Три типа склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Халилова Танзиля Мударисовна

обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_urok2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4-в классе.
Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека
Ход урока:
1.Организационный момент.
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
2.Минутка каллиграфии.
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.
-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)
Добро, дорога, походка
Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово)
-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк.
Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.
Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у …
3. Постановка темы и целей урока. А какое слово из написанных на доске лишнее? -- Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.
У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?
Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.
-Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас.
Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять)
-Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными)
4.Применение знаний, умений и навыков.
-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?
Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! ( Жизнь- ед.ч., Им.п., ( На) дела- мн.ч., Вин.п.)
Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных!
Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам)
Сколько падежей в русском языке? Назовите их!
Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки!
Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных?
Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи.
5.Наблюдение за картиной. Творческая работа учащихся. Рассмотрим картину!-Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину?
У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина?
Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам.
Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей.
Определите падеж имен существительных.
Проверка. С сигнальными карт.
Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили?
6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей»)
7.Проверка усвоения знаний. Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж.р. -

м.р. – м.р. –

ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце

Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы?
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3
Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться.
8.Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу! О чем?
Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения.
Проверка в парах.
Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)
- Кому было трудно выполнять такое задание?
9.Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
(видеоролик «Живет повсюду красота»)
Итог: давайте будем беречь все живое на Земле!
10. Задание на развитие внимания!
«Кто играет с нами в прятки?»
Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения!
кнотидружбаьжоменкв
ъдцсчастьеядакуычщш
чяьтвсодтолдсмелость
Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?
11.Снеговики!
Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку!
Например: смелость, внимательность, чуткость…
13. Рефлексия. Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?
Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый»
14.Д/з- написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?»
15. Подведение итогов. Рефлексия.
Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок?
16.(Видеоролик «Дорога добра»)

Источники материалов:

http://pedsovet.su
http://www.youtube.com

Урок русского языка в 4 классе
проводила учитель « Старо-Татауровской СОШ»
Масливченко Тамара Фёдоровна.

Тема: «Три типа склонения имён существительных.»

Цели урока:
- познакомить с тремя типами склонения имён существительных;
-Закрепить умение склонять имена существительные;
- развивать навыки грамотного письма и орфографической зоркости;
-совершенствовать умение строить и последовательно излагать свои мысли , доказывать правильность своих суждений.

Методы: исследовательский, деятельностный подход.

Оборудование: ИКТ, презентация, тестовые задания, карточки со словами ,карточки для работы в паре и для групповой работы.

Ход урока:

І. Орг. момент.
- Как отдохнули?
- Настроение, какое? ( высказывания детей)

- Вот опять звенит звонок
Мы начнём сейчас урок?
- Пусть пойдёт он всем вам впрок !
Как вы понимаете ВПРОК?( ответы детей . которые предполагают ,что урок для них должен пройти с пользой).
Слайд 1.
Слайд.2.- Прочитайте пословицу. Как вы думаете, можно ли её взять за эпиграф нашего урока? ( высказывания детей)
- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?
- Какую роль на этом уроке вы отводите мне?
- Какие ожидания у вас от сегодняшнего урока? Чему хотели бы научиться?
( все « пожелания» детей – на слайде 3.)
Слайд 4.
« Общаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная , но и письменная речь» А.Н.Толстой.

- Совпадают ли ваши « ожидания-пожелания » с высказыванием известного писателя? (ответы детей)

ІІ Чистописание.
-Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно как и у меня на доске :

(на доске)
еее иыи еье еое оаоа ьиь ( проводиться фонетическая работа)
вода земля конь окно дядя степь Юра стол море
( слова прочитываются, записываются в тетрадях, дети находят орфограммы, обьясняют,)
- Что вы можете рассказать об этих словах ? ( имена существительные, опр. род, число; одуш,неодуш.)
А теперь ,давайте обратимся к следующим высказываниям на доске:

• Мы уже всё знаем!
• Мы ещё не всё знаем!
• Мы ничего не знаем!
• Мы уже кое-что знаем!

( дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным)

-Давайте проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием № 10 «Имя существительное».
(индивидуальное задание , дети работают самостоятельно 2-3мин.)

ІІІ Работа с тестом.

Тест № 10 « Имя существительное»

1. Имя существительное –это…
• часть речи
• часть предложения
• слово

2. Имя существительное обозначает…
• признак предмета
• действие предмета
• предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы:
• какая? какой? Какие?
• кто? что?
• что делает? что делал?

4. Имя существительное изменяется …
• по родам
• по числам
• по падежам

5 Склонением имён существительных в русском языке называется…
• изменение по числам;
• изменение по падежам
• изменение по вопросам

6. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:
• И.п.; Р.п.: Д.п.; Т.п.; В.п.; П.п.
• И.п.; В.п.; Т.п.; П.п.; Д.п.; Р.п.
• И.п. ; Р.п.; Д.п.; В.п.; Т.п.; П.п.

7. Определи склонение данных существительных:
суббота, поле, дрозд, сирень, день, лень, весна, ученик, ученица, лошадь, лошадка, ель, ёлка, яблоко, солнце.

8. В окончании какого существительного пишется буква - И:
• в дальней дорог
• в начальной школ
• в чистой тетрад

ІV Актуализация знаний.

-Проверим , как вы справились с этими тестовыми заданиями. ( использую для проверки слайды презентации )
- Встретились ли вы с трудностями при выполнении этих заданий. На все ли вопросы вы получили ответы? / дети должны встретить затруднение при выполнении задания 7,8/
Сможете ли вы сейчас их выполнить?
(дети приходят к такому выводу, что 1,2,3,4.5,6 задание они могут выполнить, а вот при выполнении 7 и 8 задания встретились с затруднением )
-Может быть уже у кого– то сейчас возникли какие –то догадки?Кто из может сейчас выполнить это задание?
( устанавливается « граница» между «ЗНАЮ» и «НЕ ЗНАЮ.»)
-Если мы не знаем , а для грамотного письма нам это необходимо , то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?
Слайд 12.
Тема урока : « Определение типа склонения имён существительных».
Возвращаемся к слайду 9. (Склонение-…?..) , подбираем однокоренные слова к слову « склонение» , « анимация» данного слова./склонить,преклонить - изменить что-либо…/
V Физкультминутка.
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперёд.
А потом - наоборот. (2-3р.)
И за парту тихо сели .
Мы продолжим наш урок?

-А теперь мы попробуем найти ответы на поставленные вами вопросы.
Для этого мы проведём исследования. Предлагаю поработать в паре и нужно будет просклонять слова, которые нам встретились на минутке чистописания.( каждой « паре» раздаю карточку с словами , которые надо просклонять , нр. 1- вода, 2- Юра, 3 степь, 4- дядя, 5-земля, 6- окно, 7- конь, 8- море, 9-стол) .
Вы заметили, что у всех слов отсутствует окончание. Допишите их, просклоняв эти слова.

После выполнения данного задания – проверка с использованием слайда 13.



Дети выходят и прикрепляют таблички на доске. ( окончания выделены кр. цветом). Начинаем « исследовательскую» работу. Давайте сравним окончания существительных в нр . И.п , Д.п. .Т.п. и по окончаниям распределяем существительные на три группы. ( см. слайды 14, 15, 16.)
Как мы распределили слова по группам , по каким признакам?
По начальной форме существительного мы установили окончания, род и по ним определили ----» тип склонения. Первая группа- 1 склонение, вторая группа- второе склонение. третья группа- третье склонение.
Подводим итог своей «исследовательской» работы. Дети делают выводы и соотносят их с выводами в учебнике на стр.88.

VІ Выполнение практических заданий :

А теперь, попробуем проверить свои знания, для этого мы выполним ряд заданий:

1. Слайд.17,18. « Помоги Мудрым Черепахам собрать слова»
- данное задание выполняется в игровой форме.

2 Выполнение задания из « Дидиктического материала для 4-го класса стр. 65. №5. ( см. Приложение)

3. Возвращаемся к тестовому заданию 7.Сможем ли мы теперь его выполнить? Самостоятельно выполняют данное задание с последующей проверкой.
Справились с заданием ? Возвращаемся к высказываниям ,и дети приходят к выводу « Что мы уже кое-что знаем! » ….А что узнали ?

VІІ Рефлексия. ( см. слайд19) Вот наш урок подошёл к концу. Считаете ли вы , что урок прошел не зря т.е., не напрасно мы провели эти 45 минут .

ІХ Домашнее задание. ( слайд 20) Возможно дети захотят выполнить упражнение 166, стр.88.

Ребята , а что нам делать с заданием №8? Можем сейчас его выполнить ?
Может кто-то попытается дома его сделать.
Слайды 21,22 .
Оценки.

Мудрые Черепахи ,уходя сказали такие мудрые слова
«Древняя пословица права, что язык- великое богатство… .» Познавайте русский язык и владейте этим богатством , но только грамотно..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

"Закрепление о типах склонения имён существительных"

Тема.  "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных".Цели. Совершенствовать умение определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах...

Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".

КВН Проводится в 4 классах.  Цели :1.            Обобщить знания о склонении имён существительных.2....

Различение типов склонений имён существительных.

Урок по русскому языку в третьем классе. УМК "Перспективная начальная школа"....