Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Стерхова Анна Владимировна

Русский язык 3 класс(базовый уровень). Тема "Личные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_urok.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урок русского языка.

3 класс  Тема: «Личные местоимения»

1 Цель урока: способствовать формированию общего представления о местоимении как части речи.

Задачи:

  • образовательные: дать представление  о местоимении, формировать умение распознавать местоимения, формировать умение правильно пользоваться местоимениями в речи, познакомить с морфологическими признаками личных местоимений.
  • развивающие:  создать условия для развития коммуникативных навыков.
  • воспитательные: создать условия для реальной самооценки обучающихся, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах и малых группах.

1.2 Содержание учебного материала и этапы урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный

Организует детей, настраивает на работу.

Мотивирует обучающихся в погружение содержания урока.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Слушают и смотрят презентацию.

Личностные УУД:

-выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Предлагает ответить на вопрос.

Организует работу малых групп и работу в них.

Создает проблемную ситуацию. Мотивирует к активной рефлексии.

Отвечают на вопрос.

Работают в группах.

Повторяют и уточняют представления об имени существительном.

Высказывают предположения, фиксируют затруднение в поиске вариантов решения проблемы, выявляют причину.

Познавательные УУД:

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Регулятивные УУД:

- прогнозирование;

- фиксирование индивидуального

затруднения.

Коммуникативные УУД:

-аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации;

-учет разных мнений.

Личностные УУД:

-способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

-в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести.

3. Поиск решения («открытие» нового знания)

Организует продолжение просмотра презентации.

Помогает сформулировать учебную задачу урока.

Организует наблюдение за местоимениями в учебнике.

Предлагает проанализировать объяснение нового материала в учебнике.

Слушают рассказ учителя и аудиозапись речи волшебника. Находят оригинальное решение проблемы.

Определяют учебную задачу урока.

Выполняют задания, комментируют. Делают выводы, проверяют их по учебнику.

Учащиеся работают с правилом, делают выводы.

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

- извлечение необходимой информации из текста;

- умение структурировать знания;

- постановка и формулирование учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу.

4. Первичное закрепление.

Организует работу с упражнением 157.

Формирует коммуникативные универсальные учебные действия через работу в парах.

Организует работу обучающихся с раздаточным материалом при работе с личными местоимениями.  

Читают. Готовятся и пишут стихотворение по памяти. Проводят самопроверку. Доказывают, что найденные слова, являются местоимениями.

Работают в парах.

Достают из конверта слова. Осуществляют анализ информации.

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,

- извлечение необходимой информации представленной в разных формах (таблица)

Регулятивные УУД:

-составление плана решения отдельной учебной задачи совместно с классом.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- учет разных мнений.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Анализируют информацию в таблице  «Сведения о языке» на стр.93

Способствует снятию усталости, организует физминутку.  

Побуждает к самооценке полученных на уроке знаний.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради.

Делают выводы о лице и числе местоимений.

Осуществляют снятие статического напряжения через физические упражнения

Читают, выполняют задания. Делают вывод, что местоимения в предложении могут быть подлежащими.

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,

-структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

- составление плана решения отдельной учебной задачи;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

6. Рефлексия

Осуществляет мониторинг уровня  планируемых результатов .Создает условия для рефлексии обучающихся на уроке. Помогает провести самооценку. Дифференцирует  домашнее задание (минимум – для всех, творческое - по желанию).

Показывают уровень освоения нового материала. Соотносят цель и результат деятельности.  Осмысляют личностные результаты урока. Составляют портрет класса с помощью смайликов. Определяют (каждый для себя) домашнее задание

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция;

-  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД:

- адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности.

1.3Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке.

1.Наблюдение  за выполнением самостоятельной работы  учебных заданий совместного типа в парах и группах, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.

2. Самостоятельная работа в рабочей тетради с самопроверкой по эталону.

3.  Лист самооценки  «Незаконченные предложения»

4. Игра «Оратор»

5. Самоанализ «Портрет класса»

1.4 Методическая разработка урока

Тип урока: изучение нового материала.

«У»- учитель

«О» обучающиеся

1. Организационный этап.

У: Организует детей, настраивает на работу. Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, размышлять, если цените русский язык  - этот урок для Вас. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.                                                                                                                                                         О: Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Слушают и смотрят презентацию.                                                                     У: Мотивирует обучающихся в погружение содержания урока. (Предлагает прослушать и просмотреть на  слайдах начало сказочной истории.) В далёкие времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал, в сырой пещере, жил злой колдун. Он долго ломал голову над тем, как бы навредить своим соседям?  И, наконец, придумал наказание.  Колдун схватил свой волшебный посох, ударил им три раза о землю и прокричал: «Пусть эти счастливчики забудут  свои имена, пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Вот теперь-то они обязательно рассорятся, не понимая друг друга. Придёт конец их счастью и радости! В царстве уже царил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались дать объяснение случившемуся, объясниться друг с другом, но у них ничего не получалось.  Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как общаться и понимать друг друга - они не знали. И от этого очень страдали.                                                                                            2.Актуализация знаний.                                                                                                                                                     У: Предлагает ответить на вопрос: «Слова, какой части речи похитил колдун?».                                                   О: Называют часть речи: существительное.                                                                                                                 У: Организует работу малых групп и работу в них. Прочитайте. В какие группы можно объединить данные имена существительные? Запиши каждую группу слов с новой строки. Подготовьтесь объяснить, по какому признаку ты распределил слова в группы.                                                                                                                    О: Читают слова на бланке: пальто, Россия, брюки, Томск, друзья, Венера, шоссе, врач, облако, муравьи, кино, мышь, шахматы, полотенце. Распределяют слова на группы. Повторяют и уточняют признаки  имени существительного.                                                                                                                                                            У: Создает проблемную ситуацию: «Как же быть жителям этой страны?», «Если бы вы оказались в такой ситуации, как бы действовали?» Мотивирует к активной рефлексии.                                                                      О: Высказывают предположения, фиксируют затруднение в поиске вариантов решения проблемы, выявляют причину.                                                                                                                                                                            3. Поиск решения «открытие» нового знания.                                                                                                                        У: Организует продолжение просмотра презентации:  фея Морфология предлагает  оригинальный выход из трудной ситуации.                                                                                                                                                        О: Слушают рассказ учителя и аудиозапись речи феи.                                                               У: На помощь людям пришла фея Морфология. Люди бросились ей навстречу и поведали о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. «Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещала Фея. – А пока я дам вам слова вместо имён и названий, которые отобрал злой колдун. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга, не называя имён и предметов. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я, если вас будет много, то скажете – МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а если к нескольким людям, то - ВЫ. Рассказывая о ком-то или  о чём-то, говорите ОН, ОНА, ОНО; если   их много – ОНИ». Я, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – это МЕСТОИМЕНИЯ. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение – это часть речи.                                                                                                     У: Помогает сформулировать учебную задачу урока. Читают тему в учебнике.                                                          О: Отвечают на вопрос: «Чему будем учиться?». Определяют учебную задачу урока.                                           У: Организует наблюдение за местоимениями в упражнении  156 учебника [1] «Что такое местоимение? Какая часть речи называется местоимением? Назовите каждое местоимение  и скажите, на кого или на что они указывают.                                                                                                                                                                 О: Воспроизводят знания о местоимениях по рисункам и заданиям в учебнике. Делают выводы, проверяют их по учебнику (с. 92)                                                                                                                                                  О: Один ученик читает на карточке стихотворение. «Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они - все слова отличные. Это, без сомнения, личные местоимения».                                                                                                                  У: Спрашивает: «Почему эти местоимения назвали личными?»                                                                О: Высказывают свои предположения.                                                                                                                        У: Предлагает проанализировать объяснение нового материала в учебнике.                                                          О: Работают с правилом, делают выводы.                                                                                                                   4. Первичное закрепление.                                                                                                                                                                 У: Организует работу с упражнением 157 в учебнике.                                                                                О: Выразительно читают стихотворные строки. Готовятся и пишут стихотворение по памяти. Проводят самопроверку. Доказывают, что найденные слова, являются местоимениями.                                                                                                                                  У: Формирует коммуникативные универсальные учебные действия через работу в парах. Организует работу обучающихся с раздаточным материалом при работе с личными местоимениями.                                                                                                                                   О: Работают в парах. Достают из конверта слова. (Слова в конвертах на отдельных карточках): они, под, в, я, они, ты, вы, мы, около, он, она). Осуществляют анализ информации.                                                                                                                                                                                                                                   У: Спрашивает, есть ли среди слов в конверте личные местоимения.                                        О: Отвечают на вопрос учителя. Убирают «лишние слова», оставляют только местоимения.                                                                                                                                 У: Предлагает  распределить местоимения на группы.                                                               О: Распределяют местоимения на группы.                                                                                  У: Спрашивает, по какому признаку обучающиеся распределили местоимения.                       О: Вызванная пара выполняет задание на доске. (Скорее всего, дети распределят местоимения по числам.)                                                                                                               У: Способствует другому варианту распределения (на 3 группы).                                             О: Самостоятельно находят необходимую информацию для распределения местоимений на три группы с помощью таблицы в учебнике  на с.93.                                                                 У: Анализируют информацию в таблице  «Сведения о языке» на стр.93 учебника.                                      О: Делают выводы о лице и числе местоимений.                                                                                У: Способствует снятию усталости, организует физминутку.  Включает энергичную музыку.                                                                                                                                                   О: Осуществляют снятие статического напряжения через физические упражнения. Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагают на месте.) Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопают в ладоши.) Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагают на месте.)                                                                                  У: Побуждает к самооценке полученных на уроке знаний. Спрашивает, что нужно сделать, чтобы уверенно пользоваться полученными на уроке знаниями?                                 О: Делают вывод: необходимо тренироваться определять число и лицо местоимений.             5. Включение нового знания в систему знаний.                                                                          У: Организует самостоятельную работу с упражнением 124  в  рабочей тетради. [2]                  О: Читают задания. Упражняются в запоминании личных местоимений. Проводят самопроверку по учебнику. Представляют результаты, комментируют их.                              У: Организует самостоятельную работу с упражнением 125 в рабочей тетради.                      О: Читают, выполняют задания – находят в предложении личные  местоимения и определяют его синтаксическую роль.  Делают вывод, что местоимения в предложении могут быть подлежащими.                                                                                                               6. Рефлексия деятельности.                                                                                                               У: Осуществляет мониторинг уровня  планируемых результатов. Предлагает закончить предложения: О местоимения я узнал….. Для меня было открытием….Вызвало интерес….     О: Показывают уровень освоения нового материала, заполняя карточку с незаконченными предложениями.                                                                                                                                У: Создает условия для рефлексии обучающихся на уроке. Организует игру «Оратор».       О: Соотносят цель и результат деятельности. Осмысляют личностные результаты урока. Ученик, по желанию, должен за 1 минуту убедить, что знание темы урока необходимо для повседневной жизни.                                                                                                                        У: Помогает провести самооценку. Учитель сообщает: «Вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ».                                                        О: Читают стихотворение на интерактивной доске. «Одному  или одной трудно справиться с бедой, слово «мы» сильней, чем «я». Мы семья и мы – друзья. Составляют портрет класса с помощью смайликов.                                                                                        У: Дифференцирует  домашнее задание (минимум – для всех, творческое - по желанию). Минимум - выполнить упражнение 126 в рабочей тетради. Творческое - выполнить рисунки, которые позволять запомнить число и лицо местоимений.                                         О: Определяют (каждый для себя) домашнее задание.

[1] Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.-2 изд.-М.: Просвещение: 2013.

[2] Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2/В. П. Канакина.- 4 изд.-М.: Просвещение: 2015

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...