Урок по русскому языку "Наречие как часть речи", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Православная гимназия г. Коврова»

Русский язык

4 класс

Тема: «Наречие как часть речи»

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

 Зуйкова Татьяна Николаевна

1квалификационная категория

Предметная область: русский язык.

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Русский язык, 4 класс («Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.-М.:Просвещение  (Учебник, 2015).

Название раздела и темы программы, по которым представлена работа:

Раздел: слово в языке и речи (21 час)

Урок: № 17.

Тема: Наречие как часть речи (1 урок)

Тип урока: Урок усвоения нового материала

Цель:  создание условий для усвоения знаний по теме «наречие как часть речи ».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

• создать условия для проявления мотивации к получению и применению новых знаний в практической деятельности,

• способствовать формированию уважительного отношения к результатам труда одноклассников,  формированию самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и одноклассников.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, использовать при выполнении задания справочники и словари, давать самооценку;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

Познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

Оборудование урока:

  • Учебник. «Русский язык. 4 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Толковый словарь, орфографический словарь, словообразовательный словарь, карточки со словами, карточки с заданиями.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа.

  1. Организационный момент

Девизом нашего урока  станут слова:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

- Почему эти слова для нас важны?

2. Минутка чистописания

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Помогать - ?

Быстро - ?

 (К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Большой – маленький

Сухой - мокрый

Война – мир

Помогать – мешать

Быстро - медленно

Значит сегодня мы будем писать букву м.)

-  Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать - мешать, твердый – мягкий, гладить – мять, глубокий – мелкий, старый – молодой, и т.д. 

  1. Постановка учебной проблемы

Назовите части речи, которые встретились в этом задании?

На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают?

Какой будет тема нашего урока? (Будем знакомиться с новой частью речи)

  1. Актуализация знаний

Работа в парах.

Составить план, по которому определяем части речи

(выстраивают план, по которому определяют часть речи)

  1. На какие вопросы отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. С какой частью речи связано?
  4. Самостоятельная или служебная часть речи?
  5. Изменяемая или неизменяемая часть речи?

Упражнение 124(учебник)

Прочитайте. Сравните выделенные слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? С какой частью речи связано по смыслу?

Выпишите словосочетания, обозначьте главные слова.

Льет (как?) печально

  1. Слово «печально » отвечает на вопрос «Как?»
  2. Обозначает признак действия, так как связано с глаголом «льёт».

Проверьте свои выводы по учебнику(стр.73)

Какой же частью речи является слово ПЕЧАЛЬНО? (наречие)

Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч-  связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты изменили приставку ПРИ- на приставку НА_ назвали ее точно также. Как вы думаете, почему? (Потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

  1. Включение нового знания в систему знаний

 Закрепление вывода (Упражнение 125)

Работа в парах. Самопроверка

Упражнение 126 (по 3 предложения)

Какую роль выполняют наречия в предложении?

Выписать наречия, ставя вопросы, на которые они отвечают.

Какой вывод можно сделать? Наречия отвечают на вопросы: где? Как? Когда? Куда?

Закрепление Чтение правила.

- Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали,

значит, мы на уроке сделали открытие!

Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме.

Теперь мы  понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам и лицам.

Работа в группах по карточкам.

 Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?                

Образец:  стучал    ( как ?)   весело; (м.р.)

                 стучала   (_______?)    _________; (                )

                 стучало   (_______?)    _________; (                 )

Вывод. Наречие по родам __________________________________

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного  и множественного числа

Образец:   1 л:   я стучу            ( как ? )      весело;

                  2 л:   ты стучишь     (_______?)    _____________;

                  3 л:   он стучит         (_______?)    _____________;

                1 л:   мы стучим      ( ______ ?)     ______________ ;

                  2 л:   вы стучите     (______?)    _______________;

                  3 л:   они стучат    (_______?)    _______________;

  Вывод. Наречие по лицам   ________________________

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец:    стучат        ( как ? )     весело; (н. вр.)

                   стучали     (________?)      ___________;(                  )

                   постучат  (________?)      ___________; (                   )

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам __________________

  1. Самостоятельная работа по группам.

Подобрать и записать наречия (кто больше и быстрее) Дождь   барабанит(как?)   ______________________.

Ветер воет (как?) ______________________________.

Тучи    ходят(как?) ___________________________   .

Солнце  светит (как?) __________________________.

Листья кружатся (как?)  ________________________.

8. . Рефлексия деятельности.

- Какую задачу ставили перед собой?

(Познакомиться с наречием.)

- Что нового узнали на уроке?  

- Почему у наречия нет окончания?

9. Домашнее задание .

Выписать из словаря  5 наречий, составить с ними предложения, с одним наречием подобрать пословицу.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ

Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...