Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы, омонимы, антонимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дригота Ирина Андреевна

Технологическая карта урока по русскому языку "Синонимы, омонимы, антонимы" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Дригота Ирина Андреевна 

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы».

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок из раздела «Слово в языке и речи» (раздел №3).

Цель: создание условий для актуализации  знаний о синонимах, антонимах, омонимах и умения использовать их в активном словаре.

(деятельностная) - формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия

(содержательная) -   расширять понятия  базы за счет включения в неё новых элементов.

Оборудование:  «Русский язык» авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 4 класс (УМК «Школа России»), тетрадь, карточки с заданиями, презентация, мультимедийный проектор.

Ссылка на урок (см. технологическую карту урока)

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Понятия:

синонимы, антонимы, омонимы

Действия:

- различать синонимы, антонимы, омонимы в речи, предложениях;

- уметь подбирать  к словам синонимы, антонимы;

-уметь писать синонимический ряд, используя слова для выбора;

 - приводить примеры синонимов, антонимов, омонимов.

-Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока;

-осуществлять поиск средств ее достижения;

– планировать собственную деятельность;

- проверять и оценивать результаты своей работы и работы сверстников по совместно выработанным критериям;

– уметь определять границы коллективного знания и незнания.

-  Извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом, сравнивать;

- находить сходство и различие фактов и явлений;

- ориентироваться на решение учебной задачи и анализировать изучаемое с выделением существенных признаков;

- находить нужную информацию,наблюдать,обобщать,доказывать и делать самостоятельные выводы.

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности.

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- проявлять доброжелательность;

- сотрудничать с учителем

сверстниками;

- быть самостоятельным,

- адекватно оценивать свои действия и результаты работы;

- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи в группе с обучающимися.

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Проверить готовность к уроку

Приветствие.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Думаю, что сегодня будет вам под силу решить все проблемы, справиться со всеми трудностями!

Организует создание рабочей атмосферы.

Настраиваются на работу.

Приветствуют учителя.

Нацеливание на успешную учебную деятельность.

Настрой обучающихся на учебную деятельность.

2

Мотивация к учебной деятельности

Включить обучающихся  в учебную деятельность на значимом уровне.

Повторение темы прошлого урока.

Словесный метод:

-Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?

- Какой раздел программы мы с вами изучаем?

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

-На какие две группы делятся слова в зависимости от лексического значения?

Наглядный метод:

- Посмотрите на слайд: Какие из слов имеют одно лексическое значение, какие несколько? (однозначное и многозначное)

-Какие из слов имеют прямое и переносное значения? Посмотрите на слайд и назовите их. (слайд №2)

-Молодцы, вы правильно всё определили.

Организует анализ визуальной информации;

-организует выделение главного в информации;

-подводит к подбору доказательств. Выявить затруднения  у обучающихся в   усвоении пройденной темы.

Воспринимают

визуальную

информацию;

-анализируют и выделяют главное;

-высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают в тетради число, классная работа, чистописание.

Отвечают на вопросы учителя

Диалог учителя с учениками.

Дает оценку учебной деятельности

Учитель видит, что обучающиеся включились в учебную деятельность.

Выделение  и осознание  проблемы.

3.

Актуализация знаний и

выявление индивидуальных затруднений.

С проверкой по эталону

Актуализировать знания;

-фиксировать индивидуальное  затруднение.

1.Комментированная запись числа.

Откройте тетрадь. Запишите дату и классную работу.

2. Чистописание

Посмотрите на слайд.

-Какое слово зашифровано в ребусе? (завод).

- Какое лексическое значение имеет это слово?

- Однозначное оно или многозначное?

-Какие все согласные звуки по твердости-мягкости в этом слове?

Запись начальной буквы «Зз»

и слов с ней.

3.Словарная работа (см.слайд №) Наглядный метод:

Запишите  по данному  лексическому значению слово.

1) Шестой день недели.

2) Инструмент для труда.

3) Зимний месяц.

4) Домашнее животное.

5) Слово благодарности.

6) Утренняя еда.

7)Посуда для супа.

8) Человек, который работает в библиотеке.

9) Устройство для связи.

10) Водный транспорт.

-Какое из этих слов является многозначным?

-Какое второе лексическое значение имеет?

4. Проверка   по эталону.

Критерии оценивания.

На отметку «5» - написано без ошибок.

На «4» - 1-2 ошибки в диктанте.

На «3» - 3-4 ошибки в диктанте.

На «2»: -  5 ошибок в диктанте.

Организует анализ визуальной информации

Организует выделение главного в информации

Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;

-подводит к алгоритму оценки.

Активация каллиграфического навыка

Вспоминают правильное написание словарных слов  и записывают их.

Самопроверка.

Сверяют с эталоном, на доске (слайд 14)

Делают выводы о знании словарных слов,  исправляют ошибки, оценивают свою работу.

Воспринимают визуальную информацию;

-анализируют и выделяют главное.

Отвечают на вопросы учителя

Делают выводы о знании словарных слов,  вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

Правильность написания.

Правильность написания словарных слов.

Оценивание  результатов  собственной деятельности.

4.

Формулирование проблемы

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации

1. Постановка учебной проблемы и пути ее решения. Работа в группах.

Для каждой группы приготовлены слова на карточках (одинаковые слова, но только у каждой группы свой цвет).

- Посмотрите на доске есть 3 домика. Вам надо заселить слова в нужные домики.

Подумайте какие слова подходят для каждого домика, и как можно потом назвать эти домики и слова в них.

C:\Users\777\Desktop\578f9f30429a11560905d491.pngC:\Users\777\Desktop\phoca_thumb_l_5323.jpgC:\Users\777\Desktop\i (5).jpg

Слова: Алфавит, азбука, ученик, школьник, высокий, низкий, большой, маленький, норка, лисички.

Домики: Синонимы, антонимы, омонимы. (они не подписаны, дети сами должны догадаться).

- Как вы разбили слова и почему?

-Какие слова отнесли к Дому №1, №2, №3.

-Как можно назвать эти дома, кто помнит?

2.Вывод.

- Что такое слова «Синонимы», «Антонимы»? -Каковы они по написанию и лексическому значению? Приведите примеры.

-Что можно сказать о словах в последнем доме?

-Каковы они по написанию и лексическому значению? -Может кто-то знает как они называются?

3. Целеполагание.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Цель урока? Что мы будем изучать на уроке?.

Выявляет затруднения  у обучающихся в   усвоении пройденной темы. Организует понимание следующих шагов к расширению темы урока;

Выстраивает логическую цепочку учебных действий

Организует понимание следующих шагов к расширению темы урока.

Воспринимают визуальную информацию;

-анализируют и выделяют главное;

-высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Отвечают на вопросы

Участвуют в составлении плана.

Обсуждают в группах  проблемную ситуацию, поставленную перед ними,  и находят пути ее решения

Диалог учителя с учениками

.

Выделяют главное в информации  и обобщают.

Самоопределение в теме предмета.

Выстраивают

понимание следующих шагов к расширению темы урока;

-выстроить спланировать логическую цепочку учебных действий.

Умение строить речевые высказывания. Умение слушать мнение других, находить верное, сравнивая с другими, доказывать свое мнение.

Умение отвечать на вопросы учителя и строить речевые высказывания

Умение планировать свои действия (регул.УУД)

5

Развитие умений. А) Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи.

Организовать работу по первичному применению полученных знаний

Работа в группах:

 Открываем учебник на странице 47 номер 69. Прочитай задание (учащиеся должны по иллюстрации найти синонимы, антонимы и омонимы и составить 2-3 предложения с любым из найденых слов)

-Определите, на каком рисунке слова-синонимы? Почему?

-Определите, на каком рисунке слова-антонимы? Почему?

- Определите, на каком рисунке слова-омонимы? Почему?

-Составьте предложение по любому рисунку и запишите его в тетрадь.

-Итак, кто какие предложения составил, кто готов поделиться со всеми?

Вывод:

-Давайте сделаем вывод, какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами.

3. Составление памятки-правила (в помощь упр.70 на стр.49)

Организует самостоятельную работу в группах

Ставит проблемный вопрос.

Организует проверку и самопроверку

Организует работу в составлении правила

- Демонстрируют уровень знаний;

- высказывают свой взгляд на учебную проблему;

- обсуждают.

Сообщают о результатах (представитель от каждой группы)

Организуют выделение главного в информации;

-подводит к подбору доказательств.

Обсуждают и доказывают результат выполненной  работы.

Проверяют

Диалог учителя с ученикам.

Дает оценку учебной деятельности.

Памятка записана на доске.

Умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану (регул.УУД)

Уровень умения договариваться и находить общее решение в совместной деятельности,

сотрудничать в совместном выполнении заданий; отстаивать свою точку зрения, сотрудничать в совместном выполнении заданий;

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета (коммун.УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной  речи

6

Первичное закрепление материала

Применение полученных знаний

Физминутка.

Игра «Топайте – хлопайте»

- Теперь все встаем. Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы - хлопаете……

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый,

 тихо – громко,

строить – разрушать,

друг – товарищ и т.д.

-Тихонечко присаживаемся.

Организует работы по первичному закреплению материала с использованием физических упражнений

Воспринимают речь учителя.

Выполняют физминутку

Выполняют физминутку

7

Б) Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

В) Этап включения в систему знаний и повторения.

Организовать самостоятельную работу по применению полученных знаний

Реализация способа действия, соотнесенная с эталоном.

Самостоятельная работа.

Задание

Работа в учебнике:

Стр.48, упр. 72.

-Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

Задание:

– Спишите предложения, где употреблены синонимы.

– Спишите предложения, где употреблены антонимы.– Спишите предложения, где употреблены омонимы.

– Подпишите сверху над словами синонимы - с, антонимы - а, омонимы – о.

-А теперь расскажите, что у вас получилось. В каких пословицах встретились слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы.

Проверка задания с учителем по эталону

- Посмотрите на слайд №7. Перед вами текст.

Сегодня  холодный   пасмурный   день. Стоит  ненастная  погода. По небу плывут тяжёлые  тучи. Под ногами сырая  земля.

 Прочитайте его.

-Какое у вас настроение вызвал этот текст? Почему? Какие слова сыграли в этом роль?

- Как сделать этот текст более весёлым?

Задание  группе:

- заменить пропущенные слова противоположными по смыслу.

Раздать подсказки: тёплый, солнечный, ясная, лёгкие, сухая.

Работают над заменой синонимов антонимами.

Сегодня ___________    _________  день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ облака.  Под ногами __________ земля.

Прочитайте, какой текст у вас получился.

Самостоятельно готовятся к выполнению задания.

Организует деятельность  по проверке усвоения материала.

Организует деятельность  по проверке усвоения материала.

Находят и определяют в пословицах слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы.

Проверка задания с учителем по эталону

Проверка задания с учителем по эталону

Записывают предложения, где употреблены синонимы, далее предложения - где антонимы и предложения – где омонимы.

Сверяют с эталоном.

Анализ изучаемых объектов с выделением существенных признаков

Сверяют с эталоном.

Умение применять полученные знания.

Умение строить речевые высказывания.

6

Рефлексия деятельности на уроке

Самопределиться в уровне усвоения способа действия и понимания темы.

Итог урока:

-Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? Справились ли с сегодняшней темой?

- Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Организует фиксацию  знаний  с помощью итоговых вопросов.

Определение трудностей на уроке.

Диалог с учениками

Умение применять знания и вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок

Умение определять ключевые слова и делать умозаключения.

7

Самооценка деятельности на уроке

Соотнесение цели урока и его результатов

Подведём итог и оценим свои достижения

- Какую оценку за урок ты бы сегодня себе поставил?

Контроль и оценка результатов учебной деятельности

Оценивание  результатов  собственной деятельности на основе успешности.

Оценка  собственной  и коллективной  деятельности.

Оценивание   на основе критериев успешности

8

Домашнее задание

Запишите домашнее задание: в учебнике, с.48 упр. 73.

Контроль за записью домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневник

Умение применять полученные знания.

1.Презентация  «Синонимы, антонимы, омонимы».

2.Словарная работа 

1) Шестой день недели.

2) Инструмент для труда.

3) Зимний месяц.

4) Домашнее животное.

5) Слово благодарности.

6) Утренняя еда.

7)Посуда для супа.

8) Человек, который работает в библиотеке.

9) Устройство для связи.

10) Водный транспорт.

3.Работа в группах.

Для каждой группы приготовлены слова на карточках (одинаковые слова, но только у каждой группы свой цвет).

- Посмотрите на доске есть 3 домика. Вам надо заселить слова в нужные домики.

Подумайте какие слова подходят для каждого домика, и как можно потом назвать эти домики и слова в них.

     C:\Users\777\Desktop\578f9f30429a11560905d491.png  C:\Users\777\Desktop\phoca_thumb_l_5323.jpgC:\Users\777\Desktop\i (5).jpg

Слова: Алфавит, азбука, ученик, школьник, высокий, низкий, большой, маленький, норка, лисички.

Домики: Синонимы, антонимы, омонимы. (они не подписаны, дети сами должны догадаться).

4.Работа в группах.

Задание  группе:

- заменить пропущенные слова противоположными по смыслу.

Раздать подсказки: тёплый, солнечный, ясная, лёгкие, сухая.

Сегодня  холодный   пасмурный   день. Стоит  ненастная  погода. По небу плывут тяжёлые  тучи. Под ногами сырая  земля

Сегодня ___________    _________  день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ облака.  Под ногами __________ земля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Тема «Синонимы, антонимы, омонимы» Выполнила: Дригота И.А. учитель начальных классов МКОУ Журавлёвской НОШ №23

Слайд 4

ЗАВОД

Слайд 6

1.Шестой день недели. 2. Инструмент для труда. 3.Зимний месяц. 4.Домашнее животное. 5.Слово благодарности. 6.Утренняя еда. 7.Посуда для супа. 8.Человек, работающий в библиотеке. 9. Устройство для связи. 10. Водный транспорт Словарная работа: 1.Суббота 2.Лопата 3. Декабрь, январь, февраль 4. Собака 5.Спасибо 6. Завтрак 7. Тарелка 8. Библиотекарь 9.Телефон 10. Корабль.

Слайд 8

низкий лисички азбука маленький большой букварь норка высокий ученик школьник низкий

Слайд 9

низкий высокий большой маленький норка лисички азбука букварь ученик школьник

Слайд 11

Учебник стр.48, упр.72 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. В большом горе и маленькая радость велика. Кому честь, тому и почёт. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей. а а а а а а а с с а а а а а а о

Слайд 12

Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые тучи. Под ногами сырая земля. Сегодня тёплый солнечный день. Стоит прекрасная погода. По небу плывут лёгкие тучи. Под ногами сухая земля.

Слайд 13

Рефлексия: Что мы сегодня изучили? Что вы помните о синонимах? Об антонимах? Об омонимах? Какие умения развивали на этом уроке? Справились ли с сегодняшней темой?

Слайд 15

Домашнее задание Учить правила, учебник.стр.48 упр.73

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык.Тема: " Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Правописание элементов букв Ж,Э,Х,Ф".

Пример технологической карты урока  Учитель ___________________________________________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкТема: Правописание...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Приставки и предлоги".

технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива" для 3 класса с использованием активных форм обучения (сингапурских методик)...