Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной, творческой общественно трудовой деятельности. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие – первое условие решения важнейших и основных задач воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей. Термин «способный» или «способность» значит:
- природная одаренность;
- умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.
Творчество – это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Жизнь становится разнообразнее и сложнее. Сегодня она требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, достичь высоких результатов. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной, творческой общественно трудовой деятельности. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие – первое условие решения важнейших и основных задач воспитания и обучения.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.
Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».
Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества, поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок достигает определенного потолка, а потом поднимает его все выше и выше.
Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.
Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающиеся на воображение. Воображение – это источник творчества. Развитие воображения и творческих способностей являются важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строятся мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.
Развивать у детей творческие способности – задача сложная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Работу надо строить так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как изображено. С детьми мы записываем фразы, слова, поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Это, своего рода, «словесные шкатулки». Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои «находки» в класс. Таким образом, активизируется словарный запас школьников, идет его обогащение и развитие.
Формированию творческой деятельности учащихся на уроках русского языка способствуют задания следующего содержания:
- подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
- придумать слова на тему словосочетания;
- составить предложения с заданным словом;
- составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
- составить рассказ по вопросам, по картинкам;
- нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
- озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Довольно большая свобода действий открывается перед учениками при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идет повествование.
Эффективным приемом является создание диафильма по прочитанному произведению. Каждый ученик рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете.
Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями ее строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим, близким или похожим по каким-то признаками или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта способность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Еще одна способность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов.
1 этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
- называется не сам предмет, а другой, похожий на него;
- указываются самые яркие отличительные признаки предмета.
Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчетливо.
2 этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявления его наиболее существенные признаки.
3 этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное.
Вот примеры самостоятельного творчества детей: «Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одежке» (колокольчик); «В лесу живет смешной зверек. Опасность чуть – и он в комок» (ежик); «Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят» (снежинки).
Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В.А.Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – это верная дорога к сердцу ребенка». Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах!
Особое место в системе творческого развития ребенка занимает сочинение. Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времен года ходим с детьми на экскурсии на одно и то же место для наблюдения. Так появляются «Зимняя сказка», «Майский лес», «Красавица осень».
Творческому развитию младших школьников способствует написание мини-сочинений. Герои сочинений – любые предметы, увиденные и замеченные детьми.
Интересны сочинения «Если был бы я волшебником…» (президентом, учителем …).
Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, самопереживании. Ребенок проявляет умение сравнивать, доказывать, находит выразительные средства при выполнении творческих сочинений. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной и разнообразной.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
- речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон;
- возрастает интерес к изучению русского языка;
- повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку и литературному чтению;
- развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей;
- дети с удовольствием участвуют в школьных и городских творческих конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
Выступление на педагогическом совете. Виды работ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....
Выступление на семинаре "Развитие творческих способностей детей на уроках чувашского языка и литературы через нестандартные формы урочной и внеурочной деятельности"
Выступление написано на чувашском языке....
Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".
Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. ( ...