Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
статья по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Тимошкина Любовь Ивановна

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishem_sochineniya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пишем сочинения

Работу по развитию речи следует проводить так, чтобы создавались объективные условия для употребления учащимися высказываний разнообразного характера. Это в большой степени относится к занятиям по развитию речи, проводимым в связи с рассмотрением картин.

Часто в процессе предварительной беседы делается акцент на изучение и анализ отдельных фрагментов картины, которые по мнению учителя способны сформировать некоторые духовно нравственные качества ребенка. При этом выхолащивается собственно содержание картины. Часто то, что дети могут увидеть и то, над чем они в состоянии поразмыслить, дается им в готовом виде.

Связный рассказ ученика именно в начале урока, на основании самостоятельного рассмотрения картины, играет важную роль в обучении. Подобные задания являются для школьников практикой в связном описании того, что они увидели.

Такое описание выгодно отличается от повторения в конце урока отдельными учениками того рассказа, который получится в результате рассматривания картины всем классом. В этом последнем случае учащиеся просто воспроизводят по памяти то, что слышали на уроке.

В процессе рассматривания учитель ставит перед детьми ряд вопросов, благодаря которым они подмечают и называют мелкие, на первый взгляд незначительные детали.

Могут возникнуть вопросы «Зачем это нужно? Не достаточно ли будет, если учащиеся опишут то основное, что они видят на картине?» Конечно, этого недостаточно, и вот почему: картина отображает различные стороны явления, это надо использовать в педагогических целях. Развитие у детей наблюдательности и мышления совершенно необходимо. В то же время эти процессы должны идти параллельно с развитием речи. Чтобы описание картины не вызывало у детей больших трудностей, желательно проанализировать ее содержание, выделить наиболее значимые части, подробно рассмотреть и определить их назначение в общем сюжете. Обоснование школьниками своего суждения, обнаружение связи между явлениями есть одновременно и мыслительный процесс, и формирование мысли в слове.

Учитель побуждает ребят к воспроизведению отдельных речевых оборотов, встречающихся в ранее прочитанных текстах, и поощряет в тех случаях, когда они вспоминают эпитеты из знакомых текстов в естественной связи с рассматриванием данной картины. Это очень важный момент. Таким путем осуществляется закрепление слов, известных ребятам ранее.

Такое повторение способствует прогрессу в овладении речевыми оборотами не в виде заученного штампа, а в тех гибких, подвижных формах, которые присущи яркой и точной речи. Например, готовясь к сочинению по картине К. Юона «Зима», второклассники предварительно упражняются в распространении простых предложений, данных учителем: Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.

Затем дети пишут сочинение «Волшебница-зима».

Сюжет картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» взят из народной сказки о жар-птице, приносящей людям счастье.

Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на сером волке по дремучему лесу, в котором тесно переплелись корявые сучья и ветки: кажется, что выбраться из него невозможно. Но лес расступается перед молодыми людьми, позволяя серому волку стрелой пронестись по нему, и затем снова смыкается, чтобы защитить их от врагов.

Столетние стволы деревьев обросли седым мхом и лишайниками. Тихо и одновременно тревожно в такой чаще. Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. Единственно, что немного ободряет человека — это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещающая дальние деревья.

Иван-царевич тревожно прислушивается к лесным шорохам, всматривается в лес в ожидании возможной погони.

По-царски нарядное, пышное одеяние молодых людей контрастарует своей яркостью с таинственно мрачными, почти черными тонами могучего леса: на фоне леса эти светлые одежды резко выделяются.

Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван-царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы.

План беседы и примерные вопросы:

  1.  Кто изображен на картине?
  2.  Почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в глухом лесу?
  3.  Опишите лес. Что о нем сказано в сказке и как он изображен на картине?
  4.  Что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен?
  5.  Что говорится в сказке о характере Ивана-царевича?
  6.  О чем задумалась, склонив голову, Елена Прекрасная?
  7.  Какая мысль выражена художником в картине?
  8.  Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?
  9.  Расскажите, как одеты герои.
  10. Что вам нравится в картине?

Задача учителя — подвести детей к пониманию того смысла картины, который хотел показать художник, в данной картине — могущество русского человека, который способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. Таков смысл и картины и сказки. В народных сказках хорошие, добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природа.

При подготовке к сочинению учителю необходимо брать тему интересную, близкую и понятную ученикам. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия. Дети привыкают требовательно относиться к слову: его точности, меткости, образности.

Каждое сочинение после проверки обязательно анализируется в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.

План анализа сочинений:

  1.  Написано ли оно на тему?
  2.  Соответствует ли плану?
  3.  Включено ли в текст описание предметов или явлений?
  4.  Какие факты, слова, выражения подобрал ученик, чтобы описать данное явление, эпизод и т.д.
  5.  Какие удачные слова и выражения использует автор?
  6.  Какой вывод делает автор сочинения?

В процессе обучения порождению речи, продуцированию собственных текстов (как по образцу — это изложение, так и самостоятельно на предложенную тему — тогда это сочинение) методика нацеливает учителя на формирование у школьников следующих речевых умений:

  •  определить тему и основную мысль будущего высказывания;
  •  выделить основной тип речи и стиль изложения (если они ярко выражены, поскольку в начальной школе целесообразно противопоставлять функциональные стили: например, научный и художественный, разговорный и деловой);
  •  наметить план ответа, последовательность изложения, осмыслить основные факты;
  •  отобрать (во внутренней речи, а может быть, и зафиксировать во внешней письменной речи) лексические средства, соответствующие речевой ситуации, цели, теме, основной мысли высказывания;
  •  грамматически оформить, «связать» отобранные лексические средства, то есть «реализовать» высказывание в устной или письменной (в виде текста) форме;
  •  отредактировать текст (письменное высказывание), удалив лексические, грамматические (в том числе орфографические и пунктуационные), смысловые, логические, стилистические ошибки.

Последнее из названных умений — умение редактировать текст — нуждается в особом рассмотрении. На последнем этапе создания текста — этапе корректировки, редактирования его — ученик должен знать, что исправлять и как исправлять. Для того, чтобы отредактировать текст соответствующим образом, нужно уметь видеть ошибки, а значит, необходимо знать основные их типы. Следовательно, на уроках развития речи нужны специальные задания по исправлению ошибок разных типов. Это, во-первых. Во-вторых, ребенок должен знать, как исправить ту или иную ошибку. И для этого у него должны быть знания о нормах языка и речи («так говорить можно (нельзя)»). Решением этой задачи как раз и занимаются учителя в процессе обучения ребенка родному языку.

Таким образом, вопросы культуры речи, вопросы изучения норм языка и речи выдвигаются на первый план.

Чувство языка развивается у детей в процессе подражания (имитации) нормированной, то есть правильной речи, которую они слышат из уст окружающих людей, с которой встречаются в книгах, чувство языка — это результат запоминания нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка

Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...