Календарно-тематическое планирование по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_r.yaz_._nov.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/А.В. Луговик
Протокол № ___ «__»_____________ 2016г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 4» ___________/Н.И. Криворучко «___» __________ 2016 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Средняя школа № 4» ___________/О.В. Перевалова «___» ________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Семенюк Марины Сергеевны
по русскому языку
4 класс
2016-2017 учебный год
г.Ачинск
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 4 класс Приложение
1ЛР – первичные навыки работы с информацией; 2ЛР – дальнейшее овладение родным языком; 3ЛР – овладение умениям различных видов устной и письменной речи; 4ЛР – овладение орфографией и пунктуацией; 5ЛР – понимание и анализ текстов; 6ЛР – знания о языке как основа речевой деятельности; 7ЛР – осознание себя носителями языка как части культуры; 8ЛР – развитие чувства языка; Л – личностные; М/п – метапредметные познавательные УУД; М/к – метапредметные коммуникативные УУД; М/р – метапредметные регулятивные УУД
Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | 1 | 01.09 | (1ЛР) Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.), развитие умений читательской деятельности (прогнозировать содержание). (7ЛР) Развитие эстетического чувства, осознание языка как части культуры и национального достижения. | (М/п) Развитие умений функциональной грамотности: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, соотносить их по содержанию и средствам выражения, интерпретировать содержание, расширять представление о русском языке и русских писателях и поэтах. | (Л) Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. | |||||||
2 | Контрольное списывание | 1 | 02.09 | Без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | ||||||||||
3 | Повторение фонетики и графики | 1 | 03.09 | (6ЛР) Актуализация и углубление знаний по фонетике, развитие умений определять смыслоразличительную функцию звуков, правильно оформлять звучащую речь (записывать транскрипцию). | (М/к) Развитие умений договариваться о выполнении совместных действий, связно излагать свои мысли, слушать и слышать друг друга. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. | |||||||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | 04.09 | (6ЛР) расширение сведений об особенностях фонетической системы русского языка, наблюдение над особенностями ударения в русском и других языках, развитие умений транскрибировать слова и делить слова на слоги. (3ЛР) Овладение навыками устной образцовой речи в аспекте произносительных (акцентологических) норм. | ||||||||||
5 | Что такое графика | 1 | 07.09 | (6ЛР) Расширение сведений об особенностях графической системы русского языка, развитие умений опознавать различные графические знаки, в том числе буквы кириллического алфавита. (8ЛР) Развитие чувства языка на основе знакомства с новыми словами с корнем –граф-. | (М/п) Развитие умений добывать информацию из разных источников (текстов, словарей), анализировать и преобразовывать её (тест в схему), сравнивать и делать выводы. | Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. | ||||||||
6 | Фонетический разбор слова | 1 | 08.09 | (6ЛР) Развитие умений производить фонетический разбор слова, сравнивать фонетико-графические особенности русского и английского языка. | (М/к) Развитие умений устанавливать последовательность действий, работать по составленному алгоритму, производить корректировку результатов. | Находить орфограммы-буквы гласных после букв шипящих по характерным признакам | ||||||||
7 | Повторение орфографии | 1 | 09.09 | (6ЛР) Расширение сведений об орфографии как разделе языка и его основной единице – орфограмме, развитие умений находить орфограммы-буквы гласных после букв шипящих по характерным признакам. (8ЛР) Развитие чувства языка на основе знакомства с историей традиционных написаний (букв гласных после букв шипящих и ц). | ||||||||||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | 10.09 | (4/6ЛР) Развитие умений находить орфограммы-буквы гласных и буквы согласных в корне по характерным признакам, писать слова с этими орфограммами, объяснять написания и графически их обозначать. (3ЛР) Развитие умений выразительного чтения. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Находить орфограммы-буквы гласных и буквы согласных в корне по характерным признакам, писать слова с этими орфограммами, объяснять написания и графически их об означать. Определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу. | ||||||||
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | 11.09 | (4ЛР) Развитие умений находить разные виды орфограмм-букв гласных, согласных, ь и ъ, писать слова с этими орфограммами и графически их обозначать, группировать слова по видам орфограмм. | (М/к) Развитие умений договариваться о совместных действиях, слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения, соотносить её с мнением другим. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||||||||
10 | Повторение состава слова | 1 | 14.09 | (6ЛР) Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу. | (М/п) Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схемы в слова, слова в схемы). | |||||||||
11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | 15.09 | (6ЛР) Развитие умений определять часть речи, группировать слова по частям речи, различать однокоренные слова разных частей речи. | (М/п) Развитие логических умений: анализировать, сравнивать, группировать, а также умений читательской деятельности: извлекать информацию, вычленять главное, делать выводы, преобразовывать информацию из одной в другую (из схем, рисунков в текст). | Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения Воспринимать на слух и понимать текст, пересказывать (в том числе в письменной форме) содержание текста, осуществлять необходимое сжатие текста, писать слова с изученными орфограммами | ||||||||
12 | Повторение по синтаксису | 1 | 16.09 | (6ЛР) Развитие умений находить основу предложения, определять его структуру, устанавливать границы предложений, составлять предложение из слов. (5ЛР) Развитие умений анализировать и понимать тексты. | (М/п) Развитие умений читательской деятельности – вычитывать информацию, представленную в разных формах (из схем, «повреждённых» текстов). | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||||||||
13 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»* | 1 | 17.09 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – воспринимать на слух и понимать текст, пересказывать (в том числе в письменной форме) содержание текста, осуществлять необходимое сжатие текста, писать слова с изученными орфограммами. | (М/к) Развитие умений диалогической и монологической речи. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | ||||||||
14 | Работа над ошибками | 1 | 18.09 | |||||||||||
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу | 1 | 21.09 | (6ЛР) Развитие умений «читать», составлять схемы предложений, соотносить схемы и предложения, расставлять знаки препинания и объяснять их выбор. | (М/п) Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текстовую информацию, текстовую информацию в схемы, таблицы). | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Составлять схемы предложений, соотносить схемы и предложения, расставлять знаки препинания и объяснять их выбор. | |||||||
16 | Контрольный диктант № 1 | 1 | 22.09 | (3/4ЛР) Развитие умений письменной речи: писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть. | (М/п) Развитие умений слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть. | |||||||
17 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте) | 1 | 23.09 | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | 24.09 | (6ЛР) Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы. | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного ана- лиза) основные признаки текста: целостность, связ- ность абзацев и предложений по смыслу и грамма- тически, законченность. | |||||||||
19 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | 25.09 | (6ЛР) Развитие умений отличать предложения с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью, одиночным и повторяющимся союзом и, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях. (3ЛР) Наблюдение за использованием предложений с союзной и бессоюзной связью при однородных членах в художественном тексте. |
| |||||||||
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | 28.09 | (4/6ЛР) Развитие умений конструировать и пунктуационно оформлять предложения с однородными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, объяснять постановку знаков препинания. | (М/п) Развитие умений изучающего чтения: вычитывать информацию из разных источников (правила, текста, схемы), соотносить эту информацию, делать выводы и обобщения; устанавливать последовательность действий (строить алгоритмы) для решения практических задач. | Использовать эти пара- метры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с чер- новиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). | ||||||||
21 | Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 | 29.09 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – воспринимать на слух и понимать текст, пересказывать (в том числе в письменной форме) содержание текста, используя предложения с однородными членами. | (М/к) Развитие умений диалогической и монологической речи. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | ||||||||
22 | Работа над ошибками | 1 | 30.09 | |||||||||||
23 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | 01.10 | (4/6ЛР) Развитие умений пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, объяснять постановку знаков препинания. | (М/к) Овладение приёмами устной монологической речи, развитие умений оформлять мысли в устной и письменной форме, подбирать адекватные средства для решения разных коммуникативных задач. | |||||||||
24 | Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | 02.10 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – воспринимать на слух и понимать текст, пересказывать (в том числе в письменной форме) содержание текста, осуществлять необходимое сжатие текста, писать слова с изученными орфограммами. | (М/п) Развитие умений формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком, редактировать написанное. | (Л) Развитие эмоциональной сферы личности ученика, формирование интереса к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. | ||||||||
25 | Работа над ошибками | 1 | 05.10 | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Применять изученный теоретический материал | ||||||||||
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | 06.10 | (4/6ЛР) Развитие умений пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, объяснять постановку знаков препинания. | (М/к) Овладение приёмами устной монологической речи, развитие умений оформлять мысли в устной и письменной форме, подбирать адекватные средства для решения разных коммуникативных задач. | |||||||||
27 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 | 1 | 07.10 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | |||||||||
28 | Развитие пунктуационных умений | 1 | 08.10 | (4/6ЛР) Развитие умений пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, объяснять постановку знаков препинания. | (М/к) Овладение приёмами устной монологической речи, развитие умений оформлять мысли в устной и письменной форме, подбирать адекватные средства для решения разных коммуникативных задач. | Оформлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, | ||||||||
29 | Контрольный диктант № 2 | 1 | 09.10 | (3/4ЛР) Развитие умений письменной речи: писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть. | (М/п) Развитие умений слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть. | |||||||
30 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения | 1 | 12.10 | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||||||||||
31 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | 13.10 | (4/6ЛР) Развитие умений находить сложное предложение, отличать его от простого предложения с однородными членами, составлять схемы этих предложений, пунктуационно их оформлять. | (М/к) Развитие умений взаимодействовать в группе, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями. | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и, правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью. | ||||||||
32-33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | 14.10 15.10 | (6ЛР) Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов. (4ЛР) Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но. | (М/п) Развитие умений анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения. (М/к) Развитие умений работать в группах, парах, слушать и друг друга. | |||||||||
34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 1 | 16.10 | (4/6ЛР) Развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и, правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью. | (М/п) Развитие умений сравнивать, делать выводы, извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах. | |||||||||
35 | Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант | 1 | 19.10 | (3ЛР) Развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ) в учебно-научном стиле. Создавать вторичный текст с предварительной подготовкой. | (М/к) Овладение умениями устной монологической и диалогической речи. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. | |||||||
36 | Запятая в сложном предложении | 1 | 20.10 | (4/6ЛР) Развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи. | ||||||||||
37 | Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | 21.10 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – продуцировать (создавать) текст с использованием сложных и простых предложений с однородными членами, соединённых союзной и бессоюзной связью. | (М/п) Развитие умений формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком, редактировать написанное. | (Л) Развитие эмоциональной сферы личности ученика, формирование интереса к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). | |||||||
38 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 | 1 | 22.10 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. | |||||||||
39 | Обобщение, подготовка к диктанту | 1 | 23.10 | Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. | ||||||||||
40 | Контрольный диктант № 3 | 1 | 26.10 | Писать диктант с изученными синтаксическими конструкциями. | (М/п) Развитие умения слушать. Самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | ||||||||
41 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант | 1 | 05.11 | Проверять и редактировать текст сочинения. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Проверять и редактировать текст сочинения. | ||||||||
42 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | 06.11 | (6ЛР) Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях. (3ЛР) Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте. | Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) | |||||||||
43 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 | 09.11 | (6ЛР) Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора. Находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью. (4ЛР) Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять. | (М/п) Овладение приёмами изучающего чтения, а также умениями «вычитывать» информацию из схем, соотносить информацию. Представленную в разных формах. | |||||||||
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | 10.11 | (6/4ЛР) Развитие умений находить прямую речь после слов автора, приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью до и после слов автора и их пунктуационного оформления. | (М/п) Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения. | |||||||||
45 | Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью | 1 | 11.11 | (3ЛР) Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью и правильно его пунктуационно оформлять. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к разным явлениям действительности. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки). | |||||||
46 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | 12.11 | (3ЛР) Приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию из текста и преобразовывать её из одной формы в другую. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. Различать простые предложения с однородными членами, сложные предложения и предложения с прямой речью. | |||||||
47 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | 13.11 | (6/4ЛР) Развитие умения различать синтаксические конструкции: простые предложения с однородными членами, сложные предложения и предложения с прямой речью, продуцировать их, а также правильно пунктуационно оформлять. | (М/к) Развитие умений работать в группе, договариваться о совместной работе, слушать других, проверять и оценивать друг друга. | |||||||||
48-49 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». Работа над ошибками. | 2 | 16.11 17.11 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – воспринимать на слух и понимать содержание текста, пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, включающий предложения с прямой речью (с предварительной подготовкой). | (М/к) Развитие умений выделять в процессе обсуждения значимые части текста, формулировать заголовки, составлять (в паре, группе) и реализовывать план в соответствии с коммуникативной задачей, с соблюдением языковых и речевых норм. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | ||||||||
50 | Развитие пунктуационных умений | 1 | 18.11 | (6/4ЛР) Развитие умения различать синтаксические конструкции: простые предложения с однородными членами, сложные предложения и предложения с прямой речью, продуцировать их, а также правильно пунктуационно оформлять. | (М/к) Развитие умений работать в группе, договариваться о совместной работе, слушать других, проверять и оценивать друг друга. | |||||||||
51 | Контрольный диктант № 4 | 1 | 19.11 | Применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. | (М/п) Развитие умения слушать. Самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. | |||||||
52 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте) | 1 | 20.11 | (М/к) выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста, применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |||||||||
53-54 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 2 | 23.11 24.11 | (6ЛР) Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте. | (М/п) Развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов. | Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. | ||||||||
55 | Роль имён существительных в предложении, в речи | 1 | 25.11 | |||||||||||
56 | Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | 26.11 | (3ЛР) Развитие умений устной учебно-научной монологической и письменной художественной речи (создание собственных текстов), умений анализировать чужую речь, стремиться к выразительности и точности речи в передачи мысли, накапливать опыт употребления имён существительных в речи. | (Л) Развитие чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, интереса к созданию собственных текстов, стремления к совершенствованию своей речи. | |||||||||
57 | Роль имён существительных в предложении и в речи. | 1 | 27.11 | (2ЛР) Развитие умений анализировать словарные статьи из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов; определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях. (3ЛР) Уметь использовать в речи слова в соответствии с их значением и выразительными возможностями. | (М/п) Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приёмами выборочного и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников. | |||||||||
6. Изменение имён существительных по падежам | 12 | |||||||||||||
58 | Многозначные слова, синонимы, антонимы. Наблюдение за словоизменением имён существительных | 1 | 30.11 | (6ЛР) Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст). | Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку. | ||||||||
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | 01.12 | (6ЛР) Развитие умений на основе алгоритма определять падеж имён существительных, ставить существительные в разные падежные формы и изменять имена существительные по падежам. | (М/п) Развитие умений перерабатывать, систематизировать информацию и выстраивать алгоритм действия для получения нужного результата. | |||||||||
60-62 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | 3 | 02.12 03.12 | (6ЛР) Развитие умений изменять существительные по падежам во мн.ч., определять падеж имён существительных в ед.ч. и во мн.ч. (3ЛР) Развитие умений употреблять существительные в разных падежных формах в устной и письменной речи. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах: несплошной текст (таблица, иллюстрации, ключевые слова), пользоваться разными видами чтения (изучающим, ознакомительным). | (Л) Формирование уважения, интереса к языку как части национальной культуры. | ||||||||
63 | Именительный и винительный падежи | 1 | 04.12 | (6ЛР) Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте. (2ЛР) Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, ключевые слова), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу в текст); овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации. | |||||||||
64 | Родительный падеж | 1 | 07.12 | (6ЛР) Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, в том числе в стихотворной форме, таблица, схема, план), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу в текст); овладение навыками гибкого чтения, а также умением устанавливать закономерности при исследовании материала. | |||||||||
65 | Дательный падеж | 1 | 08.12 | (6ЛР) Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте. | (М/п) Развитие умения гибкого чтения (переходить от просмотрового к ознакомительному и изучающему чтению), овладение механизмами читательской деятельности (антиципатии, эквивалентных замен). | Устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте. | ||||||||
66 | Творительный падеж | 1 | 09.12 | (6ЛР) Развитие умений устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д., Т. п.) имён существительных в тексте. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать по плану, контролировать результат. | Устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи. | ||||||||
67 | Предложный падеж | 1 | 10.12 | (6ЛР) Знакомство с историей предложного (местного) падежа, развитие умений устанавливать признаки предложного падежа и определять изученные падежи, в том числе П.п., имён существительных в тексте. | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | |||||||||
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» | 1 | 11.12 | (3ЛР) Развитие умений устной учебно-научной речи; умений обобщать и систематизировать знания о падежах, отличии их друг от друга, демонстрировать умения использовать знания при решении практических учебных задач. | (М/к) Развитие способностей к устному изложению учебного сообщения (умений устной монологической речи), с соблюдением норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.); овладение навыками коммуникативного взаимодействия (в паре, группе). | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||||||||
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3 | 1 | 14.12 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | ||||||||||
7. Три склонения имён существительных | 7 | |||||||||||||
70 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 1 | 15.12 | (6ЛР) Осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имён существительных и развитие умения работать по алгоритму. | (М/п) Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; составлять алгоритм учебных действий. | |||||||||
71-72 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 2 | 16.12 17.12 | (6ЛР) Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с □), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений. | (М/п) Развитие умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (текста в схему; схему, таблицу в текст), классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с □), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений Отличать склоняемые и несклоняемые омонимичные формы на –о, определять их морфемный состав. | ||||||||
73-74 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | 2 | 18.12 21.12 | (6ЛР) Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных. | (М/п) Развитие умений устанавливать родо-видовые отношения и причинно-следственные связи, систематизировать материал и делать выводы. | |||||||||
75 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | 22.12 | (6ЛР) Введение нового понятия – несклоняемые имена существительные, развитие умений отличать склоняемые и несклоняемые омонимичные формы на –о, определять их морфемный состав. (3ЛР) Формирование навыков культуры речи: правильно употреблять несклоняемые имена существительные и согласовывать их с именами прилагательными. | (М/п) Развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать обобщения. | |||||||||
76 | Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 1 | 23.12 | (3ЛР) Продуцировать текст с использованием несклоняемых существительных, предложений с однородными членами. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы текста, выражать своё отношение к описываемому. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Правильно употреблять несклоняемые имена существительные и согласовывать их с именами прилагательными. | |||||||
77 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | 24.12 | |||||||||||
78-80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания | 3 | 25.12 28.12 | (4ЛР) Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять написания с ь и без ь контролировать написанное. | (М/п) Развитие умений разных видов чтения, соотнесения информации, представленной в разных формах (устной и письменной, графической (изобразительной) и текстовой и т.п.). | Писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять написания с ь и без ь контролировать написанное | ||||||||
81 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | 29.12 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | Писать слова с орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных, а также с орфограммами, имеющими сходные признаки (наличие ь, буквы шипящего, овладение навыками их разграничения и графического обозначения. | |||||||||
82 | Обобщение, подготовка к диктанту | 1 | 30.12 | (4ЛР) Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных, а также с орфограммами, имеющими сходные признаки (наличие ь, буквы шипящего, овладение навыками их разграничения и графического обозначения. (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи: продуцировать собственные тексты с использованием слов с изученной орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных. | (М/к) Развитие умений разного вида аудирования (выборочного, детального, ознакомительного) и чтения (гибкого чтения), овладение приёмами создания собственных текстов. | |||||||||
83 | Контрольный диктант № 5 | 1 | Применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. | (М/п) Развитие умения слушать. Самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | . | ||||||||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||||||
85 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | (4ЛР) Выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умений писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм. | (М/п) Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. | Писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм. | |||||||||
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | 1 | (4ЛР) Составление заданий на обработку орфограммы-буквы безударного гласного в падежном окончании существительного (умений находить в предложении в тексте слова с орфограммой-буквой безударного гласного в падежном окончании существительного, писать слова с этой орфограммой, графически объяснять написания и т.п.). | Находить в предложении в тексте слова с орфограммой-буквой безударного гласного в падежном окончании существительного, писать слова с этой орфограммой, графически объяснять написания | ||||||||||
87 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи- чески объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант | 1 | (3/5ЛР) Развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ) в учебно-научном стиле, продуцировать словосочетания, предложения и тексты, включающие слова с изученными орфограммами, графически их объяснять. | (М/к) Овладение умениями устной монологической и диалогической речи (публичного выступления с небольшими сообщениями); навыками работы в группе. | Строить устное рассуждение (рассказ) в учебно-научном стиле. | |||||||||
88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи- чески объяснять выбор написания | 1 | ||||||||||||
89-90 | Р/р Обучающее изложение «Первая газета» | 2 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии (слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях, окончаниях имён существительных) пунктуации. | (М/к) Развитие умений выделять в процессе обсуждения значимые части текста, формулировать заголовки, воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова), создавать вторичный текст. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | . Пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии | ||||||||
91 | Развитие орфографических умений | 1 | ||||||||||||
92 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1 | (3ЛР) Продуцировать текст с использованием имён существительных в разных падежах. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к описываемому. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Продуцировать текст с использованием имён существительных в разных падежах. | ||||||||
93 | Развитие орфографических умений | 1 |
| |||||||||||
94 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 | 1 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | |||||||||||
95 | Повторение, подготовка к диктанту | 1 | ||||||||||||
96 | Контрольный диктант № 6 | 1 | Применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. | (М/п) Развитие умения слушать. Самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. | ||||||||
97 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ | 1 | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |||||||||||
98-99 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи | 2 | (5ЛР) Развитие умений различать и характеризовать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию из текстов, схем; выделять главное, систематизировать информацию и обобщать; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён при- лагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изу- ченными орфограммами. | |||||||||
100 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | (5ЛР) Развитие умений наблюдать за ролью прилагательных-антонимов в речи, выявлять комический эффект столкновения антонимов-прилагательных в одном контексте. (8ЛР) Развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимами-прилагательными. | |||||||||||
101-102 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | (5ЛР) Развитие умений составлять и анализировать тексты, выявлять и подбирать имена прилагательные, называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор). | (М/п) Развитие умений устной монологической и диалогической речи: продуцирования текстов в разных стилях (научно-учебном, художественном) на основе предварительно составленного плана, с соблюдением законов построения текста (логичности, последовательности и т.д.) и речевых норм. | ||||||||||
103-104 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | (6ЛР) Овладение системой словоизменения имён прилагательных, формирование умений устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки. | (М/п) Развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. | ||||||||||
105-106 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | 2 | (6ЛР) Развитие умений выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил., определять морфологические признаки прилагательного. | |||||||||||
107 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | (4ЛР) Выведение правила написания безударных падежных окончаний имён прилагательных, развитие умений обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять и контролировать написанное. (3ЛР) Овладевать умением свободно излагать содержание текста с именами прилагательными с безударными падежными окончаниями. | (М/п) Развитие умений устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм, схему в правило, текст). | Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосоче- тания прил. + сущ. | |||||||||
108 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Свободный диктант | 1 | Графически объяснять изученные орфограммы, осуществлять самоконтроль. | |||||||||||
109 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи- чески объяснять выбор написания | 1 | (4ЛР) Развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами. (3ЛР) Дальнейшее освоение языка в его историческом развитии. | (М/к) Развитие умений сообща решать поставленные задачи, договариваться о совместной деятельности, выступать в разных ролях. | Писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами. | |||||||||
110-111 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | 2 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных, грамотно оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии (в том числе слова с орфограммами-буквами безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, окончаниях имён существительных) и пунктуации. | (М/к) Развитие умений выделять в процессе обсуждения части текста (микротемы), формулировать заголовки, воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова), создавать вторичный текст. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | |||||||||
112 | Развитие орфографических умений | 1 | Обнаруживать изученные орфограммы, графически объяснять выбор написания. | |||||||||||
113 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | (3ЛР) Накапливать опыт включения в речь (описание) имён прилагательных, продуцировать текст с использованием имён прилагательных. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к описанному. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | |||||||||
114 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 | 1 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | |||||||||||
115 | Повторение, подготовка к диктанту | 1 | (4ЛР) Совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами. (8ЛР) Развитие чувства языка на основе языковой игры. | (М/к) Развитие умений сообща решать поставленные задачи, составлять устные сообщения, представлять их публично. | Писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами. | |||||||||
116 | Контрольный диктант № 7 | 1 | (3/4ЛР) Развитие умений письменной речи: писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании прилагательного, пунктуационно оформлять простые предложения с однородными членами, сложные предложения, графически, объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | (М/п) Развитие умения слушать. Самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Оформлять простые предложения с однородными членами, сложные предложения, графически, объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | ||||||||
117 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ | 1 | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |||||||||||
118 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | (6ЛР) Развитие умений находить глаголы в тесте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы. (4ЛР) Совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте. | Выделять неопределённую форму глагола и преоб- разовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слу- шать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. | ||||||||||
119-120 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | (6ЛР) Развитие умений находить глаголы в тексте, определять время глаголов, устанавливать зависимость количества форм времени от характера вопроса (вида) глагола. (2ЛР) Дальнейшее овладение синонимическими средствами языка. | |||||||||||
121 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | (6ЛР) Развитие умений определять признаки глагола, производить морфологический разбор глагола. | (М/к) Развитие умения устной монологической речи: свободно излагать свои мысли, продуцировать текст, соблюдать языковые и речевые нормы, обсуждать услышанное, давать оценку и самооценку речи. (М/п) Развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему в предложение, текст). | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |||||||||
122 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | (6ЛР) Овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием спряжение; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию. | (М/п) Развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствуется умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её. | Определять спряжение глагола по ударному личному окончанию. | |||||||||
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | (6ЛР) развитие умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию. | |||||||||||
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | (6/4ЛР) Овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола. | (М/п) Развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствуется умение устанавливать последовательность действий (составлять алгоритм) и работу по нему. | Уметь определять спряжение глагола. | |||||||||
125 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | (6/4ЛР) Овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола. | (Л) Становление гражданских качеств личности, формирование российской ментальности. | Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимуще- ственным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окон- чаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | |||||||||
126 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 | (6/4ЛР) Знакомство с глаголами-исключениями и их осмысление, овладение разными способами определения спряжения глаголов и умением писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор. | (М/п) Развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать несоответствия и выявлять их причину, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, таблица, схема). | ||||||||||
127-128 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | (6/4ЛР) Развитие умения правильно определять спряжение глаголов, которые стоят в неопределённой форме, а также овладение умением соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя вида этих глаголов, и писать букву гласного в личном окончании глагола. | |||||||||||
129 | Р/р Обучающее сочинение по картинкам | 1 | (3ЛР) Накапливать опыт словесного рисования с опорой на картинки, продуцировать текст с использованием глаголов в настоящем времени. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку с опорой на визуальный ряд, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к описываемому. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | |||||||||
130 | Разбор глагола как части речи | 1 | (5ЛР) Развитие умений составлять и анализировать тексты, выявлять и подбирать глаголы, называть грамматические признаки глаголов (производить морфологический разбор). | (М/к) Развитие умения устной монологической и диалогической речи: продуцирования текстов в разных стилях (научно-учебном, художественном) на основе предварительно составленного плана, с соблюдением законов построения текста (логичности, последовательности и т.д.) и речевых норм. | ||||||||||
131-132 | Контрольный диктант № 8 Работа над ошибками | 2 | (3/4ЛР) Развитие умений письменной речи: писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании глагола, а также с другими изученными орфограммами, пунктуационно оформлять простые предложения с однородными членами, сложные предложения, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | (М/п) Развитие умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании глагола, а также с другими изученными орфограммами, пунктуационно оформлять простые предложения с однородными членами, сложные предложения, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | ||||||||
133 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и -ться | 1 | (6ЛР) Овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на –тся и –ться, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний. | (М/п) Развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствовать умение извлекать новую информацию из текста, вычленять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, модель). | ||||||||||
134 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 1 | (4ЛР) Развитие умений правильно писать глаголы с сочетаниями –тся и –ться, ь в глаголах 2-го л. ед.ч., а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го л. Ед.ч.) и графически объяснять выбор написаний. | (М/п) Развитие умений извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (схемы, текста), преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу, схему в текст). | Писать глаголы с сочетаниями –тся и –ться, ь в глаголах 2-го л. ед.ч., а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го л. Ед.ч.) и графически объяснять выбор написаний. | |||||||||
135-136 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | 2 | (4ЛР) Развитие умений разграничивать орфограммы в суффиксах и окончаниях глаголов, писать глаголы с сочетаниями –тся и –ться, ь в глаголах 2-го л. ед.ч., в глаголах на –чь, а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го л. ед.ч. и мн.ч.) и графически объяснять выбор написаний. | (М/к) Совершенствование культуры письма, развитие умения осуществлять самоконтроль письменной речи. | ||||||||||
137 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | (6/4ЛР) Совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, писать, объяснять написания изученных орфограмм в глаголах. | (М/к) Развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать поставленные задачи, контролировать их выполнение и оценивать результат. | Находить, образовывать глаголы, писать, объяснять написания изученных орфограмм в глаголах. | |||||||||
138 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Итоговый тест | 1 | (6ЛР) Обобщение знаний и умений по теме «Глагол. Словоизменение и правописание глаголов». | (М/р) Развитие умений самооценки знаний и умений (устанавливать уровень своих достижений, корректировать его, ставить новые цели и задачи, давать объективную оценку своим результатам). | ||||||||||
139-140 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | 2 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, накапливать опыт употребления в речи глаголов в разных формах, грамотно оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии (в том числе с орфограммами-буквами безударных гласных в личных окончаниях глаголов, в возвратных формах глаголов и т.д.) и пунктуации. | (М/к) Развитие умений выделять на слух части текста (микротемы), воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова), создавать вторичный текст. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Грамотно оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии | ||||||||
141 | Работа над ошибками в изложении | 1 | ||||||||||||
142 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 1 | (6ЛР) Развитие умения правильно выделять основы глаголов, читать графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков. (8ЛР) Развития чувства языка на основе познания законов строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного) содержания. | (М/п) Развитие умений «вычитывать» информацию из источников, представленных в разных формах (схем, текст), соотносить её, обнаруживать несоответствие между компонентами. | Выделять основы глаголов, читать графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков. | |||||||||
143-144 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | 2 | (6ЛР) Развитие умения соотносить схемы и формы глаголов, определять функцию (значение) глагольных морфем, разбирать глаголы по составу. (8ЛР) Развития чувства языка на основе выявления грамматической сущности языковых знаков (частей слов). | |||||||||||
145 | Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | 1 | (3ЛР) Накапливать опыт включения в речь-повествование глаголов в форме настоящего времени, продуцировать текст с использованием глаголов с изученными орфограммами. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к описываемому. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Продуцировать текст с использованием глаголов с изученными орфограммами. | ||||||||
146 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант | 1 | (2ЛР) Дальнейшее овладение языком на основе освоения лексических групп глаголов-антонимов и глаголов-синонимов, умений производить грамматические преобразования. (4ЛР) Совершенствование умений находить глаголы с изученными орфограммами, правильно их писать, графически объяснять выбор написаний. | (М/к) Развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать поставленные задачи, контролировать их выполнение и представлять результаты работы классу. | Находить глаголы с изученными орфограммами, | |||||||||
147 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | (3ЛР) Накапливать опыт включения в речь глаголов в форме настоящего времени 3-го л.ед.ч. и мн.ч., продуцировать текст с использованием глаголов с изученными орфограммами. | (М/к) Развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к описываемому. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Включать в речь глагопы в форме настоящего времени 3-го л.ед.ч. и мн.ч., | ||||||||
148 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста | 1 | (4ЛР) Совершенствование умений редактировать написанное, находить глаголы с изученными орфограммами, правильно их писать, графически объяснять выбор написаний. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Редактировать написанное, находить глаголы с изученными орфограммами, правильно их писать, графически объяснять выбор написаний. | |||||||||
149 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 | 1 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | Применять изученный теоретический материал при выполнении практических заданий. | ||||||||||
150 | Развитие орфографических умений. | 1 | ||||||||||||
151 | Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант | 1 | ||||||||||||
152 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту | 1 | (6/4ЛР) Систематизация знаний и умений по теме «Глагол»: составление устного рассказа на лингвистическую тему, совершенствование умений в написании и разборе глаголов (по составу и как части речи). | (М/к) Развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать поставленные задачи и представлять результаты работы классу, давать само- и взаимооценку. | Составлять устный рассказ на лингвистическую тему. | |||||||||
153 | Контрольный диктант № 9 | 1 | (3/4ЛР) Развитие умений письменной речи: писать слова с орфограммами в окончаниях глаголов (буквы безударных гласных, ь в глагольных формах перед -ся, -тся/ться), окончаниях существительных, прилагательных и др.; пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, сложные предложения, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | (М/п) Развитие умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное.
| Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Писать слова с орфограммами в окончаниях глаголов, существительных, прилагательных и др. | ||||||||
154 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||||||
155-158 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 4 | (6/4ЛР) Систематизация знаний и умений по разделам «Предложение. Текст» и «Слово»: умение определять тему и главную мысль текста, характеризовать лексический состав, находить в тексте разные типы предложений, делать их разбор, классифицировать слова по частям речи и видам орфограмм. | (М/п) Развитие умений классифицировать материал, делать выводы и обобщения, выделять ключевые понятия. | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному мате- риалу. Проводить в группах исследовательскую (про- ектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. | |||||||||
159 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | (3ЛР) Развитие умений устной и письменной речи – слушать, понимать и пересказывать (в письменной форме) текст, грамотно оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | (М/к) Развитие умений выделять на слух микротемы (части текста). Фиксировать ключевые слова, создавать вторичный текст на основе услышанного (письменный пересказ). | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | |||||||||
160-161 | Комплексное повторение изученного материала. Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово» | 2 | 6/4ЛР) Систематизация знаний и умений по изученным в начальной школе разделам и темам русского языка. | (М/п) Учиться создавать проекты (мини-исследования), представлять результаты работы классу (разрабатывать презентации). (М/к) Развитие умений договариваться о совместной деятельности, планировать и сообща решать поставленные задачи. | (Л) Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | |||||||||
162 | Повторение | 1 | ||||||||||||
163 | Итоговая контрольная работа | 1 | Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | . Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному мате- риалу. Проводить в группах исследовательскую (про- ектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. | ||||||||||
164 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||||||
165 | Итоговый контрольный диктант | 1 | (3/4ЛР) Развитие умений письменной речи: писать слова с изученными в начальной школе орфограммами и графически объяснять (с помощью схем) постановку знаков препинания. | (М/п) Развитие умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | |||||||||
166 | Работа над ошибками | 1 | ||||||||||||
167 | Защита проектов «О чём может рассказать слово» | 1 | (6/4ЛР) Систематизация знаний и умений по изученным в начальной школе разделам и темам русского языка. | (М/п) Учиться защищать проекты, опираясь на презентации, развивать устную монологическую и диалогическую речь (умение отвечать на вопросы, вступать в дискуссию и т.д.). | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |||||||||
168-170 | Повторение | 3 | 6/4ЛР) Систематизация знаний и умений по изученным в начальной школе разделам и темам русского языка. | (М/п) Развитие умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Календарно-тематическоепланирование скульптурная графика
помощь учителям...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...