: Это страна, в которой живут синонимы- слова близкие по значению.

Учитель: -Правильно, молодцы!

-А сейчас мы поиграем в игру «Составь пары синонимов» (электронное приложение  к учебнику  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.- Внимание на экран.

IV. Эмоциональная разрядка.

                             V. Проработка содержания темы.

  1. Работа в тетрадях.

Чистописание: -ребята, напишите те буквы или соединения, которые у вас плохо  получаются.

Списывание. На доске написаны пословицы.

Учитель: -Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните.

                   Объясните смысл данных пословиц.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

(детям выдаются отпечатанные задания на карточках)

К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их стрелочками

алфавит               аккуратный

огонь                    алый

чистый                 скакать

прыгать                азбука

бросать                пламя

красный               кидать

    Учитель: - Следующее задание будете выполнять в паре; обсудите вместе правильность выполнения и только тогда записывайте в тетрадь парами-синонимами.

Эмоциональная разрядка

        2.Учитель обращает внимание на вторую «страну» Антонимию.

-В  стране «Синонимия» вы прекрасно справились с заданиями, посмотрим как вы выполните задания, предложенные в другой стране «Антонимия».

1)Игра «Составь пословицы» (антонимы, электронное приложение к учебнику)

2) Учитель: следующее задание будем выполнять вместе (напечатано на карточке), писать будем на доске по – очереди, а остальные в тетрадях.

Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.

Зима - _________________(холод, весна, снег, лето)

Тихо - __________________(темно, дети, громко)

Конец - _________________(обрыв, начало, всё)

Глубокий - __________________(бездонный, мелкий)

Физминутка. Давайте поиграем:
Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь низко, 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь близко. 
Скажу тебе я слово трус. 
Ответишь ты смельчак. 
Теперь начало я скажу, 
Ну, отвечай: конец. 

             

3) Групповая работа (На парту даётся карточка с заданием. Какая пара быстрее и правильнее выполнит).

Подберите антонимы, обозначающие:

ВРЕМЯ:

рано - __________________,

рассвет - ________________,

осень - __________________,

зима - ___________________.

ПРОСТРАНСТВО:

далёкий - _______________,

высокий - _______________,

широкий - _______________.

КАЧЕСТВА, СВОЙСТВА:

грязный - _______________,

дорогой - _______________,

полезный - ______________.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

храбрый - _______________,

ленивый - _______________,

молчаливый - ____________.

Учитель: - Впишите в карточку правильные ответы.

VI. Рефлексия.

Учитель: -Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.

 На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным.

Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо умение подбирать синонимы и антонимы к словам?

Учитель дает оценку  деятельности всего класса и отдельных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку Синонимы и антонимы

УМК: «Школа России».Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: комбинированный.Тема: «Синонимы и антонимы».Цель: формировать умение грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы, расши...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы в тексте"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы" 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: СинонимыЦели деятельности учителя: формирования умения работать со словарём синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимыПланируемые результатыПред...