Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Сверкунова Марина Николаевна, МБОУ «Морозовская СОШ».

Класс: 3.

Тема урока: Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова

Место урока в изучаемой теме: первый урок в рамках данной темы в 3 классе.

Цель для учителя:

создание условий для осмысления  значения понятий «прямое» и «переносное» значение слова.

Цель для обучающихся: узнать понятия «прямое» и «переносное» значение слова.

Планируемый результат:

Знать понятия «прямое» и «переносное» значение слова.

Критерии оценки:

1. Знание понятий «прямое» и «переносное» значение слова.

2. Умение определять «прямое» и «переносное» значение слова.

Задачи для учителя:

обучающие:

- научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении;

развивающие:

- развивать умение прислушиваться к мнению другого,  высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать логическое мышление, способность анализировать материал; развивать умение работать самостоятельно, в парах, группах.

воспитательные:

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, совершенствовать учебные умения и навыки.

Задачи для обучающихся:

1. Узнать понятия «прямое» и «переносное» значение слова.

2. Упражняться в определении прямого и переносного значения слов.

3. Оценить свою работу.

Оборудование: учебник, мультимедиа, презентация, карточки для работы в паре, в группе, для рефлексии (солнышки)

Литература: Русский язык: 3 класс: Учебник/ М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова.-М.: Академкнига, 2012.- Ч.1, с. 44-49, Ч. 2, с. 146, 154-155.

Характеристика этапов урока

Этап урока, его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Номер слайда презентации

Организа-ционный Настроить детей на работу

Организует класс на работу.

- Ребята, я приветствую вас на уроке русского языка.

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь! Это ж просто!

Лучик солнца- это ВАМ!

Улябнитесь и вы мне в ответ, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Помашите гостям ручкой в знак приветствия. Садитесь девочки, садитесь мальчики.

Проверяют организацию рабочего места.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Личностные УУД: позитивное отношение к действительности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Слайд 1

Определе-ние темы урока, целеполага-ние, постановка задач. Мотивация учебной деятель-ности

Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. Мотивация учебной деятельности

Организует диалог, в ходе которого оказывается помощь в формулировании темы, цели урока. Определяют критерии. Обобщение ответов.

- Я попросила помахать гостям ручкой. Как вы догадались, какой ручкой? Может быть , я имела в виду шариковой ручкой?

Какие значения есть у этого слова?

Прочитайте значения этого слова на слайде из толкового словаря Ожегова.

- Как называются слова, у которых несколько значений?

Определите тему урока.

Давайте уточним тему по содержанию учебника.

- Что нам уже известно? Какие слова называются многозначными?

Что предстоит узнать?

- Какую цель для себя поставим?

Проложим путь достижения цели — задачи.

- Согласны ли вы с таким порядком продвижения к цели? Исправьте.

-По каким  критериям себя оценим в конце урока? Продолжите, используя опорные фразы на слайде.

Знание понятий...

Умение определять...

Предположения детей.

Знакомятся с определением слова ручка в словаре.

Формулируют тему урока, уточняют по содержанию учебника.

Ставят цель.

Формулируют задачи урока.

Называют критерии.

Познавательные УУД –  поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД - выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности.

Коммуникативные УУД — монологические высказывания детей.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Открытие новых знаний

Создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «прямое» и «переносное» значения слов.

Умение работать с учебником,словарем,  ориентироваться в нем.

Организует работу по созданию условий для ознакомления обучающихся с понятиями «прямое» и «переносное» значения слов.

Давайте работать над 1 задачей.

Откройте учебник на с. 45

-Найдите упр. 39. Выполнение упражнения.

-Прочитайте шуточное стихотворение.

-Найдите в словаре слово перо. Много ли значений у этого слова?

-В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Как вы думаете, какое значение здесь прямое? А переносное?

Вывод:

У каждого слова есть значение, его называют лексическим.

Значение слова называется ПРЯМЫМ, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда значение одного слова ПЕРЕНОСИТСЯ на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется ПЕРЕНОСНЫМ.

Работают над решением первой задачи.

Работа над упр. 39.

Читают про себя, вслух.

Работа с толковым словарем.

Познавательные УУД— поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные УУД — монологические высказывания детей,   умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные УУД— удержание целей и задач урока.

Слайд 6

Слайд 7

Первичное закрепление

Формировать умение самостоятельно применять полученные знания.

Физминутка

Упражнения в определении прямого и переносного значений слов.

Формировать умение самостоятельно применять полученные знания.

Самостоятельная работа.

Организует работу по созданию условий для первичного закрепления нового материала.

- Рассмотрим примеры прямого и преносного значения слов.

Если  я говорю МОРЕ, то какой образ у вас возникает?

- Это прямое значение.

- А в сочетании море огней, море людей, море книг- переносное. Что оно обозначает?

Это переносное значение слова море.

Сравните словосочетание золотые серьги и золотые волосы. В каком словосочетании слово золотой употребляется в прямом значении, а в каком в переносном?

А почему волосы назвали золотые?

Упр. 40 ( устно)

Вывод: Прямое значение- когда звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Переносное значение- значение переносится с одного предмета на другой по сходству.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно выпрямляем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков потянулись,

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

- Справились с задачей? А цели достигли?

- Какая следующая задача?

А теперь проверим, сможете ли вы отличить

прямое и переносное значения слов.

Поработаем в паре. Карточка ( см. Приложение 1)

Ваша задача распределить словосочетания на два столбика. В левый- запишите слова с прямым значением, в правый- с переносным.

Тяжелый портфель, тяжелый характер, девочка скачет, температура скачет, грибной дождь, сильный дождь, время бежит, мальчик бежит, железный человек, железная кровать.

Проверка.

А теперь поработаем в группе. Карточка ( см. Приложение 1)

Замените в словосочетании имя существительное, чтобы имя прилагательное оказалось в прямом значении.

Волчий аппетит- волчья шкура, острое слово, тихий месяц, золотая пора, горькая судьба, горячее сердце, тяжёлый день.

Проверка.

Вторая задача выполнена.

А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно определить где значение слова прямое, а где переносное.

- По какому критерию себя оценим?

Спрогнозируйте оценку на волшебной линеечке.

Выполните упр. 41, с. 48.

Проверка с доказательством.

Оцените работу товарища.

- Справились с задачей? А цели достигли?

Высказывания детей.

Большое водное пространство с соленой водой.

Чего-то много.

 

 Сравнивают словосочетания. Обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопросы учебника к упр. 40

Работают над второй задачей.

Работают в парах на листах.

Проверка по эталону.

Работа в группе на листах.

Проверяют, высказываются  группы. Ответы анализируются. Обсуждение классом.

Работают с волшебной линеечкой.

Работают самостоятельно.

Проверяют в паре.

Б\о- «5»

1 ош.- «4»

2 ош. - «3»

Регулятивные УУД — удержание целей и задач урока, осуществлять проверку и контроль.

Коммуникативные УУД — умение с достаточной полнотой выражать свои, сотрудничество с учителем, умение продуктивно работать в паре.

Познавательные УУД — использовать теоретические знания при выполнении работы, умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Личностные УУД—  высказывание собственного мнения обучающихся,  способность к самооценке.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11, 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Рефлексив-но-оценоч- ный

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Организует работу по определению выполненных задач, достижения цели, оценки своей деятельности на уроке по критериям.

- Какую тему изучали?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли?

- Удалось ли выполнить задачи?

- Какой результат получили?

У вас на партах лежат солнышки, дорисуйте ротик так, чтобы я видела  ваше настроение.

( см. Приложение 2)

Домашнее задание на выбор:

1 уровень- карточка.

2 уровень- с. 48-49, упр. 42, 43.

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы. Оценивают свои достижения по данной теме. Определяют результат по критериям.

Регулятивные УУД — целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, определение качества и уровня усвоения материала.

Личностные УУД—  высказывание собственного мнения обучающихся.

Слайд 20

Слайд 21

Приложение 1.

Карточка «Работа в паре»

Распределите словосочетания на два столбика. В левый- запишите слова с прямым значением, в правый- с переносным.

Тяжелый портфель, тяжелый характер, девочка скачет, температура скачет, грибной дождь, сильный дождь, время бежит, мальчик бежит, железный человек, железная кровать.

Прямое значение

Переносное значение

Карточка «Работа в группе» Замените в словосочетании имя существительное, чтобы имя прилагательное оказалось в прямом значении.

волчий аппетит

волчья шкура

острое слово

тихий месяц

 золотая пора

горькая судьба

горячее сердце

тяжёлый день

Карточка «Домашняя работа»

  1. Распредели слова в два столбика: с прямым значением и переносным.

Чистые руки, железный гвоздь, тяжёлый чемодан, волчий аппетит, тяжёлый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья пасть.

  1. Составь словосочетания. Запиши словосочетания только в переносном значении:

Злой ( мороз, волк), чёрные ( краски, мысли), бежит ( спортсмен, ручей), шапка ( мамина, снега), хвост ( лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

Карточка «Домашняя работа»

  1. Распредели слова в два столбика: с прямым значением и переносным.

Чистые руки, железный гвоздь, тяжёлый чемодан, волчий аппетит, тяжёлый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья пасть.

  1. Составь словосочетания. Запиши словосочетания только в переносном значении:

Злой ( мороз, волк), чёрные ( краски, мысли), бежит ( спортсмен, ручей), шапка ( мамина, снега), хвост ( лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

Приложение 2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение"

Урок русского языка. УМК "Перспектива". Тема урока "Слово и его значение" во 2 класе составлен в соответствии с новыми требованиями. На уроке использованы новые технологии: проблемное обучение, исслед...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Задачи урока Дидактические:1. Познакомить обучающихся с лексическим значением слова;2. ...