Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Осипова Марина Дмитриевна

На данном уроке учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта урока по русскому языку

учителя начальных классов

Осиповой Марины Дмитриевны

Тип урока:

Урок отработки умений и рефлексии.

Класс:

Тема:

«Синонимы и антонимы»

Образовательная программа, автор:

УМК Школа России. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе:

Слово в языке и речи.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений находить синонимы, антонимы в предложении, в тексте. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со словарем антонимов и синонимов.

Содержательная цель: познакомить учащихся с антонимами и синонимами.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока.

Познавательные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.

Предметные: находить синонимы, антонимы в предложении, в тексте.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Методы: словесный, практический, наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная.

Описание применяемых образовательных технологий , обоснование их использование:

Здоровье-сберегающая технология, технология развивающего обучения, технология деятельностного метода

Описание методов оценивания, применяемых на уроке:

Самооценка, взаимооценка.

Средства обучения:

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс «Русский язык» 1 часть.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) в учебной деятельности

-Здравствуйте дети,

давайте подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок. Сидим прямо, спины выпрямили.

Приветствуют учителя

Личностные

Коммуникативные

Этап актуализации и пробного учебного действии

-Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа. Спишите, как показано на слайде. Вставьте пропущенные буквы.

Пишем аккуратно, красиво.

  1. Минутка чистописания.

Подчеркните орфограммы. Какая буква получилась лучше всех, какая хуже?

  1. Словарно-орфографическая работа.

-Проведем словарную работу. Слушаем внимательно и записываем аккуратно, красиво под диктовку: здравствуйте, воробьи, морковь, суббота, язык, овёс.

-На слайде написано правильное написание этих слов. Проверьте себя. У кого нет ошибок, поднимите руку. У кого одна? Две?

  1. Пробное действие.

Коммуникативные

Познавательные

  • Запишите слова в столбик и подберите к ним синонимы.

Лгать, несчастье, пасмурный,

  • Запишите слова в столбик и подберите к ним антонимы. Веселый, плохой, лень - Все ли справились?

Кто догадался, как мы можем проверить правильность задания?

Давайте проверим. Откроем стр. 154-155.

По словарю антонимов и синонимов.

Этап локализации индивидуальных затруднений

-Почему вы затруднились выполнить это задание? -Какая тема нашего урока?

Мы не знаем.

Синонимы и антонимы.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

-Какую цель перед собой поставим?

-Ребята, посмотрите план нашего урока. Вам нужно расставить его в правильной последовательности, чтобы мы могли достичь нашу цель.

- Как мы будем это делать?

-Итак, будем следовать нашим целям.

Научиться подбирать к слову синонимы, антонимы. Находить синонимы, антонимы в предложении, в тексте.

  1. Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
  2. Научимся находить синонимы и антонимы в предложении, в тексте. Подбирать к слову синонимы и антонимы.
  3. Научимся работать со словарем антонимов и антонимов.

Коммуникативные

Этап реализации построенного проекта

-Давайте вспомним, что такое синонимы? Прочитайте в учебнике на стр. 42.

-Например?

-Что такое антонимы?

Синонимы – это слова, которые звучат пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

Метель, вьюга, пурга, буран. Антонимы-это слова, противоположные по смыслу.

Коммуникативные

Познавательные Предметные

  • Например?

  • Выполним упр. 74 вместе. Что нужно сделать, прочитайте?

  • Подберем синонимы к первой группы.

  • Теперь антонимы ко второй группы.

  • Нам предлагают проверить себя по словарю. Давайте откроем словарь антонимов и синонимов на стр. 154-155.

Все ли верно мы подобрали?

Храбрый-трусливый, крошечныйогромный.

Подобрать к словам первой группы синонимы, ко второйантонимы.

Быстрый- скорый, доктор- врач, охранять- сторожить, интересныйувлекательный, говоритьбеседовать, лётчик- пилот, душистый- ароматный, красный- алый, зябнуть- замерзать. Горький- сладкий, начинать- заканчивать, редкий- частый, ссора- примирение, острый- тупой, вредный- полезный, смеяться- грустить, близкий- далёкий.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

-Прочитаем на стр. 43 «Страничка для любознательных».

-Что мы узнали из прочитанного?

  • Что нам нужно сделать?
  • Кто нашёл и может назвать антонимы?
  • Запишем их.
  • Как вы искали антонимы в тексте?

Погодой раньше называли ясное, сухое время, а непогодой, когда шел дождь и мела метель. Найти антонимы в тексте.

Погода-непогода

По словарю антонимов.

Коммуникативные

Познавательные

Предметные

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Сейчас, я вам раздам карточки вы должны подобрать к данным словам синонимы. Здравствуйте, магазин, альбом, вместе, весело, вьюга, работа, жёлтый, спасибо, дорога, хлеб, мороз, до свидания, хорошо, извините. - Антонимы.

Здравствуйте, сахар, вместе, весело, работа, дорога, мороз, до свидания, хорошо.

Синонимы:

Здравствуйте — привет, магазин — лавка, вместе — сообща, весело — радостно, вьюга — метель, работа — труд, спасибо — благодарю, дорога — путь,

Познавательные Предметные

Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Правильные ответы на слайде. У кого нету ошибок? У кого одна? Две?

хлеб — булка, мороз — холод, до свидания — пока, хорошо — удачно, извините — простите.

Антонимы:

Здравствуйте — до свидания, сахар — соль, вместе — порознь, весело — грустно, работа — безделье, мороз — жара,

до свидания — здравствуйте, хорошо — плохо

Этап включения в систему знаний и повторения

-Сегодня мы с вами повторили знания о словах антонимах и синонимах. Кто знает, какие есть еще слова? -Верно. Что такое омонимы?

- Давайте откроем словарь омонимов и посмотрим примеры, таких слов.

Омонимы.

Омонимы- это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Познавательные Личностные

Этап рефлексии УД на уроке

Наш урок подходит к концу. Что вы знали?

Что нового узнали?

Какова была цель в начале урока? Достигли мы ее?

Выберите и дополните одно из предложений:

  1. Мне на уроке было интересно…
  2. Мне на уроке было трудно…

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

3. Урок заставил задуматься о том, что … - Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Слова - антонимы""

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать формированию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте.Задачи урока:Дида...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о тексте-повествовании и его признакахЗадачи урока:Дидактические:Знать, что такое текст-повествование;Уметь находить глаголы в тексте, наблю...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...

Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы, омонимы, антонимы" 3 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы, омонимы, антонимы" 3 класс...