Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchenie_skloneniya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Г.О. ЗВЕНИГОРОД
Урок – путешествие
по теме
«Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»
в 4 классе
Учитель: Барышева В.И.
4 «а» класс
Цели урока: обобщить знания учащихся по теме « Склонение имён существительных в единственном числе»;
развивать внимание, логическое мышление;
воспитывать нравственные качества личности.
Тип урока: урок – путешествие, обобщение.
Оборудование: кроссворд со словарными словами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карта путешествия, звукозапись « Песенки паровозика».
Ход урока
- Орг. Момент
- Постановка целей урока
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие.
- А куда отправимся, и на чём будем путешествовать мы должны узнать.
- Словарная работа.
- Разгадывание кроссворда.
З | А | В | Т | Р | А | К |
| М | Е | Т | Р | О |
Р | А | К | Е | Т | А |
Б | Е | Р | Ё | З | А |
Т | Р | А | М | В | А | Й |
А | Л | Л | Е | Я |
- Утренний приём пищи ( завтрак)
- Подземная железная дорога ( метро)
- Космический летательный аппарат ( ракета)
- Дерево со светлой корой ( берёза)
- Вид городского электротранспорта ( трамвай)
- Дорожка в парке ( аллея)
- Знакомство с этимологией слова ВОКЗАЛ.
Слово это появилось в 17 веке в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад ( для концертов, танцев, прогулок) владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл ( холл – зал). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России тоже появились такие увеселительные парки, в которых, после постройки железных дорог, стали продавать билеты пассажирам. Так у станции появилось название ВОКЗАЛ.
- Запишите это слово. Подчеркните букву, которую нужно запомнить.
- Какой частью речи является слово ВОКЗАЛ?
- Итак, мы отправляемся в страну « Существительных» на паровозе. Наш паровозик необычный – он волшебный. Послушайте, что он нам желает.
( включается звукозапись « Песенки паровозика» из мультфильма « Паровозик из Ромашкова»)
4 Работа над темой.
- Что такое существительное?
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?. Например: книга – это слово отвечает на вопрос Что? и обозначает предмет книгу.
Имя существительное может обозначать не только предметы, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении имя существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.)
- Как вы думаете, готовы ли мы к путешествию? ( нет)
- А чего у нас не хватает для того, чтобы сесть в поезд? ( билетов)
- Давайте купим билеты. Для этого каждый из вас должен назвать имя существительное и записать его в тетрадь.
( учащиеся диктуют по цепочке имена существительные)
- Итак! Вы готовы?
- Начинаем наше путешествие.
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
(см. картинку в приложенном файле)
ПОЛУСТАНОК ПАДЕЖНЫЙ
Что значит просклонять имя существительное?
(Изменить существительное по падежам значит просклонять)
Сколько падежей в русском языке?
(В русском языке шесть падежей: именительный. родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)
Задание: просклонять имена существительные: земля, герой, тетрадь (3 ученика у доски, а остальные по рядам)
ЛЕСОК ОШИБОК
- Ребята! На нашем пути возникло препятствие. Нам нужно его устранить.
( учащимся раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.)
СТАНЦИЯ «ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»
Физ. минутка с дидактической направленностью.
- Найдите существительные и определите падеж. Что для этого нужно делать?
(Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
1)найти слово от, которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
2)по падежному вопросу и предлогу определить падеж.)
СТАНЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
(Физминутка с дидактической направленностью)
- Ребята! Давайте немножко отдохнём: споём песню « Весёлые путешественники», найдём имена существительные, определим род и падеж. ( Мы едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи весёлые друзья и т.д.)
КРАЯ- СР. Р, В.п
СОСЕДИ – М. Р., И.п.
ПЕСЕНКУ - Ж.Р., В. П.
В ПЕСНЕ – Ж. Р., П. п. и т. д.
- А куда мы должны отправиться дальше, сейчас отгадаете.
- У вас, на партах лежат карточки. Вы должны выполнить задание в парах и объяснить, почему сделали именно так
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
Перепишите, вычеркните лишнее слово зима, зимний, зимушка, зимовье. Объясните, почему зачеркнули это слово. | Г | Подберите однокоренные слова к слову друг. У существительных определите склонение. | О |
Придумайте словосочетания существительное+ прилагательное. Запишите их. Определите склонение существительных. | Р | Запишите все слова. Подчеркните имена существительные. Определите склонение. Малина, школа, красивый, веселятся, оранжевый, дети, сон, солнечный | О |
Запишите 5 имён существительных. Определите склонение. | Д |
На доске учащиеся складывают из букв слово ГОРОД.
ГОРОД « СКЛОНЕНИЙ»
- Итак, мы приближаемся к городу « Склонений».
- Какие типы склонения вы знаете?
- Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению?
(мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.)
- Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.
- В городе склонения много жителей. Но вот беда – вечером, когда они возвращались домой с работы, отключили электричество и все они потеряли свои дома.
- Сможете им помочь? ( учащимся раздаются карточки со словами, 2 ученика работают у доски, а класс по вариантам)
СТОЛИЦА «ЗНАНИЙ»
- Итак, мы приближаемся к СТОЛИЦЕ ЗНАНИЙ. Сейчас каждый из вас проверит свои знания ( учащимся даются тестовые задания).
Карточка ученика___________________________________________
- Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?
А) глагол;
Б) имя существительное
В) имя прилагательное.
2.Имя существительное это…
А) часть речи
Б) часть предложения
В) часть слова.
3.Имя существительное обозначает…
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета.
- Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: она, моя?
А) ж.р.
Б) ср.р.
В) м. р..
- На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
А) м.р.
Б) ср. р.
В) ж. р.
- На конце каких имён существительных ты напишешь мягкий знак?
Помощ… сторож…
Молодёж… рож…
Карандаш… скрипач…
- Как называется изменение имён существительных по вопросам?
А) склонение
Б) изменение по числам
В) изменение по родам.
- Укажите строку, в которой записаны существительные всех трёх склонений.
А) конь, страна, земля
Б) солнце, зима, метель
В) чувство, шапка, портфель
5. Итог урока.
- Ребята! Мы побывали в стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний» и каждый раз я вам желаю СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
Пришла зема. птицам стало голадно Ребята нашего класса сделали кармушку.
Напишите слова в три столбика по склонениям
Воробей, свиристель, щука, лещ, тополь, ромашка,
ложь судно, радость, гостья, морковь, стужа, мебель, встреча, помощь.
Напишите слова в три столбика по склонениям.
Картофель, вьюга, рысь, огурец, слово, молодёжь, граница, мощь, одежда ,солнце ,дорога ,польза, рожь, грусть, месяц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс
Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса. Подобран развивающий в данной обл...
Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"
Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...
"Закрепление о типах склонения имён существительных"
Тема. "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных".Цели. Совершенствовать умение определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах...
презентация к уроку "Закрепление знаний о типах склонения имён существительных.»
Путешествие в город "Существительных" ...
Обобщение знаний о типах склонения имён существительных
систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; развивать устную монологическую речь учащихся.Формируемые в рамках урока универсальные учебные действияЛичностные результа...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...