Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка.
Тема - "Неопределённая форма глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelyonnaya_forma_glagola.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
3класс
Тема урока: Неопределенная форма глагола. Число глагола.
Тип урока: Рефлексия
Цел урока: Развивать умения определять число глагола и образовывать неопределенную форму.
Ход урока
1. Мотивация к коррекционной деятельности
- Ребята, наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
"Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: "Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.
- Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов.
2. Актуализация знания и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе, выполнив задание «Закончи предложения» (слайд) и сразу будем себя проверять.
- Глагол – это…..
- Глагол обозначает ……
- Глагол отвечает на вопросы….
- Глагол изменяется …….
- Что такое неопределенная форма глагола.....
- на какие вопросы отвечают эти глаголы.....
- Ребята, давайте попробуем выполнить задание.
(задание на карточке
1. Найдите глаголы неопределённой формы.
Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься
2. Определите число у данных глаголов.
Гулять, сидеть, побежали, смотреть, успеет, кипят, болеет, уцелело.
- Кто выполнил без ошибок?
- Кто допустил ошибки?
Над чем нам сегодня предстоит поработать, чему мы должны научиться к концу нашего урока, и что для этого нам нужно знать?
Составление алгоритма
● знать правила, что такое неопределенная форма и число глагола
● уметь определять число у глагола
● уметь образовывать от глаголов, глаголы в неопределённой форме
Самостоятельная работа № 1
1. Проверяем знание определений по теме. Неопределенная форма - это _________________________________. Эти глаголы отвечают на вопросы ________________________________________________________. Глаголы в ________________ числе, обозначают действия одного предмета и отвечают на вопросы ________________________________________. Глаголы во _____________________ числе, обозначают действия двух и более предметов и отвечают на вопросы _______________________________________________________. 2. Проверяем умения определять число у глаголов. Игра «Помоги братьям лосям спуститься на землю». Нужно правильно распределить глаголы единственного и множественного числа в две колонки. Обидим, сижу, посветлел ,заденешь, наденете, пчела, вели, гремело, сумею, шумишь ,окаменели, оцепенеете. 3. Образуйте от данных слов глаголы в неопределённой форме Свист, лов, золото, шум, белый, грусть. |
3. Локализация индивидуального затруднения
Проверьте по эталону, если верно ставьте +, если нет -
Кто справился с работой?
У кого возникли затруднения?
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Поднимите руку кто не допустил ошибки?
У кого возникли затруднения?
Что нужно сделать чтобы исправить допущенные ошибки?
(построение плана)
1. Повторить правила
2. Отработать умение образовывать неопределенную форму у глагола
3. Отработать умение определять число у глаголов
5. Реализация построенного проекта
В ходе работы, наш класс поделился на две группы. Кто не допустил ошибки, вы получаете интересное задание.
1. Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок. Сказать- рассказать, пересказать; 2. Определить время и число глаголов. Поставить к каждому глаголу вопрос. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела точно - точно в положенный. 3. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы: Зарубить на носу – (запомнить) Держать язык за зубами – (молчать) Пукать пыль в глаза – (обманывать) Вешать нос – (унывать) Мозолить глаза –(надоедать) Дать слово – (пообещать) |
- Кто допустил ошибки, попробуйте определить, почему они допущены.
- Если есть ошибки в задании номер 1, найдите на странице 106 и повторите правило, что такое неопределённая форма глагола, страница 109 - правило о числе глаголов.
- Если допущена ошибка в задании номер 2, посмотрите на экран и давайте вспомним алгоритм определения числа у глаголов.
(подставить местоимение или сущ. в ед. или мн. числе)
он закрыл-ед.ч.
он успеет-ед.ч
они-кипят-мн.ч.
... болеет-
... уцелело-
... обидим-
... сижу-
... заденешь-
... плела-
- Если допущена ошибка в задании номер 3, откройте страницу 107 и прочитайте правило.
Образуйте от данных слов глаголы. Поставьте их а неопределённой форме. Выделите ту морфему, с помощью которой образованы глаголы: скрип, воз, ход, слепой, шум, белый.
6. Обобщение затруднений во внешней речи
Какие затруднения встретились ещё?
(если осталось что-то непонятным, обсудить фронтально ещё раз)
7. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону
- Вам нужно выполнить только те задания, в которых вы ранее допустили ошибки.
1. Проверяем знание определений по теме. Начальная форма глагола - это _________________________________. Глаголы которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? стоят в ________________ ______________________________. Глаголы в единственном числе, обозначают _____________________________ и отвечают на вопросы ________________________________________. Глаголы во множественном числе, обозначают ________________________ и отвечают на вопросы _______________________________________________________. 2. Проверяем умения определять число у глаголов. Вы должны распределить слова в две колонки Ед. число Мн. число Пищит, поют, звенит, свистят, трещит, кричи, стучит, стучат, скрипит. 3. Образуйте от данных существительных глаголы в неопределённой форме Смех,хлопоты,взгляд,смотр,помощь,просьба,свет,письмо,свист,плата,говор,стрельба. |
- Давайте проверим себя все вместе по эталону
- Смогли ли вы исправить свои ошибки? Как мы это сделали?
8. Включение в систему знаний и повторение
-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами.
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.
Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.
-Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст научный или текст-описание? Обоснуйте свой вывод.
-Запишите текст, подчеркните глаголы, определите число.
9. Рефлексия деятельности на уроке
- Удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
- Смогли ли вы исправить свои ошибки?
- Что нужно будет сделать тем, кто ещё допускает ошибки?
- Давайте оценим свою работу на уроке тремя карточками нашего светофора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....