Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
статья по русскому языку
В этой статье говорится о нетрадиционных подходах к работе с обучающимися на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка
Для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка необходимо использовать нетрадиционные подходы:
- нестандартные приёмы;
- работа в парах, группах;
- нетрадиционные типы уроков;
- дифференциация обучения.
Нестандартные приёмы.
При использовании нестандартных приёмов необходимо учитывать основное методическое положение о взаимодействии усвоения теоретических знаний, формирования практических умений, развития умственных способностей обучающихся и их речи. Какие же это приёмы?
1). Использование разных видов текстов.
Для развития речи обучающихся необходима образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на каждом уроке. Работа с текстом на уроках русского языка начинается с анализа текста, с того, что чувствуют дети, что переживают. Когда прочитанное осмыслено, занимаются грамматикой. Она не вызывает у ребёнка усталости, так как текст связан с переживанием детей, с их настроением. Лингвистический анализ текстов из произведений писателей поддерживает постоянный интерес к чтению художественной литературы, пробуждает желание прочесть всё произведение. Работа с пословицами, поговорками, загадками учит детей говорить ярко, образно и просто, обогащает память, развивает мышление.
2). Поисковые задачи и проблемные вопросы.
- Задания на сравнение, сопоставление, анализ.
Пример:
Что объединяет записанные слова? Какое слово из них лишнее?
- Загадки – шутки.
Пример:
«Чашки всё ещё грязные?» - спросила мама. Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты.)
- Шарады.
Пример:
Корень мой находится в снежинке. В подставке я приставочку найду. Суффикс мой вы в чайнике встречали. Весь же я – в лесу и на поляне. (Подснежник)
- Подбор концовки к тексту.
Пример:
«Хлеб всему голова. Когда хлеба вдоволь, работа идёт хорошо, люди живут весело.
Вырастить хлеб очень трудно. Нужно вспахать землю, посеять зерно. Осенью нужно убрать урожай. Потом зерно свезти на мельницу.
Вкусно пахнет свежим хлебом из булочной утром».
На доске 2 предложения: 1. Все на уборку хлеба! 2. Больше хлеба стране!
Какое из них подойдёт для концовки?
Подобные ситуации развивают творческую самостоятельность, формируют умение думать, анализировать, отстаивать своё мнение.
3). Нестандартные лингвистические задачи.
Решая лингвистические задачи, дети выполняют действия. От выполнения первого зависит и решение второго.
Пример:
Почему имена существительные имеют разные окончания в предложении «Машина шла по Владимирской площади, Загородному проспекту, по Разъезжей улице»? Дети должны поставить вопрос, определить падеж, склонение существительных, вспомнить окончания. Обучающиеся убеждаются, что имена существительные стоят в одном и том же дательном падеже, но они разного склонения. Поэтому у них разные окончания.
4). Схемы-опоры
Схемы-опоры составляются учителем вместе с обучающимеся в процессе изучения грамматического и орфографического материала. В них концентрируется внимание на самых главных, самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала. По схеме - опоре дети составляют рассказ, что способствует развитию монологической речи.
5). Дидактические, ролевые игры.
На уроках проводится много игр с целью научить детей говорить правильно и чисто, слушать звучащую речь. Игры – соревнрвания дают возможность закрепить ранее изученный материал.
6). Сказки.
Грамматическая сказка – эффективный приём обобщения знаний по теме и показатель уровня сформированности знаний обучающихся.
2. Работа в парах, группах.
Идеальной формой для сотрудничества является пара. В паре обучающиеся проверяют друг у друга задания, могут изложить новый материал, закреплять его, повторять ранее изученное. Дети выступают то в роли учителя, то в роли ученика. Детей нужно научить общаться в паре: внимательно слушать соседа, считаться с его мнением, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарищей, объяснять так, чтобы тебя услышалии и поняли.
3. Нетрадиционные типы уроков.
Урок – игра.
Урок – праздник.
Урок – сказка.
Урок – конкурс.
Урок – аукцион.
И другие.
Все эти уроки способствуют повышению уровня самостоятельности и творческой активности обучающихся.
4. Дифференциация обучения
На уроках должна быть создана ситуация выбора. Основа выбора будет определяться сложностью задания, его объёмом, содержанием, уверенностью в результате, степенью самостоятельности, возможностью использования различных источников информации. Способность действовать в ситуации выбора развивается постепенно и непросто. Поэтому обучающиеся обеспечиваются различными советами, алгоритмами, планами изучения.
Дифференцированным может быть и домашнее задание: задание для всех, творческое задание, задание для тех, кто испытывает трудности в обучении.
Все из перечисленных нетрадиционных подходов способствуют развитию творческих способностей и активности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...
Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.
Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников
Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...