Конспект урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Владимирова Елена Борисовна

Конспект урока по русскому языку.

Тема.  Составление  и оформление письма.

Класс: 2

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с особенностями  написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма; способствовать обогащению словарного запаса детей; получать опыт сочинения письма, адекватного использования речевых этикетных формул обращения и прощания, оформления письма.

2. Развивающие: развивать у учащихся интерес к эпистолярному жанру, совершенствовать культуру речи детей, расширять кругозор младших школьников,  развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра.

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре, структуре письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pismo.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема.  Составление  и оформление письма.

Класс: 2

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с особенностями  написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма; способствовать обогащению словарного запаса детей; получать опыт сочинения письма, адекватного использования речевых этикетных формул обращения и прощания, оформления письма.

2. Развивающие: развивать у учащихся интерес к эпистолярному жанру, совершенствовать культуру речи детей, расширять кругозор младших школьников,  развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра.

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре, структуре письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Личностные универсальные учебные действия: формирование  внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интереса к предметно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Познавательные универсальные учебные действия: формирование представления о   структуре  письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, ноутбуки для каждой группы, диски   «Универсальный словарь русского языка», конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски,  толковые словари в учебниках, карточки с заданиями.

Ход урока

Этап урока

Содержание  учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организа-ционный момент.

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

 И во всём старательны!

 Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

II. Актуализация  опорных ЗУН 

1. Пальчиковая гимнастика

2. Чистописание

- Прочитайте слова, что в них общего?

Кино, письмо, пальто, метро. (Все слова названия предметов, отвечают на вопрос что? среднего рода, оканчиваются на «о»)

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

- Какое слово может быть «лишним»?

-  Письмо, т.к. это слово имеет окончание «о», все другие слова не имеют окончания, значит, не могут изменяться.

 - Докажите это  при помощи слов ДАМ, НЕТ, ЛЮБУЮСЬ.

-  Дам письму, нет письма, любуюсь письмом.

-  Придумайте предложение с этим словом.

- Я пишу письмо. Я получил письмо.

-Выделите грамматическую основу предложения. Укажите части речи. Дайте характеристику данному предложению.

Указывает объект наблюдения. Формулирует  задание, включает учащихся в обсуждение

 Учувствуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

III.

Постановка темы и цели урока

 1)Мотивация к деятельности

- Послушайте стихотворение.

Отчего взгрустнулось

Тоне-письмоносцу?

Встала рано утром,

Ходит по морозцу,

Всем приносит нынче

Лишь в газетах  вести.

Отчего ж у Тони

Сердце не на месте?

Ей от грустных мыслей

Никуда не деться,

Ждать от друга писем

Ей хотелось с детства,

Но никто не пишет

Каждый очень занят,

В моде SMSки.

А душу не  загладят.

Так хотелось Тоне

Рассказать подробно,

И узнать побольше,

Поделиться с кем то.

 А ей ни разу в жизни

Писем не вручали.

Грустно письмоносцу...

Ходит по морозцу

Почтальон в печали.

– Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? Почему грустит Тоня?

      Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону,  послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные  своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит - это  способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

-  Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

- Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства при этом и испытали?

Приходилось ли вам писать письма? Кому?

Знаете ли вы как правильно писать письма?

А хотите ли научиться?

- Сформулируйте тему урока.

-Какова  же  цель нашего урока?

- Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте «!» рядом с теми вопросами,  на которые вы знаете ответ и «?» если не знаете ответ, но хотите узнать.

Итак, вы поставили перед собой вопросы, на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?

Что такое письмо?

Какие существуют правила письма?

Из каких частей состоит письмо?

- Это и будет нашим планом урока.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи  урока.

Формулируют тему и задачу урока.

IV. «Открытие» детьми нового.

1. Составление кластера

- Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова, связанные  со словом « письмо».

Адрес, конверт, почта, индекс, марка.

Адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова?  Это действительно в наше время редко используемые  слова.

Где вы можете узнать, что обозначают эти слова?

В словаре.  (Работа с толковым  словарем)

Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (Синоним - отправитель)

Итак, мы  вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова.

- Что же такое письмо?

- Письмо – это письменное сообщение, которое пересылают по почте. Письма пишут родным, друзьям, знакомым.

Хотелось бы вам больше узнать о них?

2. Сообщение ученика об истории письма. (См. в приложении)

- Как вы думаете, для чего нужны письма?

Правильно в них:

- сообщают о каких-то событиях,

- делятся впечатлениями,

- обращаются с просьбами.

Указывает объект наблюдения. Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение, организует работу с  ноутбуками

 Работают с информацией, сравнивают и анализируют участвуют в обсуждении.

V.  Изучение нового материала

 - Чтобы правильно написать письмо, что  необходимо знать?

 1. Правила написания письма.

Чтобы узнать, какие существуют правила письма, я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.

 В русском языке слово «письмо» восходит к слову  «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота»

В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква»

А в Германии в немецком языке письмо называют словом  DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий».

Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов?

 (ответы детей)

Вывод.

1.Писать следует грамотно.

2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и   четкие.

3.Письмо должно   быть коротким, но все полным.

2. Знакомство с этическими законами переписки.

 - Посмотрите отрывок из мультфильма, и послушайте  письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор.

 - Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок?

 - Почему мы смеялись, когда  читали это письмо?

Между людьми, ведущими переписку,  соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать  этическими законами переписки.

- Как вы думаете, какие это законы?

Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам?

Обязательно  ли отвечать на письмо?

Вывод.

1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

2.Нельзя читать чужие письма.

Можно ли оставлять письмо без ответа?

3.Нельзя оставлять письмо без ответа.

Какими должны быть бумага и конверт?

4.Бумага и конверт должны быть  чистыми.

Физкультминутка

Я почтальон веселый

 Шагаю каждый день

 По улицам, проулкам

 Поселков, деревень

 В мороз, жару и стужу

 И в дождик, и в метель

Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.

Работа в микрогруппах.

Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый,  с ровными краями; в самом начале.

Взаимопроверка.

Структура письма.

Учитель: Послушайте письмо.

 «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Мадагаскар-з ”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. »

Учитель:

-Всё ли вам понравилось? (Нет, связи и последовательности между предложениями, нет приветствия, говорит только о себе и т.д.)

Значит, чтобы грамотно написать письмо нужно знать структуру письма. Перед вами на листочках даны названия частей письма. Обсудите, какой должна быть последовательность этих частей. (Идёт обсуждение структуры письма).

Вступление

Обращение и приветствие.

Обращение и приветствие.

Вступление

Прощание

Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания.)

Вопросы просьбы, пожелания.

Прощание

Подпись и дата

Подпись и дата

 -  Знаете ли вы что должно быть написано в каждой из этих частей?

- Как вы понимаете «Обращение и приветствие»? (имя того, кому предназначено письмо)

-Знаете ли вы как правильно начать письмо?

- Вступление. Что пишут в этой части? (вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, фраза о состоянии переписки)

Основная часть? (Вопросы, просьбы, пожелания, рассказ.)

Прощание? Как правильно закончить его?

Важно знать, как правильно начать письмо и как его закончить, — сказала Волшебница.

Сначала обязательно нужно поздороваться:

Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля!

Или так: Здравствуй, Ваня!

Если ты пишешь взрослому, малознакомому человеку, то лучше начать письмо так:

Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна!

Обрати внимание: к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы:

Как Вы себя чувствуете?

Потом нужно поблагодарить за полученное письмо:

Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с удовольствием. Или: Получил твоё (Ваше) письмо. Большое спасибо.

Если ты давно не получал(а) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут:

Давно не получала от Вас писем! Всё ли в порядке? Или: Почему ты мне не пишешь? Или: Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь.

Затем расскажи о себе.

Заканчивать письмо принято словами:

Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша. Или: Жму руку. Пиши! Миша. Или: С уважением Аня.

— Это так просто! — сказал Миша и побежал писать письмо Ване.

Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо.

Кому бы вам хотелось написать?

Какие слова обязательно будут в ваших письмах? (Здравствуй и до свидания)

Знаете ли, как писать эти слова? Если будете затрудняться, где взять ответ?

В словаре « Справочник правописания»

Указывает  объект наблюдения, включает

учащихся в обсуждение, организовывает решение учащимися практико-ориентированных заданий в группах.

Работают с информацией, сравнивают и анализируют участвуют в обсуждении,

участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

VI. Этап закрепления и коррекции новых знаний.

1.Самостоятельная работа по написанию письма.

2. Презентация своей работы.

- Зачитайте, какие письма вы написали.

Организует самостоятельную работу по написанию письма, оказывает индивидуальную помощь

Самостоятельно  выполняют учебные действия, взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы.

VII. Проверка усвоения темы.

1)Выполнение теста.  

Письмо – это:

а) написанный текст, посылаемый для сообщения о чём-либо своим друзьям, родным, знакомым.
б) устное сообщение о  чём-либо своим друзьям, родным, знакомым.
2. Письмо имеет:

а) обращение, слова прощания, подпись;
б) обращение, основная часть, слова прощания, подпись;
3) основная часть, слова прощания, подпись,

3. Правила написания письма:

а) писать следует грамотно, буквы должны быть четкими и ровными;

б) писать  можно небрежно  и неаккуратно.

2) Работа в паре, взаимопроверка по презентации.

Организует работу по  тесту, работу в парах.

Дети выбирают правильные утверждения, обводят букву,  работают в паре, осуществляют взаимопроверку.

VIII.

 Итог урока Рефлексия учебной деятельнос-ти.

Вот и подошел к концу наш урок.

Посмотрите на свои листочки, на все ли вопросы вы смогли получить ответ?

- Чему учились? - Что понравилось?

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Что вызвало затруднения?

– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Самооценка по шкале достижений.

Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача остается на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

IX. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

-Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

Пользуясь знаниями, полученными на уроке, напишите письмо. Адресата выберите сами. Спасибо всем.

Организует объяснение домашнего задания.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....