Технологическая карта урока, 4 класс, русский язык, "Наречие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Цветкова Маргарита Александровна

Данная технологическая карта может быть использована для изучения новой части речи - "наречия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh1karta.docx382.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Маргарита Александровна, учитель начальных классов ГБОУ ООШ № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Предмет, класс

Русский язык, 4 класс

УМК, авторы

 «Школа России»; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский  язык». 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г., I часть

Раздел

«Слово в языке и речи»

Тема урока

«Наречие как часть речи»

Тип урока

Изучение  нового материала

Цель урока

Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Педагогические задачи урока

- создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи;

- развивать умение находить наречия в тексте;

- совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- находить наречия в тексте;

- задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;

- выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- употреблять наречия в письменной и устной речи;

- определять роль наречий в предложении и тексте;

- выполнять морфологический разбор слова;

- классифицировать слова на группы по грамматическим признакам.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

- составлять план действий по решению проблемной ситуации;

- самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;

- использовать при выполнении задания справочники и словари;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Личностные:

- находить выход из сложившейся ситуации, адекватно реагировать на возникшие затруднения;

- формировать уважение к иному  мнению;

- развивать самостоятельность;

- проводить  самооценку.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока

Для учителя

Для обучающихся

Компьютер, проектор, экран, ИКТ – презентация.

Учебник ч. I, рабочая тетрадь ч. I, раздаточный материал.

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.Организационный

момент.

Мотивация

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

 - Начнём урок  с девиза:

Внимательно слушай!

Запоминай!

Активно на уроке отвечай!

- Я хочу, чтобы каждый из вас дал себе эмоциональную установку и настроился на позитивную работу.

Эмоциональная установка (Слайд 1):            

Как вы понимаете смысл пословицы?

- Сегодня и мы с вами будем добывать знания, а кто, сколько добудет - зависит только от нас самих.

 - Запишите, пожалуйста, число и «Классная работа».

Эмоциональный настрой на работу.

Проговаривают предложение за учителем.

Отвечают на вопрос.

Записывают дату и «Классная работа»  в тетрадь.

II. Актуализация знаний

 Выявление места и причины затруднения

- Прочитать пословицу. Выучишь правило – выполнишь верно задание.

– Как понимаете её смысл?

– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

 (Слайд 2)

- Все ли части речи вы указали?

- На какие вопросы отвечает это слово?

- Попробуйте определить, что же оно обозначает – признак или действие.

 - Почему у вас возникло затруднение?

 Хотелось бы вам узнать, что это за часть речи?

Читают пословицу.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Записывают пословицу. Самостоятельно выполняют разбор и указывают части речи.

Затрудняются в определении части речи слова верно.

- На вопрос: Как?

Кто-то относит слово к действиям, кто-то – к признакам.

- Эта часть речи нам незнакома, и мы хотим узнать всё об этой части речи.

III. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется.

- Сформулируйте задачи урока.

(Слайд 3)

Читают тему урока «Наречие».

Формулируют учебную задачу  – узнать, что такое наречие; на какие вопросы отвечает, что обозначает; научиться находить наречия среди других частей речи.

IV. Открытие нового знания (построение 

проекта выхода из затруднения)

- Какие есть пути решения всех этих задач?

- Для исследования предлагаю взять «устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову». О чем это я?

 (Слайд 4)

Я думаю, что с их помощью мы постараемся  ответить на все вопросы.

 (Слайд 5)

- Давайте исследуем слово «медленно»? Что обозначает это слово? Поработаем со словарем.  (Слайд 6)

- Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

- Что вы заметили?

- Какой сделаем вывод?

- Оцените свою работу.

- Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Догадываются, что речь идет о фразеологизмах.

Читают фразеологические сочетания, заменяя их одним словом (наречием).

Записывают любые 2 фразеологизма и соответствующие им наречия в тетрадь.

Читают значение слова «медленно».

-  К нему не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное,  это наречие.

- Необходимо найти главное слово, поставить вопрос от него, т. е. придумать словосочетание.

Выписывают словосочетание

Идет медленно

- Это слово сочетается с глаголом и отвечает на   вопрос  как?; поясняет глагол и обозначает признак действия; в предложении является второстепенным членом.

- Слово с такими признаками – это наречие. Оценивают выполнение работы.

V. Физкультминутка

 

Выполняют движения.

Устно находят в стихотворении наречия.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа по учебнику

Комментированное письмо

- Выполните задание в учебнике, упражнение 125. Для проведения исследования выберем форму работы – индивидуальную или в парах?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Прочитайте материал рубрики  «Обрати внимание!»

- Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи.

- Прочитайте упр. 126, назовите наречия.

- Прочитайте предложения  без наречий, а потом с ними. Что изменилось?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову.

- Оцените выполнение своей работы.

Читают задание. Выбирают форму работы в парах. Составляют  план действий. Доказывают, опираясь на сделанный вывод, что выделенные слова звонко и тонко являются наречиями. Проводят исследование. Изменяют глагол по числам, временам,  наблюдают - изменяется ли при этом наречие.

Делают вывод, что наречие неизменяемая часть речи. Соотносят  сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73.

Читают материал. Делают вывод о том, что наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?

В предложении наречие связано с глаголом, является второстепенным членом.

Читают, называют наречия. Делают вывод о том, что наречия дают дополнительную информацию, уточняя где, когда, как происходит действие.

Ставят вопрос,  определяют  значение наречия в каждом предложении:

обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз);

 обозначение времени действия (вечером);

обозначение образа  действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).

Оценивают выполнение работы.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Прочитайте пословицы и выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Овце с волком плохо жить.

2) Сказать легко – сделать трудно.

3) Не задирай нос высоко – споткнешься.

4) Сначала думай, потом делай.

5) Выше себя не прыгнешь.

Выписывают наречия, ставят вопрос.

Выполняют самопроверку по эталону.

VIII. Включение в систему знаний

- Выполните задания в рабочей тетради.

 (упр. 113, 114).

Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Подчёркивают наречия. Указывают части речи. Ставят вопрос от главного слова к зависимому слову.

IX. Рефлексия

Работа по карточкам

Замените фразеологизмы подходящими по смыслу синонимами.

Карточка 1

Кот наплакал.  __________

Встать чуть свет.______

Со всего маху. __________

Из рук вон.  ____________

На скорую руку. ________

Уснул как убитый.

________________

Положа руку на сердце.  

________________

- Обменяйтесь карточками и проверьте свою работу.

- Какую часть речи мы сегодня исследовали?

- Что обозначают и на какие вопросы отвечают наречия?

  • – А сейчас узнаем, не зря ли мы провели время на уроке.

Подводим итоги:

Заменяют  фразеологизмы синонимами.

Взаимопроверка деятельности.

- Исследовали наречие.

- Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда?

Дети самостоятельно анализируют свою работу на уроке и говорят, что бы они прикрепили на дерево: яблочко, цветок или жёлтый листик.

Осознают успешность выполненного задания

X. Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание.

Список использованных источников информации

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1986.
  2. Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Толковый фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. М., 1967. 
  3. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. М., 1990. 
  4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1980.
  5. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: Около 730 синоним. рядов / Под ред. В.П. Жукова. М, 1987. 
  6. Снегирёв И. М. Русские народные пословицы и притчи: Сборник. М., 1999. 
  7. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фёдоров. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Наречие как часть речи", 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"...

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Части речи»"

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Части речи»" 2 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 3 класс.

Урок по теме: "Глагол как часть речи". Раздел: "Глагол". УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока по русскому языку "Наречие" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для повторения у обучающихся знаний о наречиях.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить изученное о наречиях.2. Развивать умение определять наречия среди других слов, задав...

Технологическая карта урока по русскому языку "Наречие"

Вам представлен материал к уроку русского языка по теме: "Наречие"...