Конспект урока по русскому языку "Наречие как часть речи".4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шевчук Татьяна Викторовна

Конспект урока для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема:  Наречие как часть речи .

Цели: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

ПР: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Проверка домашнего задания 

III. АОЗ

С.д.

Одиннадцать, шестнадцать, семнадцать, двенадцать, двадцать, пятнадцать, пятьдесят, шестьдесят, тридцать.

IV. Самоопределение к деятельности

-  Послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.

Хорошо и плохо.

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи...

—  На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)

—  Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.

—  Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 124 (с. 73).

—  Прочитайте стихотворение выразительно.Кто его автор?

—  Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

—  Назовите первое выделенное слово.

—  С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

—  Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.

—  Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)

—  Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия? (Признак действия.) 

Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!».

2. Наблюдения над наречиями

— Сравните словосочетания в столбиках.

печальные поляны                               льет печально

печальных полян                                 льют печально

печальный лес                                     лила печально

—  Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется.)

—  Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое.)

—  Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного печальные? (Число, падеж, род.)

—  Изменяется ли главное слово во втором столбце? (Да, оно изменяется по числам, временам.)

Что происходит со словом печально? (Оно не изменяется.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 73). (Устное выполнение.)

—  Какой вывод вы можете сделать? (Наречие — неизменяемая часть речи.)

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Упр. 126 (с. 74).

—  Прочитайте.

—  Назовите наречия.

—  Прочитайте текст с наречиями и без них.

—  Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)

—  Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

—  Прочитайте определение наречия.

—  На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?

—  Какую роль играют наречия в предложении?

—  Запишите слова впереди, медленно, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

—  Составьте предложения с этими словами.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 127(с. 74-75). (Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание: дописать в каждую группу ещё по три наречия. (Четыре ученика работают у доски. Самопроверка, самооценка.)

Упр. 128 (с. 75).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Кто его автор? (А. С. Пушкин.)

—  Найдите в тексте наречия. (Днём, ночью, кругом, направо, налево.)

—  Докажите, что это наречия.

—  Обратите внимание на правописание наречий налево и направо.

(Письмо под диктовку. Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

—  Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь. (Коллективная проверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

—  Что вы узнали о наречии как части речи?

—  Почему у наречий нет окончаний?

Домашнее задание

Упр. 129 (с. 75).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока "Понятие о глаголе как части речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умений узнавать слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?; выделение существенных признаков у этой группы слов; подведение под понятие Часть речи - глаг...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Части речи» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: - закрепление и обобщение знаний об изученных частях речи; Планируемые результаты Предметные: - уметь распознавать части речи; - уметь определять морфологические признаки ча...