Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
статья по русскому языку (3 класс) по теме
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлагается на учителей начальной школы, т.к.их уроки способствуют развитию воображения, смекалки ребёнка. Они раскрепощают мысль и заставляют ребёнка посмотреть на мир другим взглядом. В статье "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения" я делаю попытку, используя разнообразные приёмы развития творческих способностей развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить рассуждать. Я стремлюсь пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты посредством урока и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Вопрос о развитии умственных способностей ребёнка, о его одарённости – сегодня один из самых актуальных вопросов в современной школе. Основной задачей для школы является формирование личности активной, стремящейся к решению любых задач подходить творчески.
А задача учителя – пробуждать интерес к постоянному поиску нового, не принуждать к учению, и для этого он должен правильно организовать учебный процесс, должен помнить, что человеку с творческим складом ума в дальнейшем легче будет ориентироваться в современной жизни, находить правильные пути решать возникшие проблемы, вносить в свою деятельность что –то новое, интересное.
Не секрет, что проблема современной школы в том, что у детей пропал интерес к учению вообще, и к изучению русского языка, литературному чтению в частности. Отсюда низкая грамотность, нежелание читать художественную литературу, подмена книги компьютером. Огромное количество детей не посещают театры, не работают со словарями, дополнительной литературой. Результат – неразвитая речь, память, воображение, неумение анализировать, делать выводы, дополнять. Поэтому на школу возложена большая ответственность по становлению творческой личности.
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.
Вот почему я уже несколько лет работаю по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения».
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети научились выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремились высказывать своё мнение, отстаивать его, умели анализировать ответы учащихся, находить ошибки и уметь объяснить их.
Главная задача моей работы с детьми – научить их мыслить, удивляться, познавать, открывать новое и осознавать свой опыт.
Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, для того, чтобы он мог проявить свои способности и таланты, нужно умелое руководство как со стороны учителя, так и родителя. Особая роль, конечно, возлагается на учителя.
Каждый урок его должен быть для ребёнка открытием, и этому, конечно, способствует занимательная форма их проведения, творчество оживляет учебный процесс, активирует и формирует личность.
Вся работа по развитию творческих способностей ведётся на протяжении всех лет обучения. При этом очень важно учитывать индивидуальные способности учащихся. Так, например, при изучении темы «Правописание приставок» я предлагаю учащимся следующие задания:
- Спиши текст, найди слова с приставкой, выдели их. - Из предложенных слов составь предложения, выдели приставки: заметает, белый пурга, путь, хочет, мягких, в, потонуть, снегах, отдохнуть. (Заметает пурга белый путь, хочет в мягких снегах отдохнуть). - Составь связный текст на тему «Зима», используй слова с приставками.
Учащиеся выбирают задания в соответствии со своими возможностями и желаниями. Эта работа никого не оставляет равнодушным , так как она даёт возможность выбора.
Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов. Например: Се –рё - жа, Ма –ри – на, Та – ма – ра и др.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий.
У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.
Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. Выигрывает тот ученик , кто первым составит пары слов.
Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например : урок КВН, урок – путешествие, урок- праздник, урок –игра, урок - исследование.
Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды , сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки :«Мои сказки» , «Загадки», «Кроссворды»
Вот некоторые кроссворды, сказки, четверостишия , которые вошли в книжки-малышки .
Кроссворд «Заполни пропущенные клеточки»
- Напиток белого цвета, полезный взрослым и детям.
- Стебли пшеницы и ржи.
- Столярный инструмент.
- Предмет, которым вытирают руки.
о | л | о | ||||||
о | л | о | ||||||
о | л | о | ||||||
о | л | о |
Сочинение «Сказка о пропавшей букве». Пропала буква «р» в слове крот. Вчера эта буква была, а сегодня её нет. Крот, который стал котом, плачет: «Как же я теперь буду жить? Кто украл букву?» А букву потерял Петя, он отвлекался на уроке с соседом , разговаривал и не заметил, как обидел крота. (Чечухина К. 3 класс)
Сочинение по пословице «Делу время, а потехе час». Коля пришёл из школы и пошёл играть в футбол. Он забил один гол, другой и забыл, что надо делать уроки. Когда он пришёл домой, было поздно. Петя лёг спать. Он подумал: «Может быть, не вызовут к доске?» Но вызвали. Петя допустил много ошибок, в словах « сорока, вокзал, помидор» он написал «а», и учитель поставила ему «два». Она сказала: «Ты хорошо играешь в футбол, но «Делу время, а потехе –час», «Сделал дело –гуляй смело». (Поляков Р. 3 класс)
Четверостишия:
Мама, мамочка моя,
Очень я люблю тебя.
Подарю на день рожденья,
Сваренное мной варенье.
Очень вкусное!
У меня сестрёнка есть,
Ей всего лишь восемь лет.
Мы вместе с ней играем,
Вдвоём мы не скучаем.
Дети очень любят сочинять сказки, с удовольствием работают над редактированием текста, отгадывают загадки .
Так, проводя работу по обогащению словарного запаса, использую следующие виды работ: «Отгадай загадку и запиши словарное слово» . Например:
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)
Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги.
Оттого, что рисовал,
Я поменьше ростом стал. (Карандаш)
«Угадай последнее слово и запиши».
Ты надел совсем не то :
Нужна не шуба, а … .
Не поедет без бензина
Наша быстрая … .
Солнышку послушна звонкая капель,
Ожила природа, на дворе…
Работая над закреплением правописания слов с сочетаниями ча-ща , использую игру « Отрицай»
Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов, записанных на доске .Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ- нет плаща
Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.
Примерный материал. Слова :плащ, грач , врач, луч, товарищ, трубач.
Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области ...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
Выступление на педагогическом совете. Виды работ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....
Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"
Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...