развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения
презентация к уроку по русскому языку по теме
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
СЛАЙД 1
Не секрет, что проблема современной школы в том, что у детей пропал интерес к учению вообще, и к изучению русского языка, литературному чтению в частности. Отсюда низкая грамотность, нежелание читать художественную литературу, подмена книги компьютером. Огромное количество детей не посещают театры, не работают со словарями, дополнительной литературой. Результат – неразвитая речь, память, воображение, неумение анализировать, делать выводы, дополнять. Поэтому на школу возложена большая ответственность по становлению творческой личности.
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.
Вот почему я уже несколько лет работаю по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения».
СЛАЙД 2
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети научились выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремились высказывать своё мнение, отстаивать его, умели анализировать ответы учащихся, находить ошибки и уметь объяснить их.
Главная задача моей работы с детьми – научить их мыслить, удивляться, познавать, открывать новое и осознавать свой опыт.
СЛАЙД 3
Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, для того, чтобы он мог проявить свои способности и таланты, нужно умелое руководство как со стороны учителя, так и родителя. Особая роль, конечно, возлагается на учителя.
Каждый урок его должен быть для ребёнка открытием, и этому, конечно, способствует занимательная форма их проведения, творчество оживляет учебный процесс, активирует и формирует личность.
СЛАЙД 4
Вся работа по развитию творческих способностей ведётся на протяжении всех лет обучения. При этом очень важно учитывать индивидуальные способности учащихся.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
СЛАЙД 8
Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например: урок – путешествие, урок- праздник, урок –игра, урок - исследование. В качестве примера приведу содержание урока-утренника «Идет волшебница - зима»:
- Выставка творческих работ учащихся по теме.
- Конкурс чтецов.
- Инсценировка отдельных произведений.
- Конкурс знатоков загадок о зиме.
- Викторина.
СЛАЙД 9
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности. Большое значение воображению придавал Л.С. Выготский: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие.»
Стараюсь как можно больше включить в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения. Например: журнал «Небылицы в лицах».
Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки: «Мои сказки», «Загадки», «Кроссворды»
В своей работе использую следующие творческие задания: рассказывание историй от имени разных персонажей, сочинение сказок, историй с героями изученных произведений, изменение начала и конца, продолжение произведения, представление себя на месте событий. Пересказ от имени разных персонажей вызывает интерес у детей, требует переосмысливания и воспроизведение произведения. Наблюдая за детьми замечаю, что каждый ребенок готов пересказать сказку по-своему, внося элементы собственного творчества. Большое внимание на уроке уделяю работе с «непонятными» словами: объяснение смысла, составление предложения, пересказ отрывка, в котором употреблено это слово, подбор синонимов, а также составление словарика по теме чтения.
Можно устроить парад «живых книг». (Дети сами выбирают книгу, которую хотят представить, делают обложку, готовят сообщение: как называется (автор и заголовок), кто герой книги, о чем в ней рассказано.)
СЛАЙД 10
Для развития творческих способностей обучающихся использую такие виды работ:
- подбор слов, сходных и различных по смыслу;
- продолжить рассказ;
- составить памятку;
- составить предложения;
- озаглавить рассказ; и т.д.
- творческие уроки дифференцированного характера;
- уроки - творчества;
- библиотечные уроки;
- уроки - сказки;
- уроки - утренники;
- статьи для классной стенгазеты.
• Творческие работы различного содержания:
- Я и моё имя.
- Я и мои друзья.
- Как я провёл лето.
- Сочиняем сказки.
- Отзывы о прочитанных книгах.
- О великих людях и событиях.
СЛАЙД 11
Большой интерес для детей представляют исследовательские проекты, например: «Самолёт будущего»; «Прочитанная книга»; «Памятники искусства».
Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учат ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать и т. д.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.
СЛАЙД 12
Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения.
Дети очень любят сочинять сказки, с удовольствием работают над редактированием текста, отгадывают загадки.
СЛАЙДЫ 13- 34
Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
Выступление на педагогическом совете. Виды работ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....
Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
В этой статье говорится о нетрадиционных подходах к работе с обучающимися на уроках русского языка....