Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
статья по русскому языку (3, 4 класс) на тему
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пишем сочинения
Работу по развитию речи следует проводить так, чтобы создавались объективные условия для употребления учащимися высказываний разнообразного характера. Это в большой степени относится к занятиям по развитию речи, проводимым в связи с рассмотрением картин.
Часто в процессе предварительной беседы делается акцент на изучение и анализ отдельных фрагментов картины, которые по мнению учителя способны сформировать некоторые духовно нравственные качества ребенка. При этом выхолащивается собственно содержание картины. Часто то, что дети могут увидеть и то, над чем они в состоянии поразмыслить, дается им в готовом виде.
Связный рассказ ученика именно в начале урока, на основании самостоятельного рассмотрения картины, играет важную роль в обучении. Подобные задания являются для школьников практикой в связном описании того, что они увидели.
Такое описание выгодно отличается от повторения в конце урока отдельными учениками того рассказа, который получится в результате рассматривания картины всем классом. В этом последнем случае учащиеся просто воспроизводят по памяти то, что слышали на уроке.
В процессе рассматривания учитель ставит перед детьми ряд вопросов, благодаря которым они подмечают и называют мелкие, на первый взгляд незначительные детали.
Могут возникнуть вопросы «Зачем это нужно? Не достаточно ли будет, если учащиеся опишут то основное, что они видят на картине?» Конечно, этого недостаточно, и вот почему: картина отображает различные стороны явления, это надо использовать в педагогических целях. Развитие у детей наблюдательности и мышления совершенно необходимо. В то же время эти процессы должны идти параллельно с развитием речи. Чтобы описание картины не вызывало у детей больших трудностей, желательно проанализировать ее содержание, выделить наиболее значимые части, подробно рассмотреть и определить их назначение в общем сюжете. Обоснование школьниками своего суждения, обнаружение связи между явлениями есть одновременно и мыслительный процесс, и формирование мысли в слове.
Учитель побуждает ребят к воспроизведению отдельных речевых оборотов, встречающихся в ранее прочитанных текстах, и поощряет в тех случаях, когда они вспоминают эпитеты из знакомых текстов в естественной связи с рассматриванием данной картины. Это очень важный момент. Таким путем осуществляется закрепление слов, известных ребятам ранее.
Такое повторение способствует прогрессу в овладении речевыми оборотами не в виде заученного штампа, а в тех гибких, подвижных формах, которые присущи яркой и точной речи. Например, готовясь к сочинению по картине К. Юона «Зима», второклассники предварительно упражняются в распространении простых предложений, данных учителем: Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.
Затем дети пишут сочинение «Волшебница-зима».
Сюжет картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» взят из народной сказки о жар-птице, приносящей людям счастье.
Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на сером волке по дремучему лесу, в котором тесно переплелись корявые сучья и ветки: кажется, что выбраться из него невозможно. Но лес расступается перед молодыми людьми, позволяя серому волку стрелой пронестись по нему, и затем снова смыкается, чтобы защитить их от врагов.
Столетние стволы деревьев обросли седым мхом и лишайниками. Тихо и одновременно тревожно в такой чаще. Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. Единственно, что немного ободряет человека — это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещающая дальние деревья.
Иван-царевич тревожно прислушивается к лесным шорохам, всматривается в лес в ожидании возможной погони.
По-царски нарядное, пышное одеяние молодых людей контрастарует своей яркостью с таинственно мрачными, почти черными тонами могучего леса: на фоне леса эти светлые одежды резко выделяются.
Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван-царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы.
План беседы и примерные вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в глухом лесу?
- Опишите лес. Что о нем сказано в сказке и как он изображен на картине?
- Что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен?
- Что говорится в сказке о характере Ивана-царевича?
- О чем задумалась, склонив голову, Елена Прекрасная?
- Какая мысль выражена художником в картине?
- Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?
- Расскажите, как одеты герои.
- Что вам нравится в картине?
Задача учителя — подвести детей к пониманию того смысла картины, который хотел показать художник, в данной картине — могущество русского человека, который способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. Таков смысл и картины и сказки. В народных сказках хорошие, добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природа.
При подготовке к сочинению учителю необходимо брать тему интересную, близкую и понятную ученикам. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия. Дети привыкают требовательно относиться к слову: его точности, меткости, образности.
Каждое сочинение после проверки обязательно анализируется в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.
План анализа сочинений:
- Написано ли оно на тему?
- Соответствует ли плану?
- Включено ли в текст описание предметов или явлений?
- Какие факты, слова, выражения подобрал ученик, чтобы описать данное явление, эпизод и т.д.
- Какие удачные слова и выражения использует автор?
- Какой вывод делает автор сочинения?
В процессе обучения порождению речи, продуцированию собственных текстов (как по образцу — это изложение, так и самостоятельно на предложенную тему — тогда это сочинение) методика нацеливает учителя на формирование у школьников следующих речевых умений:
- определить тему и основную мысль будущего высказывания;
- выделить основной тип речи и стиль изложения (если они ярко выражены, поскольку в начальной школе целесообразно противопоставлять функциональные стили: например, научный и художественный, разговорный и деловой);
- наметить план ответа, последовательность изложения, осмыслить основные факты;
- отобрать (во внутренней речи, а может быть, и зафиксировать во внешней письменной речи) лексические средства, соответствующие речевой ситуации, цели, теме, основной мысли высказывания;
- грамматически оформить, «связать» отобранные лексические средства, то есть «реализовать» высказывание в устной или письменной (в виде текста) форме;
- отредактировать текст (письменное высказывание), удалив лексические, грамматические (в том числе орфографические и пунктуационные), смысловые, логические, стилистические ошибки.
Последнее из названных умений — умение редактировать текст — нуждается в особом рассмотрении. На последнем этапе создания текста — этапе корректировки, редактирования его — ученик должен знать, что исправлять и как исправлять. Для того, чтобы отредактировать текст соответствующим образом, нужно уметь видеть ошибки, а значит, необходимо знать основные их типы. Следовательно, на уроках развития речи нужны специальные задания по исправлению ошибок разных типов. Это, во-первых. Во-вторых, ребенок должен знать, как исправить ту или иную ошибку. И для этого у него должны быть знания о нормах языка и речи («так говорить можно (нельзя)»). Решением этой задачи как раз и занимаются учителя в процессе обучения ребенка родному языку.
Таким образом, вопросы культуры речи, вопросы изучения норм языка и речи выдвигаются на первый план.
Чувство языка развивается у детей в процессе подражания (имитации) нормированной, то есть правильной речи, которую они слышат из уст окружающих людей, с которой встречаются в книгах, чувство языка — это результат запоминания нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....
Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"
Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".
Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. ( ...