Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 классе УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 классе УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk-4_klass.docx | 137.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 года №273- ФЗ,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной программой начального общего образования;
- Образовательной программы НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения»;
- Федеральным перечнем учебников допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения» г. Казани.
ЦЕЛЬ
изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач для достижения основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
В содержании учебного предмета «Русский язык» раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Познавательная направленность предмета обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.,«Русский язык», учебник в 2ч., М., «Просвещение»,2013г. Дополнительная литература для учителя:
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.,«Русский язык», рабочая тетрадь в 2ч., М., «Просвещение», 2014 г.
- Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива», М. «Просвещение», 2013 г.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2013 г.
- Михайлова С.Ю.Русский язык. Тренировачные и проверочные работы. 4 класс М., «Просвещение», 2015 г.
Мультимедийная обучающая программа: «Русский язык», 2 класс, М., «Просвещение», 2013 г.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действи
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Курс по русскому языку для 4 класса в соответствии с авторской программой состоит из следующих разделов:
№ | РАЗДЕЛЫ / темы | Количество часов | |
По программе, взятой за основу | По плану | ||
Повторяем-узнаём новое. | 24 | 13 | |
Язык как средство общения. | 40 | 23 | |
Состав слова | 20 | 12 | |
Части речи. Имя существительное. | 23 | 15 | |
Имя прилагательное. | 10 | 7 | |
Местоимение. | 6 | 4 | |
Глагол. | 30 | 20 | |
Имя числительное. | 4 | 2 | |
Наречие | 3 | 2 | |
Служебные части речи. Повторение | 7 | 4 | |
Итого | 170 | 102 |
Содержание курса
- Развитие речи.
- Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
- Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
- Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
- Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
- Последовательность предложений в тексте.
- Последовательность частей текста (абзацев).
- Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
- План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
- Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
- Знакомство с жанрами письма и поздравления.
- Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
- Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
- Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
- Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2 го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
- Лексика . Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
- Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
- Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
- Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
- Различение простых и сложных предложений.
- Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
- Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
- Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
- Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3 го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
- Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
- Наречие. Значение и употребление в речи.
- Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
- Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку
(диктанты с грамматическим заданием)
Четверть | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого | |||||
Темат. | Контр. | Темат. | Контр. | Темат. | Контр. | Темат. | Контр. | Темат. | Контр. | |
I | - | - | 4 | 2 | 5 | 2 | 6 | 2 | 15 | 6 |
II | - | - | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
III | - | - | 1 | 1 | ||||||
IV | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||
ГОД | - | 1 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 4 | 15 | 14 |
Диктант
Классы | Четверти/количество слов | |||
I | II | III | IV | |
Объем текста: | ||||
1-й класс | 15 - 17 | |||
2-й класс | 20-25 | 25-35 | 35-40 | 40-45 |
3-й класс | 45-50 | 50-55 | 55-60 | 60-70 |
4-й класс | 65-70 | 70-75 | 75-85 | 85-90 |
Виды итоговых контрольных работ | Классы | |||||||
I | II | III | IV | |||||
I полу-годие | II полу-годие | I полу-годие | II полу-годие | I полу-годие | II полу-годие | I полу-годие | II полу-годие | |
Списывание текста | - | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Изложение | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Словарные диктанты | - | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
- Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
- Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
- Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задании
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Классы | Четверти | |||
I | II | III | IV | |
Объем текста: | ||||
2-е | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 |
3-е | 40-45 | 45-50 | 50-55 | 55-60 |
4-е | 60-65 | 65-75 | 70-75 | 75-80 |
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
II класс | III класс | IV класс | |
1 | 2 | 3 | 4 |
«5» | Нет ошибок. Один недочет графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1 -2 ошибки 1 исправление | 1 ошибка 1 исправление | 1 ошибка 1 исправление |
«3» | 3 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление |
«2» | 3 ошибки 1 - 2 исправления | 3 ошибки 1 - 2 исправления | 3 ошибки 1 - 2 исправления |
Словарный диктант
Классы | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Количество слов | 6-8 слов | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
Критерии оценки | «4» - 1-2 ошибки и 1 исправление. «3» - 3-5 ошибки «2» -более 5 ошибок. |
Тест
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения. Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Во 2-3 классах выводится одна общая отметка. Можно оценивать двумя отметками. В 4 классе работа по развитию речи оценивается только двумя отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2014 г.
В учебно-методический комплект для 4 класса входят:
1.Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2014 г.
2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2014 г.
3.С.Ю. Михайлова Русский язык. Тренировочные и проверочные работы. 4 класс - М.: «Просвещение», 2015 г
4.Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М.: «Просвещение», 2013 г
Дополнительная литература.
1. Бетенькова, Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фомин. – М. : АСТ : Астрель, 2006.
2. Волина, В. В. Учимся играя : занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 1996.
3. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.
4. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко. – М. : ООО «5 за знания», 2010.
5. Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – М. : Дрофа, 1999.
6. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2009.
7. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
8. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.
9. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. – М. : Просвещение, 1989.
10. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узо-рова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
11. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : ACT, 2009.
12. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.
13. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. – М. : Омега, 1996.
14. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М. : АРТ-ПРЕСС, 1999.
15. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
16. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград : Учитель, 2008.
17. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Тренд, 2010.
18. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку (Пособие для начальной школы) / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Аквариум, 1996.
19. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А Нефедова. – М. : ACT, 2009.
20. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : ACT : Премьера, 2004.
21. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : ACT : СЛОВО, 2009.
22. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. – М., 1971.
23. Школьный фразеологический словарь / сост. И. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
24. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В. А. Шукейло. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» : http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
6. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : http://www. km.ru/ed
7. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : http://www.uroki.ru
8. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
9.Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
10. http://www.openclass.ru/node/328210 -Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
11.http://mon.tatarstan.ru/ - Министерство образования и науки Республики Татарстан
В кабинете имеются в наличии
1.наглядные пособия
2.проектор
3. интерактивная доска
4. магнитофон
Календарно-тематическое планирование - «Русский язык»
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Сроки прохождения | |||
предметные | метапредметные | личностные | По плану | Факт | ||||
Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение Речь устная и письменная | 1 |
Различать диалогическую речь и монологическую, владеть разными видами речевой деятельности. Оценивать речь на предмет вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику, определять тему и главную мысль текста Научиться анализировать речь людей, наблюдать за особенностями речи и оценивать её на предмет вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Использовать знаки препинания при обращении. Научится выбирать языковые средства в зависимости от целии речевой ситуации, находить в текстах сравнения и метафору, составлять элементарные тексты в жанре художественной речи. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученных понятий; написание контрольного диктанта Составлять текст на заданную тему. Различные типы текстов. Составлять план текста простой и развёрнутый. Писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. Научится определять тип текста, текст по его признакам перечислять и различать его части, подбирать заголовок. Научится доказывать принадлежность текста к художественной, деловой или научной речи, составлять собственные тексты разных типов. Научиться безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием, проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки. Научится применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученных понятий; написание словарного диктанта | Регулятивные:
Определять цели, тему, способы и результаты общения Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Коммуникатив ные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета | Формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности Владеть позитивным настроем при общении. Формирование навыков аналитической деятельности. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
| Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. | |||
Цель речевого общения | 1 | |||||||
Правила общения Закрепление. | 1 | Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. | ||||||
Речевая культура. Обращение. | 1 | Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации. | ||||||
Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. | ||||||
Деловая речь. Научная речь и художественная речь. | 1 | Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста). | ||||||
Контрольный входной диктант №1 | 1 | Находить в словах изученные орфограммы. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | ||||||
Работа над ошибками. Метафора и сравнение | 1 | Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. | ||||||
Текст. Признаки текста Проверочная работа №1 | 1 | Определять тип текста повествование, описание рассуждение.. Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развернутый и сжатый) Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения Анализировать выбор языковых средств текста в зависимости от темы и основной цели автора; | ||||||
План текста простой и развернутый. Типы текстов | 1 | |||||||
Проверочная работа №2 | 1 | |||||||
Работа над ошибками. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование | 1 | |||||||
Повторение. Контрольное списывание№1 | 1 | Формирование навыков анализа и самоанализа | Находить в словах изученные орфограммы. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | |||||
Средства общения. Роль языка в общении Способы передачи сообщения | ||||||||
Проверочный диктант №1 | 1 | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные:
Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений. Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | Формирование позитивного оценивания роли знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Формирование навыков анализа и самоанализа Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |||||
Повторение. Звуки и буквы русского языка | 1 | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Отработка навыка орфографической зоркости при нахождении и объяснении изученных ранее орфограмм. | ||||||
Основные правила орфографии Словесное творчество. | 1 | Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки | ||||||
Повторение изученных орфограмм. Ударение | 1 | |||||||
Различение предложений и словосочетаний Словарный диктант №1 | 1 | Определять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложение всех типов в собственных речевых произведениях. Систематизировать известные детям сведения о предложении; Развивать речь учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания; Показать роль интонации и специальных языковых средств (глаголов в повелительном наклонении, вопросительном или восклицательном слов) в формировании определённого типа предложения по цели высказывания и по интонации; Показать смысловую функцию знаков препинания в конце предложения, при выделении значимых отрезков предложения; | ||||||
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. | 1 | Систематизировать известные сведения о предложении. Развивать речь при составлении предложений, разных по цели высказывания; роль интонации и специальных языковых средств (глаголов в повелительном наклонении, вопросительном или восклицательном слов) в формировании определённого типа предложения по цели высказывания и по интонации; показать смысловую функцию знаков препинания в конце предложения, при выделении значимых отрезков предложения; умение находить в предложении главные члены; показать обусловленность функции слова в предложении его морфологическими особенностями. Научить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов. Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения; Закрепить навыки орфографической зоркости. Ставить знаки препинания при однородных членах. Различать предложения с однородными членами и сложные предложения Научиться применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные орфограммы и пунктуации, оценивать свои достижения при написании изложений. Научиться выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоения теоретического материала при написании изложений. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученных понятий; написание диктанта, изложения | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий;на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавтельные: Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять подведение под понятие на основе распознования объектов, выделения существенных признаков и синтеза. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнёра; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение , позицию | Формирование навыков аналитической деятельности, познавательного интереса к способам общения и систематизации знаний | Выделять главные и второстепенные члены предложения Распространять предложения второстепенными членами. научить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов; Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения; Закрепить навыки орфографической зоркости. | |||
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 1 | |||||||
Контрольный диктант №2. | 1 | Находить в словах изученные орфограммы. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | 1 | |||||
Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Выделять главные и второстепенные члены предложения Распространять предложения второстепенными членами. Показать обусловленность функции слова в предложении его морфологическими особенностями; Находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения; | ||||||
Способы выражения подлежащего и сказуемого | 1 | |||||||
Связь слов в предложении | 1 | |||||||
Однородные члены предложения. | 1 | Находить однородные члены Выработать навык нахождения однородных членов в простых предложениях; Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами Расставлять знаки препинания при однородных членах с соединительными и разделительными союзами, неповторяющимися и повторяющимися; Развивать речь посредством конструирования предложений с однородными членами. | ||||||
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | |||||||
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 1 | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Расставлять запятые в элементарном сложном предложении; Составлять элементарные сложные предложения. Развивать речь при конструировании сложных предложений. | ||||||
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 1 | |||||||
Обучающее изложение №1 | 1 | .Формировть у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий: работа по алгоритму написания изложения; коллективная работа-конструирование текста; самостоятельная работа4 самооценка, взаимооценка | ||||||
Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением | 1 | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения. | ||||||
Обобщение знаний о предложении и словосочетании | 1 | |||||||
Обобщение знаний о значении слова Различные виды лингвистических словарей Словарный диктант №2 | 1 | Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической). | ||||||
Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение | 1 | Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение. | ||||||
Синонимы, антонимы, омонимы Многозначные слова Прямое и переносное значение слова | 1 | |||||||
Проверочная работа №10 | 1 | |||||||
Состав слова. Разбор слова по составу | 1 | Закрепить представление учащихся о единообразии написания морфем; значимые части слова, единообразное их написание; повторить алгоритм проверки орфограммы «Разделительные ъ и ь»; Правописание суффиксов –ек, -ик. Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами Научиться применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные орфограммы и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий Научиться выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоения теоретического материала. | Регулятивные: Уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные:
Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Формированиие навыков работы по алгоритму Формирование устойчивой мотивации к систематизации и закреплению изученного Формирование навыков анализа и самоанализа.. | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит каждая морфема. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. Употреблять разделительные ь и ъ в словах и приставках уметь их различать Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова. | |||
Образование новых слов с помощью приставок | 1 | |||||||
Разделительный твердый знак Разделительный мягкий знак | 1 | |||||||
Проверочный диктант №2 по теме «Разделительный твердый знак. Разделительный мягкий знак» | 1 | Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами ( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов). | ||||||
Образование новых слов с помощью суффиксов Правописание суффиксов –ик-, -ек- | 1 | Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. Объяснять правописание слов с гласными и согласными в корне Объяснять правописание слов с гласными и согласными в корне Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Находить и исправлять орфографические ошибки. Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е) Осознавать лексическое значение сложного слова. Использовать в речи и правильно писать сложные слова. Образовывать сложные слова, выделять корни, находить соединительную гласную . Находить в словах изученные орфограммы. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | ||||||
Однокоренные слова | 1 | |||||||
Контрольный диктант №3. | ||||||||
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова Удвоенные согласные в корне слова | 1 | |||||||
Правописание слов с орфограммами корня | 1 | |||||||
Однокоренные слова и формы слова Правописание соединительных гласных в сложных словах | 1 | |||||||
Проверочная работа №11 | 1 | |||||||
Работа над ошибками .Различие и общность частей речи Грамматические значения частей речи. | 1 | Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имѐн существительных. Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имѐн существительных. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода; склонение имен прилагательных во множественном числе; правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе; понятие о неопределенной форме глагола; изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение); глаголы 1–2-го спряжений; правописание безударных личных окончаний глаголов; мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе; изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам; правописание частицы не с глаголами; правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся ); распознавать местоимения, определять их число и лицо; писать раздельно местоимение с предлогом; правильно писать падежные окончания прилагательных; определять время, число и спряжение глаголов; спрягать глаголы, правильно писать личные окончания; распознавать неопределенную форму глаголов; писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе; писать не с глаголами раздельно; писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов; писать диктанты различных видов. Научиться применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные орфограммы и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий Научиться выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоения теоретического материала. Грамотно писать: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Различать местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Правило правописания личных местоимений с предлогами. Определять число, лицо и падеж личных местоимений. Выполнять разбор глагола. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять написание –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. Образовывать наречия от имён прилагательных. Писать служебные части речи с другими частями речи | Регулятивные: Определять цель учебной деятельности при: -определении частей речи; - выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний; - применении алгоритма определения различия между предлогом и приставкой. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при: -определении частей речи; - выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний; - применении алгоритма определения различия между предлогом и приставкой. Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при: -определении частей речи; - выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний; - применении алгоритма определения различия между предлогом и приставкой. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем при: -определении частей речи; - выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний; - применении алгоритма определения различия между предлогом и приставкой. Познавательные - определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; - классифицировать: - осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных; - выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний; - находить в предложении глаголы и прилагательные по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным; - применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Коммуникативные: - сотрудничать в совместном решении проблемы; - выполнять различные роли в группе. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы еѐ достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определѐнной части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имѐн существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончаний имѐн прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов; при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Формирование познавательного интереса к способам общенияи систематизаөии знаний; навыков составления алгоритма выполнения задания; навыков самоанализа и самоконтроля; положительной мотивациик изучению нового материала | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического. | |||
Распределение слов по частям речи. | 1 | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического. Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Наблюдать за использованием имён существительных в речи Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи Наблюдать за изменением имён существительных по родам, числам Определять начальную форму имени существительного. Определять грамматические признаки имён существительных Наблюдать за использованием имён существительных в речи Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки. Выполнять морфологический разбор. Разбирать имена существительные по составу | ||||||
Распределение слов по частям речи. Проверочная работа №12 | 1 | |||||||
Роль частей речи в предложении | 1 | |||||||
Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные Число и род имен существительных | 1 | |||||||
Алгоритм определения падежа имен существительных Упражнение в распознавании падежа имен существительных. Словарный диктант№3 | 1 | Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Самоконтроль и самоанализ | ||||||
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существи тельные. | 1 | Определять падеж у несклоняемых имён существительных. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи | ||||||
Три склонения имен существительных (общее представление) | 1 | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | ||||||
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 | Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | ||||||
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | ||||||||
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения Проверочная работа.№16 | 1 | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | ||||||
Падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | ||||||
Склонение имен существительных во множественном числе.
| 1 | Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. | ||||||
Проверочный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | 1 | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. –высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Формирование познавательного интереса к способам общенияи систематизаөии знаний; навыков составления алгоритма выполнения задания; навыков самоанализа и самоконтроля; положительной мотивациик изучению нового материала | Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами ( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов). | |||||
Работа над ошибками. Повторение. | 1 | Закрепить ранее изученное. | ||||||
Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. | 1 | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Проверять правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных Называть признаки имён прилагательных (морфологический разбор) Образовывать имена прилагательные от других частей речи Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж. Разбирать имена прилагательные как часть речи. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | ||||||
Безударные окончания имен прилагательных. Контрольное списывание.№2 | 1 | |||||||
Склонение имен прилагательных | 1 | |||||||
Склонение имен прилагательных во множ. числе. Проверочная работа №21 | 1 | |||||||
Разбор имени прилагательного как части речи | 1 | |||||||
Проверочный диктант №4 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||||||
Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. –высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Формирование познавательного интереса к способам общенияи систематизаөии знаний; навыков составления алгоритма выполнения задания; навыков самоанализа и самоконтроля; положительной мотивациик изучению нового материала | Проводить работу над ошибками Самоконтроль и самоанализ | |||||
Местоимение как часть речи Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | 1 | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот. Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи Использовать местоимения в письменной и разговорной речи Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. | ||||||
Склонение личных местоимений 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам.
| 1 | |||||||
Проверочный диктант №5 по теме «Местоимение» | 1 | Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | ||||||
Работа над ошибками .Повторение. | 1 | Самоконтроль и самоанализ | ||||||
Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке. | 1 | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Называть основные способы определения спряжения глаголов Наблюдать за ролью глаголов в речи. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени. Правильно писать частицу не с глаголами. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять начальную (неопределённую ) форму глагола
Преобразовывать глагол в другой форме в начальную Сравнивать окончания глаголов в будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. Развить навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени. Автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами Самоконтроль и самоанализ. | ||||||
Прошедшее время глагола | ||||||||
Неопределенная форма глагола | 1 | |||||||
Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | |||||||
Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | |||||||
Проверочная работа №23 | ||||||||
2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | 1 | |||||||
2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | ||||||||
I и II спряжение глаголов | 1 | |||||||
I и II спряжение глаголов | ||||||||
Способы определения спряжения глаголов. | ||||||||
Способы определения спряжения глаголов. | 1 | |||||||
Личные окончания глаголов в настоящем времени. | 1 | |||||||
Личные окончания глаголов в будущем времени | ||||||||
Правописание глаголов ТСЯ, ТЬСЯ | ||||||||
Глаголы-исключения | ||||||||
Глаголы-исключения | ||||||||
Проверочный диктант №6 по теме «Глагол» | 1 | |||||||
Работа над ошибками. Повторение | 1 | |||||||
Обучающее изложение №2 | Образовывать наречия от имён прилагательных. Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение. Различать функции имён числительных разных разрядов | Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы еѐ достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определѐнной части речи. Различать самостоятельные части речи и служебные части речи. Функции имён числительных и наречий. Разичать предлоги и союзы друг от друга. Коммуникативные: Владеть разными видами речевой деятельности; отображать содержание совершаемых действий, перенос во внутренний Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Использовать правила в предметно – практической деятельности; уметь самостоятельно принимать решения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. –высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Формирование познавательного интереса к способам общенияи систематизаөии знаний; навыков составления алгоритма выполнения задания; навыков самоанализа и самоконтроля; положительной мотивациик изучению нового материала навыков организации анализа своей деятельности в составе группы Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию; Формирование познавательного интереса к спасобам общения и систематизации знаний | |||||
Общее представление об имени числительном как части речи | 1 | Наблюдать за ролью числительных в речи. Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов Распространять предложения числительными | ||||||
Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям. Словарный диктант№4 | 1 | |||||||
Наречие. Образование наречий от имен прилагательных Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. | 1 | Наблюдать за ролью наречий в речи. Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость) Распространять предложения наречиями. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами Самоконтроль и самоанализ | ||||||
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант №4 | 1 | |||||||
Общее представление о предлогах и союзах | 1 | Писать служебные части речи с другими частями речи Различать предлоги частицы и союзы | Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи. | |||||
Значение предлогов и союзов и их роль в предложении | 1 | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: Ставить и осмысливать цель, Определять способы её достижения и последовательность действий, Аанализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами. . Находить в словах изученные орфограммы. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | ||||||
Значение предлогов и союзов и их роль в предложении | 1 | |||||||
Значение предлогов и союзов и их роль в предложении | 1 | |||||||
Повторение. Правила правописания | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планиров...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс
Планирование уроков по учебнику Соловейчик М.С. 4 класс из расчета 5 уроков в неделю....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Образовательная программа "Школа России".
КТП по русскому языку составлено на 4 часа в неделю, всего 136 часов в год, соответствует требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому 3 класс "Школа России" (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 2 класс. Т.Г.Рамзаева
Русский язык. Т.Г.Рамзаева. 2 класс....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....