Три типа склонения имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Загребельная Людмила Юрьевна

Урок русского языка по теме "Три типа склонения имён существительных". первый урок данной темы. Четвероклассники знакомятся со склонением имён существительных, учатся распознавать и определять склонение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

  1. Самоопределение к деятельности  1мин

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; организация положительной мотивации к учебной деятельности.

Учитель.  Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Чтобы настроить наше внимание, возьмитесь за руки,  улыбнитесь и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас всё получится.

Учитель. Готовы все к уроку?

Учащиеся. Да

Учитель. На вас надеюсь я друзья. Посмотрите на экран, ответьте, пожалуйста, зачем нужна грамматика? (СЛАЙД 2)

ЗАЧЕМ НУЖНА ГРАММАТИКА?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Учащиеся.

Учитель. Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.

  1. Актуализация знаний 7мин

2.1. Минутка чистописания 

Учитель. Откройте тетради, аккуратно запишите число, классная работа и буквы, записанные на доске.

ММ  Мм  мм   мМ

 Запись предложения под диктовку, определение падежей у существительных. Один ряд получает индивидуальные задания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Мимо маленькой Марины (Р.п) пробежал медведь (И.п) с малиной (Т.п) .

2.2. Словарная работа.

Учитель. Сегодня мы с вами вспомним изученные слова на букву К и узнаем новое слово из нашего словаря. (СЛАЙД 3)

Календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив.

Учитель. Какое новое слово добавилось в наш словарь?

Учащийся. Слово коллектив.

Учитель. Найдите в толковом словаре значение слова коллектив.

Учащиеся работают с толковым словарём.

Затем все слова записывают в тетрадь проговариванием цепочкой.

3. Постановка учебной задачи. 5 мин.

(СЛАЙД 4)

Зима, река.

Снега, сугробы.

Лёд, скольжение.

Радость, движение.

Учитель.  Какова тема данного четверостишия?

Учащийся.  Зима.

Учитель.  Что интересного вы заметили в данном четверостишии?

Учащийся.  Все слова выражены именами существительными.

Учитель.  Как изменяется имя существительное?

Учащийся.  По родам, числам и падежам.

Учитель.  Как определить род имени существительного?

Учащийся.  Подставить слова: он мой, она моя, оно моё.

Учитель.  У вас на партах лежат листочки со словами. Посмотрите на них и, подумайте,  на какие три группы их можно разделить?

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

заяц, река, солнце, песня, конь, поле

Работа в парах. Учащиеся приходят к выводу, что слова можно распределить в три группы по родам.

м.р.                            ж.р.                                ср.р

заяц                           река                               солнце

конь                          песня                             поле

Учитель.  Запишите слова в тетради, распределив их по группам.

Взаимопроверка.

4. Создание проблемной ситуации.  2 мин.

На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

Учитель. В каком падеже стоят существительные по улице и по площади?

Учащийся. В Дательном падеже.

Учитель. Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

5. Локализация затруднений  5 мин

Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
5.1. Подводящий диалог:

Учитель.  Прочитайте слова, найдите в них общее.

Конь, вода, Юра, земля,  дочь, море, окно, дядя, стол, степь.

Учащийся.  Это имена существительные в единственном числе.

Учитель. Давайте разделим эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:

назовите существительные женского рода с окончаниями  - а, - я.

Учащийся.  Вода, земля.

Учитель. Назовите существительные мужского рода с окончаниями  - а, - я.

Учащийся. Юра, дядя.

Учитель. Назовите оставшиеся существительные мужского рода, выделите в них окончания.

Учащийся. Конь, стол. Окончание нулевое.

Учитель. Назовите существительные среднего рода, выделите в них окончания.

Учащийся. Окно, окончание – о, море, окончание – е.

Учитель. Определите род, выделите окончания у оставшихся имён существительных.

Учащийся. Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце.

На доске появляется запись:

       1 скл.                             2 скл.                           3 скл.

Ж.р.          м.р.                 м.р.          ср.р.                 ж.р.

Вода         Юра                конь        окно                 дочь

Земля       дядя                стол         море                 степь

5.2. Вывод правила.

Учитель. На сколько групп мы разделили существительные и по каким признакам?

Учащийся. Существительные мы делили на три группы по роду и окончанию.

Учитель. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить склонение. Сделайте вывод: какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему.

Учащийся. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. 

Учитель. Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли мы сделали вывод? (читают правило)

6. Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко». 3 мин.

Дети хором добавляют слово.

Если существительное 1 скл. – 1 хлопок.

Если существительное 2 скл. – 2 притопа.

Если существительное 3 скл. – 3 приседания.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это (белка)

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: кошка, брысь!

Потому что это (рысь)

Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь,

Кто это? (ёж)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, (карандаш)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (цапля)

По ночам во мне Ванятка

Да того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? (кровать)

7. Первичное закрепление. 7 мин.

Учитель. У вас на партах лежат таблички-памятки. Они помогут вам выполнить задание  на уроке. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Фронтальная работа.

Учитель. Найдите упражнение 166. Прочитайте задание. Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика по склонениям.

Дети выходят по цепочке к доске, определяют склонение и записывают слова.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7 мин.

 (СЛАЙД5),  (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Работа в группах:

Взаимопроверка.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Как вы определили склонение у существительных?

Учащийся.  Поставили существительные в единственное  число, в именительный  падеж. 

Учитель.  Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания?

Учащийся. Существительное УЛИЦА – 1скл., существительное  ПЛОЩАДЬ - 3 скл..

Учитель. С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?

Учащийся. Чтобы правильно писать окончание существительных.

9.  Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

9.1.  Домашнее задание.

1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень -  упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

  1. уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

9.2.  Обобщающая беседа.

Учитель.  Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
                   А зачем мы этим занимались?
                   Какие открытия сделали сегодня  для себя на уроке?
Оцените свою работу на уроке. Как обычно,  при помощи своих сигнальных карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

"Закрепление о типах склонения имён существительных"

Тема.  "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных".Цели. Совершенствовать умение определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах...

Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".

КВН Проводится в 4 классах.  Цели :1.            Обобщить знания о склонении имён существительных.2....