Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку.
Тема - "Прямое и переносное значение слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_russkogo.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема: Прямое и переносное значение слов
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: сформировать у учащихся понятие о прямом и переносном значений слов
План. результаты: знают определение,
умеют находить в тексте, умеют подбирать слова с нужным значением, в соответствии контекста предложений
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
-Готовы продолжать путешествие по странам русского языка?
Слово- это главное богатство русского языка. Сегодня мы узнаем ещё что-то новое о слове.
-Я желаю вам всем успехов в открытие нового знания. Теперь в путь, друзья!
-С чего начнете работу на уроке? ( с повторения необходимых знаний)
II .Актуализация знаний и пробное учебное действие
-Послушайте внимательно и попробуйте «отгадать» слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):
- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;
- Мера длины, равная 1 000 метров, – километр;
- Дорога с твердым покрытием – шоссе;
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис;
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – портфель.
- К повторению какого языкового понятия мы сейчас с вами подошли? ( лексическое значение)
-Какие определения можно ему дать?
(Читает вслух стихотворение)
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки
-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.
(Организовывается фронтальную беседу)
- Ребята, как вы считаете, правильно ли поняла дочь свою маму?
-Кто считает, что девочка поняла свою мать. Поднимите правую руку.
- Кто считает, что девочка не поняла свою мать. Поднимите левую руку.
-А как это у нас получилось? Стихотворение одно, а ответы разные? Можете объяснить свой ответ?
- Почему дочь не поняла свою маму?
-О какой теплоте говорила мать своей дочери?
- Какое еще значение имеет слово теплота?
-Подберите к словам из первого столбика пару:
Тяжелый Золотые Бежит | Мальчик Серьги Груз Время День Руки |
III.Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли?
-Возникло ли затруднение? ( если да, то почему?)
- Почему возникло затруднение?
- Чего не знаем?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какова же цель нашего урока?
План:
1. Определение понятия прямого и переносного значения слов
2.Находить эти слова в тексте.
3.Подбирать слова с разным значением в соответствии с контекстом
V.Реализация построенного проекта.
/Работа в парах /
У вас на партах есть стихотворение, называется «Золотая мама»
определите сколько раз встретится слово золотой? Выпишите эти словосочетания, записывая их в столбик и подберите к них их прямое значение.
У мамы сердце золотое (2)
И золотая голова,(3)
И руки мамы золотые, (4)
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
Ты человек наш золотой!( 5 )
Сестричка только вот вздыхает:
Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
Проверим?
Что вы можете сказать про слово «золотой»?
Какое это слово?(«Золотой» - многозначное слово.)
Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. ( Словарь)
Золотой –
1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень.
2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора.
3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.
4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой переносное.
- Какой вывод можем сделать? ( Что у слова может быть не только два значения, но и более)
/Работа в группах/
- У вас на столах лежат карточки на которых написан ряд слова, составьте рассказ о маме, используя слова в переносном значении. ( организовывается проверка и защита результатов)
- Как проверить своё открытие и правильность данных вами определений? ( посмотреть в учебнике)
- Откройте учебник. Проверьте.
- Итак, сделайте вывод
- Что вы можете теперь делать?
Записать определение на листочке:
Что такое прямое значение слов - ..., Что такое переносное значение слов - …..
- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (На основе сходства по определенному признаку).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Каждой группе даются карточки с заданиями. ( задания выполняются с громким проговариванием и объяснением своего выбора)
Задание: Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Мы работали вместе. А теперь наступило время поработать самостоятельно.
Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
- У кого возникли затруднения? Где?
- Кто выполнил задание правильно? Поставьте себе «+».
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
- Что нужно знать, чтобы правильно подбирать слова с разным значением?
- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?
Прочитайте внимательно последнее предложение.
-Что это: закружилась метель?
- Закружилась :о ком можно так сказать?
- Что же: метель, как живая?
-Какую роль выполняет слово «закружилась» в этом предложении?
- Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
(Например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш.)
-Какие примеры подобного рода вы можете привести?
-Найдите в упр. олицетворения, назовите их.
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- С чего мы начали наш урок?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
-Удалось ли её решить?
-Какие получили результаты, знания? Оцените свою работу и работу всего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....