Урок по русскому языку "Наречие как часть речи", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия г. Коврова»
Русский язык
4 класс
Тема: «Наречие как часть речи»
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Зуйкова Татьяна Николаевна
1квалификационная категория
Предметная область: русский язык.
Автор УМК (программы учебного курса): Русский язык, 4 класс («Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.-М.:Просвещение (Учебник, 2015).
Название раздела и темы программы, по которым представлена работа:
Раздел: слово в языке и речи (21 час)
Урок: № 17.
Тема: Наречие как часть речи (1 урок)
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Цель: создание условий для усвоения знаний по теме «наречие как часть речи ».
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
• создать условия для проявления мотивации к получению и применению новых знаний в практической деятельности,
• способствовать формированию уважительного отношения к результатам труда одноклассников, формированию самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и одноклассников.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, использовать при выполнении задания справочники и словари, давать самооценку;
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Оборудование урока:
- Учебник. «Русский язык. 4 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
- Толковый словарь, орфографический словарь, словообразовательный словарь, карточки со словами, карточки с заданиями.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа.
- Организационный момент
Девизом нашего урока станут слова:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи»
- Почему эти слова для нас важны?
2. Минутка чистописания
Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Помогать - ?
Быстро - ?
(К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:
Большой – маленький
Сухой - мокрый
Война – мир
Помогать – мешать
Быстро - медленно
Значит сегодня мы будем писать букву м.)
- Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать - мешать, твердый – мягкий, гладить – мять, глубокий – мелкий, старый – молодой, и т.д.
- Постановка учебной проблемы
Назовите части речи, которые встретились в этом задании?
На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают?
Какой будет тема нашего урока? (Будем знакомиться с новой частью речи)
- Актуализация знаний
Работа в парах.
Составить план, по которому определяем части речи
(выстраивают план, по которому определяют часть речи)
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- С какой частью речи связано?
- Самостоятельная или служебная часть речи?
- Изменяемая или неизменяемая часть речи?
Упражнение 124(учебник)
Прочитайте. Сравните выделенные слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? С какой частью речи связано по смыслу?
Выпишите словосочетания, обозначьте главные слова.
Льет (как?) печально
- Слово «печально » отвечает на вопрос «Как?»
- Обозначает признак действия, так как связано с глаголом «льёт».
Проверьте свои выводы по учебнику(стр.73)
Какой же частью речи является слово ПЕЧАЛЬНО? (наречие)
Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты изменили приставку ПРИ- на приставку НА_ назвали ее точно также. Как вы думаете, почему? (Потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
- Включение нового знания в систему знаний
Закрепление вывода (Упражнение 125)
Работа в парах. Самопроверка
Упражнение 126 (по 3 предложения)
Какую роль выполняют наречия в предложении?
Выписать наречия, ставя вопросы, на которые они отвечают.
Какой вывод можно сделать? Наречия отвечают на вопросы: где? Как? Когда? Куда?
Закрепление Чтение правила.
- Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали,
значит, мы на уроке сделали открытие!
Физкультминутка
- Продолжение работы по теме.
Теперь мы понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам и лицам.
Работа в группах по карточкам.
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Образец: стучал ( как ?) весело; (м.р.) стучала (_______?) _________; ( ) стучало (_______?) _________; ( ) Вывод. Наречие по родам __________________________________ |
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа
Образец: 1 л: я стучу ( как ? ) весело;
2 л: ты стучишь (_______?) _____________;
3 л: он стучит (_______?) _____________;
1 л: мы стучим ( ______ ?) ______________ ;
2 л: вы стучите (______?) _______________;
3 л: они стучат (_______?) _______________;
Вывод. Наречие по лицам ________________________
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец: стучат ( как ? ) весело; (н. вр.) стучали (________?) ___________;( ) постучат (________?) ___________; ( ) Сделайте вывод! Наречия по временам __________________ |
- Самостоятельная работа по группам.
Подобрать и записать наречия (кто больше и быстрее) Дождь барабанит(как?) ______________________.
Ветер воет (как?) ______________________________.
Тучи ходят(как?) ___________________________ .
Солнце светит (как?) __________________________.
Листья кружатся (как?) ________________________.
8. . Рефлексия деятельности.
- Какую задачу ставили перед собой?
(Познакомиться с наречием.)
- Что нового узнали на уроке?
- Почему у наречия нет окончания?
9. Домашнее задание .
Выписать из словаря 5 наречий, составить с ними предложения, с одним наречием подобрать пословицу.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"
Знакомство со служебными частями речи....
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...
План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"
Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ
Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...