развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения
презентация к уроку по русскому языку по теме
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
СЛАЙД 1
Не секрет, что проблема современной школы в том, что у детей пропал интерес к учению вообще, и к изучению русского языка, литературному чтению в частности. Отсюда низкая грамотность, нежелание читать художественную литературу, подмена книги компьютером. Огромное количество детей не посещают театры, не работают со словарями, дополнительной литературой. Результат – неразвитая речь, память, воображение, неумение анализировать, делать выводы, дополнять. Поэтому на школу возложена большая ответственность по становлению творческой личности.
Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.
Вот почему я уже несколько лет работаю по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения».
СЛАЙД 2
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети научились выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремились высказывать своё мнение, отстаивать его, умели анализировать ответы учащихся, находить ошибки и уметь объяснить их.
Главная задача моей работы с детьми – научить их мыслить, удивляться, познавать, открывать новое и осознавать свой опыт.
СЛАЙД 3
Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, для того, чтобы он мог проявить свои способности и таланты, нужно умелое руководство как со стороны учителя, так и родителя. Особая роль, конечно, возлагается на учителя.
Каждый урок его должен быть для ребёнка открытием, и этому, конечно, способствует занимательная форма их проведения, творчество оживляет учебный процесс, активирует и формирует личность.
СЛАЙД 4
Вся работа по развитию творческих способностей ведётся на протяжении всех лет обучения. При этом очень важно учитывать индивидуальные способности учащихся.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
СЛАЙД 8
Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например: урок – путешествие, урок- праздник, урок –игра, урок - исследование. В качестве примера приведу содержание урока-утренника «Идет волшебница - зима»:
- Выставка творческих работ учащихся по теме.
- Конкурс чтецов.
- Инсценировка отдельных произведений.
- Конкурс знатоков загадок о зиме.
- Викторина.
СЛАЙД 9
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности. Большое значение воображению придавал Л.С. Выготский: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие.»
Стараюсь как можно больше включить в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения. Например: журнал «Небылицы в лицах».
Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки: «Мои сказки», «Загадки», «Кроссворды»
В своей работе использую следующие творческие задания: рассказывание историй от имени разных персонажей, сочинение сказок, историй с героями изученных произведений, изменение начала и конца, продолжение произведения, представление себя на месте событий. Пересказ от имени разных персонажей вызывает интерес у детей, требует переосмысливания и воспроизведение произведения. Наблюдая за детьми замечаю, что каждый ребенок готов пересказать сказку по-своему, внося элементы собственного творчества. Большое внимание на уроке уделяю работе с «непонятными» словами: объяснение смысла, составление предложения, пересказ отрывка, в котором употреблено это слово, подбор синонимов, а также составление словарика по теме чтения.
Можно устроить парад «живых книг». (Дети сами выбирают книгу, которую хотят представить, делают обложку, готовят сообщение: как называется (автор и заголовок), кто герой книги, о чем в ней рассказано.)
СЛАЙД 10
Для развития творческих способностей обучающихся использую такие виды работ:
- подбор слов, сходных и различных по смыслу;
- продолжить рассказ;
- составить памятку;
- составить предложения;
- озаглавить рассказ; и т.д.
- творческие уроки дифференцированного характера;
- уроки - творчества;
- библиотечные уроки;
- уроки - сказки;
- уроки - утренники;
- статьи для классной стенгазеты.
• Творческие работы различного содержания:
- Я и моё имя.
- Я и мои друзья.
- Как я провёл лето.
- Сочиняем сказки.
- Отзывы о прочитанных книгах.
- О великих людях и событиях.
СЛАЙД 11
Большой интерес для детей представляют исследовательские проекты, например: «Самолёт будущего»; «Прочитанная книга»; «Памятники искусства».
Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учат ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать и т. д.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.
СЛАЙД 12
Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения.
Дети очень любят сочинять сказки, с удовольствием работают над редактированием текста, отгадывают загадки.
СЛАЙДЫ 13- 34
Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/17/picture-798372-1466146652.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
Выступление на педагогическом совете. Виды работ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-842165-1478109507.png)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-847707-1478751629.jpg)
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....
Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
В этой статье говорится о нетрадиционных подходах к работе с обучающимися на уроках русского языка....