Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Барышева Вера Ивановна

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshchenie_skloneniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

             СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

                                             Г.О. ЗВЕНИГОРОД

Урок – путешествие

по теме

«Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»

в 4 классе

                                                                                                                                                                                                                                                                 

Учитель: Барышева В.И.

4 «а» класс

Цели урока: обобщить знания учащихся по теме « Склонение имён существительных в единственном числе»;

                        развивать внимание, логическое мышление;

                       воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока: урок – путешествие, обобщение.

Оборудование: кроссворд со словарными словами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карта путешествия, звукозапись « Песенки паровозика».

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Постановка целей урока

 - Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие.

- А куда  отправимся, и на чём будем путешествовать мы  должны узнать.

  1. Словарная работа.
  1. Разгадывание кроссворда.

З        

А

В

Т

Р

А

К

   

М

Е

Т

Р

О

Р

А

К

Е

Т

А

Б

Е

Р

Ё

З

А

Т

Р

А

М

В

А

Й

А

Л

Л

Е

Я

  1. Утренний приём пищи ( завтрак)
  2. Подземная железная дорога ( метро)
  3. Космический летательный аппарат ( ракета)
  4. Дерево со светлой корой ( берёза)
  5. Вид городского электротранспорта ( трамвай)
  6. Дорожка в парке ( аллея)

  1. Знакомство с этимологией слова ВОКЗАЛ.

  Слово это появилось в 17 веке в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад ( для концертов, танцев, прогулок) владелицей которого была некая Джеймс Вокс.  Сад назвали Воксхолл  ( холл – зал). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.

   В России тоже появились такие увеселительные парки, в которых, после постройки железных дорог, стали продавать билеты  пассажирам. Так у станции появилось название ВОКЗАЛ.

- Запишите это слово. Подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Какой частью речи является слово ВОКЗАЛ?

- Итак, мы отправляемся в страну « Существительных» на паровозе. Наш паровозик необычный – он волшебный. Послушайте, что он нам желает.

( включается звукозапись « Песенки паровозика» из мультфильма « Паровозик из Ромашкова»)

4 Работа над темой.

- Что такое существительное?

  (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?. Например: книга – это слово отвечает на вопрос Что? и обозначает предмет книгу.

Имя существительное может обозначать не только предметы, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении имя существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.)

- Как вы думаете, готовы ли мы  к путешествию? ( нет)

- А чего у нас не хватает для того, чтобы сесть в поезд? ( билетов)

- Давайте купим билеты. Для этого каждый из вас должен назвать имя существительное и записать его в тетрадь.

( учащиеся диктуют по цепочке имена существительные)

- Итак! Вы готовы?

- Начинаем наше путешествие.

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ

(см. картинку в приложенном файле)

ПОЛУСТАНОК  ПАДЕЖНЫЙ

Что значит просклонять имя существительное?

(Изменить существительное по падежам значит просклонять)

Сколько падежей в русском языке?

(В русском языке шесть падежей: именительный. родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)

   Задание:  просклонять имена существительные: земля, герой, тетрадь (3 ученика у доски, а остальные по рядам)

ЛЕСОК ОШИБОК

  - Ребята! На нашем пути возникло препятствие. Нам нужно его устранить.

 ( учащимся раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.)

                  СТАНЦИЯ «ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

           Физ. минутка с дидактической направленностью.  

- Найдите существительные и определите падеж. Что для этого нужно делать?

(Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

1)найти слово от, которого зависит  имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2)по падежному вопросу и предлогу определить падеж.)

СТАНЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

(Физминутка с дидактической направленностью)

- Ребята! Давайте немножко отдохнём: споём песню « Весёлые путешественники», найдём имена существительные, определим род и падеж. ( Мы едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи весёлые друзья  и т.д.)

КРАЯ- СР. Р, В.п

СОСЕДИ – М. Р., И.п.

ПЕСЕНКУ  - Ж.Р., В. П.

В ПЕСНЕ – Ж. Р., П. п.      и  т. д.

- А куда мы должны отправиться дальше, сейчас отгадаете.

- У вас, на партах лежат карточки. Вы должны выполнить задание в парах и объяснить, почему сделали именно так


                        КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ




Перепишите, вычеркните             лишнее слово                  

зима, зимний,

зимушка, зимовье.

Объясните, почему зачеркнули это слово.  



Г



Подберите однокоренные слова к слову друг.     

У существительных определите склонение.


О



Придумайте словосочетания  существительное+

прилагательное.

Запишите их.

Определите склонение существительных.


Р


Запишите все слова. Подчеркните имена существительные. Определите склонение.


Малина, школа, красивый, веселятся, оранжевый, дети, сон, солнечный


О




Запишите 5 имён существительных. Определите

склонение.




Д

 На доске учащиеся складывают из букв слово ГОРОД.

                                ГОРОД « СКЛОНЕНИЙ»

- Итак, мы приближаемся к городу « Склонений».

- Какие типы склонения вы знаете?

- Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению?

(мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.)

- Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.

 

- В городе склонения много жителей. Но вот беда – вечером, когда они возвращались домой с работы, отключили электричество и все они  потеряли свои дома.

- Сможете им помочь? ( учащимся раздаются карточки со словами, 2 ученика работают у доски, а класс по вариантам)

               

                              СТОЛИЦА «ЗНАНИЙ»

- Итак, мы приближаемся  к СТОЛИЦЕ ЗНАНИЙ. Сейчас каждый из вас проверит свои знания ( учащимся даются  тестовые задания).


Карточка ученика___________________________________________

  1. Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?

  А) глагол;

   Б) имя существительное

  В) имя прилагательное.

      2.Имя существительное это…

А) часть речи

 Б) часть предложения

В) часть слова.

    3.Имя существительное обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета.

  1. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: она, моя?

  А) ж.р.

  Б) ср.р.

  В) м. р..

  1. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

 А) м.р.

 Б) ср. р.

 В) ж. р.

  1. На конце каких имён существительных ты напишешь мягкий знак?

  Помощ…                             сторож…

  Молодёж…                          рож…

  Карандаш…                         скрипач…

  1. Как называется изменение имён существительных по вопросам?

  А) склонение

  Б) изменение по числам

  В) изменение по родам.

  1. Укажите строку, в которой записаны существительные всех трёх склонений.

  А) конь, страна, земля

  Б) солнце, зима, метель

  В) чувство, шапка, портфель

5. Итог урока.

- Ребята! Мы побывали в стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний» и каждый раз я вам желаю СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

   Пришла зема. птицам стало голадно Ребята нашего   класса сделали кармушку.

Напишите слова в три столбика по склонениям

Воробей, свиристель, щука, лещ, тополь, ромашка,

 ложь судно, радость, гостья, морковь, стужа, мебель, встреча, помощь.

Напишите слова в три столбика по склонениям.

Картофель, вьюга, рысь, огурец,  слово, молодёжь, граница,  мощь, одежда ,солнце ,дорога ,польза, рожь, грусть, месяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...

"Закрепление о типах склонения имён существительных"

Тема.  "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных".Цели. Совершенствовать умение определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах...

презентация к уроку "Закрепление знаний о типах склонения имён существительных.»

Путешествие в город "Существительных"                                           ...

Обобщение знаний о типах склонения имён существительных

систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; развивать устную монологическую речь учащихся.Формируемые в рамках урока универсальные учебные действияЛичностные результа...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...