"Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1.doc675 КБ
Office presentation icon suffiks.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс
Тема:  «Суффикс как часть слова»

Цель  урока: отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов.

Задачи:

- обучающие:

1/ учить  находить и правильно выделять суффиксы  в словах

2/ развивать умение образовывать  новые слова с помощью суффиксов

3/ называть  значение суффиксов;

- развивающие: формирование и развитие оценочных умений;

- воспитательные: воспитание культуры общения, сознательной дисциплины, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление.

Формы работы учащихся:   фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран

Ход  урока

I.Организационный момент

1. Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поприветствуем  друг с друга.

Вижу – можно начинать.

- Вы верите в свои силы?  И я верю в ваши. Желаю вам на уроке удачи.

2. Гимнастика  для рук (музыкальная).

II.Актуализация знаний

 Гимнастика  для рук (музыкальная).

1. Слайд № 1

 - Открываем  тетради.  Записываем число - 24 ноября. Какой  сегодня день недели, год, а время года?

На доске  буквы  и соединения: оя, ол, Ом, бл, бм,  запишите в тетради  - (учащиеся  работают  в тетрадях).

- Возьмите листы оценивания. Сегодня на уроке мы будем  работать с заданиями и отмечать  их выполнение  листах оценивания.

- Оцените свою работу по чистописанию  в «Листах оценивания»

Видео «Лесная школа»  (5.13)

https://yandex.ru/video/search?filmIA

2. Слайд № 2, 3, 4, 5, 6

- Отложите листы, мы к ним будем  периодически возвращаться. А сейчас обратите внимание на доску.  Нужно  составить  слова.

          

      

   

Слайд № 7

- Оцените каждый себя  в  «Листах оценивания»

III.Постановка цели и задач урока

Учащиеся   определяют с помощью учителя  цель и задачи урока:

- учимся  образовывать новые слова, находить суффиксы  и  выделять их

- развиваем орфографическую зоркость и учимся правильно выражать свои мысли.

3.

Работа в парах:

(на партах у учащихся карточки с частями слов – корень, окончание, суффикс; ребята проговаривают  друг другу,  что означает и для чего служит каждая часть слова).

ИНСТРУКЦИЯ для учащихся:

1/ рассмотреть карточку

2/ определить часть слова

3/ вспомнить значение данной части слова.

- У кого карточка с окончанием, встаньте. Что такое окончание?

- У кого карточка с корнем, встаньте. Что такое корень?

- У кого карточка с суффиксом, встаньте и выйдите к доске. Что такое суффикс?   На обратной стороне карточки записано слово и суффиксы. Образуйте новые слова  (ответы  на слайде № 8).

- Оцените каждый себя  в «Листах оценивания»

Физминутка

Для разминки из-за парт  поднимаемся.

На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.

IV.Закрепление

4.

- А сейчас вас ждет не менее интересное задание - упражнение 4 с. 109

- прочитайте вслух задание к упражнению

- выпишите  слова  и  выделите  суффиксы (хозяюшка, избушке, собачка, мышка, лапкою)

- задайте  вопросы  к словам (кто? что? кто? кто? что?)

- как они называются  данные слова (имена существительные)

Вывод: суффиксы –ушк-юшк-к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

- Оцените себя в «Листах оценивания»

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

5.

- Прежде, чем приступить к заданию, давайте вспомним у какого произведения, которое мы читали на уроке литературного чтения, заголовком является поговорка? (р.н.с. «У страха глаза велики»)

Отрывок  из  сказки на слайде № 9:

  Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток.

  Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа поросячьего копыта…

 

Задания (индивидуальные карточки):

1/ назвать и выделить в первом  предложении  суффиксы  в словах с уменьшительно-ласкательным значением:

Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

2/ вспомните, кто бабку чуть не задавил  ________________, выделить суффикс;        (медведище)

3/ мышку,  кто чуть не сцапал ___________________, выделить суффикс;                     (котище)

4/ соедини:  у бабушки вёдра                       поменьше

                      у внучки                                   с напёрсток                            

                      у курочки                                 большие

                      у мышки                                   с огурчик

(проверка на слайде)

 - Оцените себя в «Листах оценивания»

-  А теперь посчитайте, сколько звёздочек каждого цвета вы набрали.

VI.Оценка  деятельности  учащихся. Рефлексия

-  А теперь посчитайте, сколько звёздочек каждого цвета вы набрали.  Если ты набрал больше синих звёздочек, то приклеиваешь синий цветок, больше желтых, значит – желтый, если красных – то красный.

- Посмотрите на нашу «Цветочную  полянку», каких цветов больше? (по количеству цветов сделать вывод)

- Какое задание было самым трудным?  Самым интересным?

VII. Домашнее задание (слайд № 10)

  1. Правило с. 108
  2. Карточка:

  1. Прочитайте слова.
  2. Найдите  в  словах  суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, обозначьте  их:

лапки, коготок, Васюшка, ушки, шубка, хвостиком, глазки, песенку, мышка, зубки.

Дополнительное задание:

1.Составить слова:

 

2.Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова.  Обоснуйте. Суффиксы выделите.

  • рыбка, дубок, горка, норка;
  • тракторист, пианист, танкист, печник;
  • хвостище, глазоньки, усище, когтище;
  • шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр.

Приложение 1

Число  24          предмет  русский язык    Ф.И._____________________________

Задания

Справился

Были трудности

Есть вопросы

«Минутка чистописания»

«Составление слов с помощью суффиксов»

«Знаю ли я части слова и умею составлять слова»

«Умею находить суффиксы в словах»

   «Умею находить суффиксы в словах»

«Посчитай»

Дополнительные задания

«Составь слова»

«Найди лишнее»

Число  24          предмет  русский язык    Ф.И._____________________________

Задания

Справился

Были трудности

Есть вопросы

«Минутка чистописания»

«Составление слов с помощью суффиксов»

«Знаю ли я части слова и умею составлять слова»

«Умею находить суффиксы в словах»

   «Умею находить суффиксы в словах»

«Посчитай»

Дополнительные задания

«Составь слова»

«Найди лишнее»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

24 ноября.

Слайд 2

ГРИБОК

Слайд 3

РЫБКА

Слайд 4

ШАРИК

Слайд 5

ПЕНЁК

Слайд 6

ДИВАНЧИК

Слайд 7

платоч__ ек листоч__ билет__ песоч__ ек зуб__ ик стол__ ик ик ик ек ек МОЛОДЦЫ!

Слайд 8

тигр тигрица тигрёнок тигровый волк волчонок волчица волчище орёл орлёнок орлица орлиный

Слайд 9

Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток. Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа поросячьего копыта…

Слайд 11

Домашнее задание - карточка ; - с. 108– повторить правило.

Слайд 12

Спасибо за работу! Дальнейших Вам успехов!

Слайд 13

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите. рыбка, дубок, горка, норка; тракторист, пианист, танкист, печник; хвостище, глазоньки, усище, когтище; шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока "Суффикс как часть слова"

Конспект урока с использованием интерактивной доски 2класс "Суффикс как часть слова".На данном уроке дети знакомятся с новой частью слова в увлекательном морском путешествии....

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...