Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
статья по русскому языку (1, 2, 3 класс) по теме
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya_v_nachalnoy_shkole.docx | 404.79 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 города Свободного
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения
Выполнила: Слободенюк С.Е.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Свободный, 2016
Оглавление
Условия возникновения опыта.
Условия развития творческих способностей.
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Развитие творческой активности
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Список литературы
Слайд 1
Ученье не должно сводиться к беспрерывному
накоплению знаний, к тренировке памяти…
хочется, чтобы дети были путешественниками
открывателями и творцами в этом мире.
В.А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы
За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные настоящие решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся, является важнейшей задачей современной школы.
Слайд 2
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности. Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОС дает нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка
Слайд 3
Развитие творческой познавательной активности обучающихся – актуальный аспект обучения в начальной школе, именно ему отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так желавшего пойти в школу, жаждущего чего-то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению
Слайд 4
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способно
Слайд 5
Условия развития творческих способностей.
Термин «способный» или «способность» значит природная одаренность, умение, возможность производить какие-нибудь действия.
Что же такое творчество?
Это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Поддержание познавательной творческой активности - важное условие успешности учебного процесса.
Задача учителя:
- учить ребёнка самостоятельно выделять учебную проблему, видеть её за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями;
- развивать речевую творческую деятельность каждого обучающегося
- воспитывать у обучающихся качества, служащие предпосылками для творческой деятельности: познавательной, учебной;
- способствовать самовыражению индивидуальности личности обучающихся через творчество (сочинение, стихи, сказки, умение вести диалог);
- создавать условия для исследовательской деятельности обучающихся, для развития индивидуальных, творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Необходимо добиваться этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.
Выявление способностей обучающихся и целенаправленное развитие - одно из важнейших и основных условий воспитания и развития.
Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.
Четвертое условие - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Занятия обеспечивающие результат, только те, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае формируются быстрее.Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого уровня, а потом поднимает его всё выше и выше.
Пятое условие - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.
Процесс развития воображения и творческих способностей пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие универсальных учебных действий, а так же воспитание творческого человека.
Слайд 6 7
Анализ уровня подготовки обучающихся к школьному обучению, (Приложение1) анкетирование, направленное на выявление мнений, пожеланий, суждений обучающихся (Приложение 2) позволили определить отношение младшего школьника к литературному чтению, его читательскую активность, а также интерес к выполнению творческих заданий.
Таким образом, в классе существует проблема снижения интереса к обучению, в частности, к чтению.
Для решения этой проблемы, повышения мотивации на уроках литературного чтения и русского языка необходимо применять задания творческого характера.
Изучив методическую и педагогическую литературу, развитие творческих способностей у детей, использую задания, развивающие творческие способности обучающихся.
Слайд 8
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Огромные возможности для развития творческой познавательной активности обучающихся, самореализации, самовыражения имеет предмет «русский язык», который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт обучающихся к овладению теми или иными понятиями, умениями, навыками.
К урокам предлагаются такие задания, которые основаны на применении понятий, правил, установлении связи, выявлении закономерностей на основе наблюдений. Задание такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности, выработке универсальных учебных действий. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Наиболее благоприятными условиями для развития творческих способностей учащихся являются творческие задания, которые содержатся на страницах учебника, в прописях, в заданиях разработанных учителем в процессе обучения, а также и самими обучающимися. Творческие задания носят дифференцированный характер, так как обучающиеся имеют разный уровень подготовки к школе, интеллектуальные способности, скорость понимания и переработки изучаемого материала. На первоначальном этапепредлагаются выполнения творческих заданий по желанию обучающихся. Такими заданиями могут служить: подбор слов сходных с данными; противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку с данными словосочетаниями; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, с данным словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по серии картинок, на основе личных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу, озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т. д. Включение в структуру урока пропедевтических заданий создаёт возможность вовлечь обучающихся в посильную для них творческую деятельность, которая является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Слайд 9
Речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Цель игр со словом - превратить урок в увлекательное приключение, развивающее у детей эмоциональную сферу, образно-чувственное мышление, общеучебные умения и навыки, такие, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. В ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания: (“Фонетики”, “Морфологии”, “Лексикологии”, “Синтаксиса”) используется занимательный игровой материал: анаграммы, неполные слова, ступеньки, цепочка слов, укрась слова, кто что делает, угадай подлежащее, игра-фантазия “Жители предложения”, эстафета-рассказ.
Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую она несет и учителю, и ученику.
Слайд 10
Развитие творческой активности
Особое место по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют:
- письменную речь;
- увеличивают словарный запас;
- развивают детскую фантазию и воображение
-реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников.
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют прекрасное и понимают язык природы.
Слайд 11
Для творческого развития особую роль играют сочинения по началу. Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, находить выразительные средства для выполнения работы творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной и разнообразной.
Работы творческого характера повышают интерес к учению, развивают наблюдательность, учат самостоятельно находить оптимальные решения. Такими заданиями могут быть: работа с опорными словами – помощниками, сочинение по пословице, составление письма друг другу и т.д. Исходя из наблюдений, домашнее задание с элементами творчества, выполняется охотнее, чем обычное задание, являются хорошим средством повышения орфографической зоркости. Обучающиеся, работая над образными, художественными сочинениями, растут эстетически, внимательнее смотрят на окружающий мир.
Как ни малы, как ни примитивны детские творческие работы, нельзя забывать, что для ребенка начальных классов – это целое литературное произведение. Сочинения помогают детям осознать самих себя, свои поступки, чувства. Читая их, невольно изучаешь характеры своих детей, узнаешь, как прекрасны их детские мечты. Иногда сочинение - это мечты и планы на будущее. Уроки русского языка – большая возможность для проведения сочинений – миниатюр на определенную тему:
- «Наша улица» - описание улицы, на которой ты живешь;
- «Расскажу о своем друге» - что интересного в характере друга.
Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Активизации словарного запаса ребенка способствуют задания, составленные по тексту произведения.
На первых этапах работы над развитием творческой личности приходится координировать мысли детей в нужном направлении, иногда делать образцы высказываний, приводить примеры, учить коллективному обсуждению объекта наблюдения. Задавая вопросы, давать на них содержательные ответы, которыми могут быть коллективные высказывания, и свои мысли, постепенно приучающие их видеть не только общее, но и отдельные детали.
Слайд 12
Очень эффективна в развитии творческой познавательной активности работа с малыми формами устного народного творчества:
- Загадки
- Пословицы
- Поговорки
- Скороговорки.
Применение этих форм, на уроках русского языка развивают мышление, сообразительность, воображение, обогащают речь и память детей. Такие уроки более интересные и не утомляют детей
Слайд 13
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Наиболее благоприятным для развития творческого потенциала ребенка являются уроки литературного чтения.
Каким же образом они развиваются и формируются на уроках чтения? Конечно, посредством творческой деятельности. Говорить о творчестве школьников в литературе можно только тогда, когда они овладевают навыками чтения, приобщаются к работе с книгой, овладевают умениями понимать содержание прочитанного.
Слайд 14
Чтобы научить детей читать бегло, можно показать, как прочитать текст по-разному. Предложить рассмотреть эмоции на предложенных нарисованных личиках (весёлые, грустные и удивлённые) и прочитать с указанной интонацией: весело, грустно, удивлённо. Можно читать голосом Лисы, Волка, Гнома и других сказочных героев. Благодаря этому приёму идёт ненавязчивая работа над техникой чтения.
С первого класса необходимо учить детей пересказу: пересказывать кратко и подробно, искать в тексте ответ на поставленный вопрос, проводить выборочное чтение, выделять главные мысли в прочитанном, а можно к этому подойти творчески: пересказать текст от имени разных героев, даже неодушевлённых.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
На уроках обучения грамоте обучающиеся наблюдают и сравнивают предметы, картинки, слова в различных значениях. Предлагаются такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении.
В третьем классе начинается знакомство с видами рифм. Дети начинают понимать, что рифма связывает строки воедино, что это композиционно-звуковой повтор, помогающий поэту создать мелодию стихотворения. Свободно находят примеры перекрёстных, смежных, опоясывающих рифм. При выполнении творческих заданий “написание стихотворений”, дети определяют, какой вид рифмы применил “сочинитель”. Такие задания вовлекают обучающихся настолько, что они сами пытаются что-то сочинить, придумать свои слова на мелодию песни. Главное – заметить вовремя, не пропустить момент и поддержать творческий порыв ребёнка, его первые исследовательские шаги на пути к творчеству.
Как сделать урок более разнообразным, интересным, насыщенным и неповторимым? Существует много способов для повышения познавательной творческой активности учащихся. Один из них - нестандартные уроки.
Нестандартные уроки - это импровизация учебного занятия, имеющую нетрадиционную структуру.
Данные уроки позволяют изменить форму занятия, повысить интерес, стимулировать познавательную активность учащихся. В педагогической практике есть множество типов нестандартных уроков. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность обучающихся, является урок-театрализация.
В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать элементы театра, так как литература и театр - два искусства, общим для которых является слово. Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения.
Слайд 15
При развитии творческих способностей на уроках литературного чтения используется чтение по ролям, импровизация, разыгрывание ситуации текста в «Малом классном театре». Для этого в классе есть маски, костюмы изготовленные детьми и их родителями. Обучающимся очень нравятся такие моменты урока, как пальчиковой театр, кукольный театр, музыкальные инсценировки сказок и рассказов, спектакли по собственным сценариям.
Следующим видом для развития творческих способностей являются задания на составление текста поначалу или данному концу рассказа. Например: «Однажды две подружки отправились в лес на прогулку». А дальше фантазируй: тут и встреча с Бабой Ягой, ежом, летающей тарелкой. Обучающиеся столько нафантазируют, что просто зачитаешься! Действительно, что не сочинение, то целое произведение.
Большой интерес вызывает составление рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей, что позволяет проследить, как изменится сюжет в зависимости от того, с чьей точки зрения ведется рассказ и кому он адресован.
Много внимания, для развития творческих способностей, уделяется работе над словом, так как слово – это часть строительного материала, ключ к пониманию всего предложения. Если ребенок не научится вникать в смысл слова, плохо понимать или вообще не понимать его значения, он будет испытывать трудности при изучении самого предмета. Поэтому на каждом уроке литературного чтения и русского языка необходимо учить детей выбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли, устранять однообразное употребление слов в речи, различать значения одного и того же слова. Работа с текстом, предполагает различные направления, причем на одном уроке можно использовать все направления сразу, а можно использовать выборочно, меняя и повторяя их систематично. Эти виды работы с текстом на уроках литературного чтения развивают и активизируют у обучающихся познавательную и творческую деятельность, дисциплинируют, побуждают интерес к работе на уроке всех без исключения.
Слайд 16
Применение на уроках литературного чтения технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), включающая 3 этапа работы с текстом: позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Слайд 17
Одним из видов развития творческих способностей являются устные сочинения по воображению, которые способствуют развитию монологической речи. Тематика сочинений должна быть разнообразной. Важно, чтобы тема сочинения пробуждала мысль детей, а предметы, взятые для описания, вызывали бы у них эстетические чувства.
Сочинение способствует воспитанию нравственных качеств обучающихся, так как их тексты пишутся исходя из жизненных впечатлений. Если сочинения и другие самостоятельные работы проводятся систематически, то обучающиеся перестают воспринимать их как проверочную работу. Такие работы становятся естественным выражением мысли и чувств самих детей, обычным делом. Такая система полезна и для развития речи и для формирования творческих способностей обучающегося.
Слайд 18
Результаты исследования
Наблюдение и сравнительный анализ обученности в классе, где применяются задания творческого характера, показали следующее: высокую результативность учебного процесса, демонстрируемую обучающимися (Приложение 3); повышение техники чтения, за счет применения технологии продуктивного чтения (Приложение 4); обогащение словарного запаса, умение дифференцировать существенные признаки, расширение кругозора.
Психолого-педагогические исследования показали, что с применением на уроках познавательных игр, наглядности, занимательного материала, повышается уровень внимания, который способствует положительному настрою обучающихся на работу (Приложение 5).
Анализ индивидуальных данных показывает, что хорошо развивается логическое мышление на основе целостного восприятия текста (Приложение6), прослеживается динамика роста уровня зрительной и слуховой памяти. (Приложение 7)
Диагностика мотивации обучения показывает (Приложение 8), что большинство обучающихся считают, что в школу они ходят чтобы получать знания.
Можно сделать вывод о том, что творческие работы приемлемы на уроках литературного чтения и русского языка, способствует раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, логического мышления, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребенка, а так же несут оздоровительную, воспитывающую функцию, вовлекают детей в читательскую самостоятельность, развивают интерес к чтению.
Заключение.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
- речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон;
- возрастает интерес к изучению русского языка и литературного чтения;
- повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по данным предметам;
- развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение;
- дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах различных уровней.
Анализируя данный опыт, можно с уверенностью сказать, что сегодня просто необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируется базовый уровень знаний, с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности самостоятельно решать нестандартные ситуации.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что применение заданий творческого характера на уроках русского языка и литературного чтения, способствует развитию творческих способностей младших школьников, их активной позиции, проявлению уверенности в своих силах.
Приложение 1
Анализ уровня подготовки обучающихся к школьному обучению(методика Н. Семаго)
Из данных представленных на диаграмме 55,7% обучающихся имеют первый уровень готовности к регулярному обучению, 18,5% условную готовность, 22,2% условную неготовность, 3,7% неготовность к регулярному обучению.
Приложение 2
Анкета
- Какой твой самый любимый предмет в школе?
- Ты любишь читать?
- Ты любишь рисовать?
- Ты любишь сочинять?
Приложение 3
Сравнительный анализ обученности в классе по русскому языку и литературному чтению за 2 и 3 класс
Анализ уровня обученностисвидетельствует о стабильной успеваемости и повышении качества знаний по данным предметам, т.е. программный материал усваивается на оптимально высоком уровне.
Приложение 4
Техника чтения
Класс. Годы обучения | количество обучающихся | выше нормы | норма | ниже нормы |
1 класс 2013 - 2014 | 27 | 11 | 13 | 5 |
2 класс 2014 - 2015 | 29 | 13 | 12 | 4 |
3 класс 1-ое полугодие | 29 | 16 | 11 | 2 |
Приложение 5
Психолого – педагогическое исследование«Виды памяти»
Приложение 6
Психолого – педагогическое исследование «Внимание»
Приложение 7
Психолого-педагогическое исследование
«Словесно – логическое мышление»
Приложение 8
Диагностика мотивации обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области ...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
Выступление на педагогическом совете. Виды работ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия....
Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
В этой статье говорится о нетрадиционных подходах к работе с обучающимися на уроках русского языка....