Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
На данном уроке учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока по русскому языку
учителя начальных классов
Осиповой Марины Дмитриевны
Тип урока: | Урок отработки умений и рефлексии. |
Класс: | 3Б |
Тема: | «Синонимы и антонимы» |
Образовательная программа, автор: | УМК Школа России. Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
Определение места урока в изучаемой теме, разделе: | Слово в языке и речи. |
Цели урока: | Деятельностная цель: формирование у учащихся умений находить синонимы, антонимы в предложении, в тексте. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со словарем антонимов и синонимов. Содержательная цель: познакомить учащихся с антонимами и синонимами. |
Планируемые результаты: | Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка. Метапредметные: Регулятивные: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока. Познавательные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение. Предметные: находить синонимы, антонимы в предложении, в тексте. Подбирать к слову синонимы, антонимы. |
Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: | Методы: словесный, практический, наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Описание применяемых образовательных технологий , обоснование их использование: | Здоровье-сберегающая технология, технология развивающего обучения, технология деятельностного метода |
Описание методов оценивания, применяемых на уроке: | Самооценка, взаимооценка. |
Средства обучения: | Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс «Русский язык» 1 часть. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап мотивации (самоопределения) в учебной деятельности | -Здравствуйте дети, давайте подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок. Сидим прямо, спины выпрямили. | Приветствуют учителя | Личностные Коммуникативные
|
Этап актуализации и пробного учебного действии | -Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа. Спишите, как показано на слайде. Вставьте пропущенные буквы. Пишем аккуратно, красиво.
Подчеркните орфограммы. Какая буква получилась лучше всех, какая хуже?
-Проведем словарную работу. Слушаем внимательно и записываем аккуратно, красиво под диктовку: здравствуйте, воробьи, морковь, суббота, язык, овёс. -На слайде написано правильное написание этих слов. Проверьте себя. У кого нет ошибок, поднимите руку. У кого одна? Две?
|
| Коммуникативные Познавательные
|
Лгать, несчастье, пасмурный,
Кто догадался, как мы можем проверить правильность задания? Давайте проверим. Откроем стр. 154-155. |
По словарю антонимов и синонимов. | ||
Этап локализации индивидуальных затруднений | -Почему вы затруднились выполнить это задание? -Какая тема нашего урока?
| Мы не знаем.
Синонимы и антонимы.
| Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. | -Какую цель перед собой поставим? -Ребята, посмотрите план нашего урока. Вам нужно расставить его в правильной последовательности, чтобы мы могли достичь нашу цель. - Как мы будем это делать? -Итак, будем следовать нашим целям. | Научиться подбирать к слову синонимы, антонимы. Находить синонимы, антонимы в предложении, в тексте.
| Коммуникативные
|
Этап реализации построенного проекта | -Давайте вспомним, что такое синонимы? Прочитайте в учебнике на стр. 42.
-Например?
-Что такое антонимы?
| Синонимы – это слова, которые звучат пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. Метель, вьюга, пурга, буран. Антонимы-это слова, противоположные по смыслу. | Коммуникативные Познавательные Предметные |
Все ли верно мы подобрали? | Храбрый-трусливый, крошечныйогромный. Подобрать к словам первой группы синонимы, ко второйантонимы. Быстрый- скорый, доктор- врач, охранять- сторожить, интересныйувлекательный, говоритьбеседовать, лётчик- пилот, душистый- ароматный, красный- алый, зябнуть- замерзать. Горький- сладкий, начинать- заканчивать, редкий- частый, ссора- примирение, острый- тупой, вредный- полезный, смеяться- грустить, близкий- далёкий.
| ||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Прочитаем на стр. 43 «Страничка для любознательных». -Что мы узнали из прочитанного?
|
Погодой раньше называли ясное, сухое время, а непогодой, когда шел дождь и мела метель. Найти антонимы в тексте. Погода-непогода
По словарю антонимов. | Коммуникативные Познавательные Предметные |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - Сейчас, я вам раздам карточки вы должны подобрать к данным словам синонимы. Здравствуйте, магазин, альбом, вместе, весело, вьюга, работа, жёлтый, спасибо, дорога, хлеб, мороз, до свидания, хорошо, извините. - Антонимы. Здравствуйте, сахар, вместе, весело, работа, дорога, мороз, до свидания, хорошо. | Синонимы: Здравствуйте — привет, магазин — лавка, вместе — сообща, весело — радостно, вьюга — метель, работа — труд, спасибо — благодарю, дорога — путь, | Познавательные Предметные |
Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Правильные ответы на слайде. У кого нету ошибок? У кого одна? Две? | хлеб — булка, мороз — холод, до свидания — пока, хорошо — удачно, извините — простите. Антонимы: Здравствуйте — до свидания, сахар — соль, вместе — порознь, весело — грустно, работа — безделье, мороз — жара, до свидания — здравствуйте, хорошо — плохо | ||
Этап включения в систему знаний и повторения | -Сегодня мы с вами повторили знания о словах антонимах и синонимах. Кто знает, какие есть еще слова? -Верно. Что такое омонимы?
- Давайте откроем словарь омонимов и посмотрим примеры, таких слов. | Омонимы.
Омонимы- это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение. | Познавательные Личностные |
Этап рефлексии УД на уроке | Наш урок подходит к концу. Что вы знали? Что нового узнали? Какова была цель в начале урока? Достигли мы ее? Выберите и дополните одно из предложений:
| Анализируют урок. Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке | Познавательные Коммуникативные Личностные
|
3. Урок заставил задуматься о том, что … - Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Слова - антонимы""
Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать формированию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте.Задачи урока:Дида...
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о тексте-повествовании и его признакахЗадачи урока:Дидактические:Знать, что такое текст-повествование;Уметь находить глаголы в тексте, наблю...
Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."
Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...
Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы, омонимы, антонимы" 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы, омонимы, антонимы" 3 класс...