"Роль прилагательных - антонимов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Хлебак Любовь Анатольевна

Разработка  и технологическая карта урока по русскому языку в  4 классе по УМК "Школа 2100".  Прилагаются презентация и задания для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.47 КБ
Файл prilozhenie_1.docx16.31 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.16 КБ
Файл prilozhenie_3.docx11.58 КБ
Файл 000011.pptx609.72 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Тема урока: Роль прилагательных-антонимов в речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: 

Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах, загадках, сказках

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оздоровительная

                   1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), рабочие листы, словарь антонимов (на каждой парте);

                                                                                            Планируемый результат:

Предметный

Учебно-языковые умения:

1.Распознавать изученные части речи.

2.Видеть в тексте антонимы.

Речевые умения:

1.Владеть типом правильной читательской деятельности.

2.Подбирать к словам антонимы, использовать их в речи

Метапредметный

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап

Формирование умений

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

УУД:

– умение

мобилизовать свои

силы для работы (р.)

«Красна птица пеньем, а человек – ученьем»

Проверяет готовность к уроку,

выдерживая паузу; устанавливает

эмоциональный контакт

-Прочитайте предложение. Как вы понимаете эту пословицу? Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы с вами испытаем себя в роли журналистов.

Кто такой журналист? Чем он занимается?

Мы проведем журналистское расследование. У каждого из вас на столах лежат рабочие листы, куда вы будете записывать все собранные сведения.

Каким будет наше задание – вы сейчас узнаете.

Включаются в ситуацию

урока, настраиваются

на совместную работу

-Для птицы необходимо прекрасно петь, а для человека важно быть грамотным, умным.

Журналист – это профессия. Журналист - работник из пресс-службы, освещающий различные аргументы, факты, события из жизни людей, города, страны, мира, спорта. Журналисты могут публиковать свои статьи в газетах, журналах, на телевидении, в интернете. Прежде чем дать интервью, написать статью, он устанавливает действительность и достоверность фактов всего происходящего, чтобы это было правдой, а не вымыслом. Журналист должен грамотно владеть русским языком и литературой.

II. Актуализация изученного

- Послушайте отрывок из стихотворения Полторацкого «Слово о словах».

«Слово о словах» (отрывок).

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То
честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения и слово – удушения.
Есть
чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

- Что заметили?

-Какой частью речи они являются?

-Что вы знаете об именах прилагательных?

Выделенные пары слов.

Это имена прилагательные

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая? какое? какие? И обозначают признак предмета. Имена прилагательные связаны с именами существительными.

III. Постановка учебной проблемы

Предметные:

– выявлять слова,

которые требуют

объяснения;

объяснять значения

слов, опираясь

на свой речевой

опыт или

с помощью словаря.

УУД:

– оценивать результаты

работы (р.);

– моделировать,

классифицировать,

указывая на основание

классификации (п.);

– слушать и понимать

речь других; уметь

с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли.

С какой целью автор использует выделенные имена прилагательные?

Какие это слова по значению?

-Как можно назвать пары слов?

Что такое антонимы? 

В переводе с греческого анти –«против», оним – «имя»

- Запишите значение слова «антоним» в рабочие листы.

Делают речь более выразительной, точной

Противоположные

Антонимы

Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением.

Анти – «против».

Оним – «имя».

IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности

УУД:

– осознавать

границу

знания/незнания;

стремиться к ее

преодолению (л.);

– принимать

и сохранять

учебную задачу (р.);

– формулировать

учебную задачу;

применять методы

информационного

поиска;

преобразовывать

информацию

из одной знаковой

системы в другую (п.)– участвовать

в коллективном

обсуждении

учебных проблем;

точно выражать

свои мысли (к.)

- Сформулируйте тему нашего журналистского расследования

-Какие задачи и цели перед нами стоят? 

Узнаем о роли прилагательных - антонимов в речи

Познакомиться со словами, противоположными по значению; научиться подбирать антонимы к словам и находить их в тексте

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Предметные:

– умение работать

с лингвистическим

текстом; строить

высказывания

в научном стиле.

УУД:

– применять методы

информационного

поиска;

преобразовывать

информацию из одной

знаковой системы

в другую (п.);

– владеть диалогической

формой речи

в соответствии

с грамматическими

и синтаксическими

нормами родного языка (к.)

В данном стихотворении есть еще антонимы. Назовите их.

 Запишите у себя в рабочем листе антонимы-прилагательные

- Где можно встретить прилагательные-антонимы? 

Подберите имена существительные к данным антонимам.

Что вы заметили?

Вы должны доказать, что действительно прилагательные-антонимы встречаются в пословицах, стихотворениях, загадках.

Каждая журналистская группа дает ответ на поставленный вопрос.

Работа в парах.

Проведите исследование сказки Андерсена «Снежная королева»

Вспомните, как начинается эта сказка. Прочитайте. Выпишите парами антонимы. 

Дельные-праздные

Честные -  льстивые,

правдивые – фальшивые,
чистые –грязные

В пословицах, поговорках, загадках, стихотворениях, тексте и др.

Чистые руки, чистые мысли.

Фальшивые ноты, фальшивые слова.

Имена прилагательные употребляются в переносном значении.

Работа в группах.

1 группа. Выбрать из предложенных пословиц только те, в которых есть прилагательные-антонимы

2 группа. Работа с загадками. Выбрать из предложенных загадок только те, в которых есть прилагательные-антонимы

3 группа. Работа со стихотворениями. Выбрать из предложенных стихотворений только те, в которых есть прилагательные-антонимы

4 группа. Найти прилагательные – антонимы в предложениях.

Приложение 1

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Приложение 2

Запись в листах.

доброе – злое, прекрасное – безобразное

хорошим – плохим, красивым – уродливым

исчезало – бросалось в глаза

Физминутка

Для того чтобы писать свои статьи, журналист должен быть грамотным. Проверим свою грамотность с помощью следующего задания.

- Откройте учебник, упражнение 205 с.37 (2 часть)

- Вставьте пропущенные буквы карандашом.

- Какие орфограммы видите?  - Назовите правило.

- Проверка по цепочке.

- Допишите прилагательные – антонимы и имена существительные к ним.

1 вариант работаем со словами: честный, узкий.

2 вариант – прекрасный, устный.

- Кто испытывает затруднения, воспользуйтесь словарем антонимов М.Р.Львова.

Не забудьте, что антонимы могут иметь разные лексическое значение, переносное значение, поэтому антонимов может быть несколько.

Проверка: устно.

- Сделайте вывод о многозначности прилагательных и их антонимов.

-Для чего нам необходимо иметь представления об антонимах?

- Используя полученные знания из упр. 205, составьте предложение как в образце, где присутствует пара прилагательных-антонимов.

Непроизносимый согласный. Парный согласный в середине слова.

Самостоятельная работа

Близкий –

далёкий путь, лес, берег;
чужой человек;
дальний путь, дорога, дом;
отдалённое родство.

Честный – лживый человек;

                  подлый человек, характер, поступок;

                  жульнический поступок.

Узкий – широкий рукав, ручей, ход.

Прекрасный –ужасный поступок, человек, день.

Устный –письменный диктант, счет

-Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

Мы расширяем свои знания с определенной целью,  это нам пригодится для составления предложений.

Честный человек не совершает подлых поступков.

Через широкую реку перекинули узкий мост.

VI. Развитие умений -применение нового знания

УУД:

– контролировать

выполнение действий

и оценивать

результат (р.);

– подводить

под понятие (п.);

– точно и доказательно

выражать свои мысли (к.)

Творческая работа

Упражнение 207 с.38

Представьте, что вам необходимо написать текст-описание в одну из газет, при этом заменив  прилагательные на подходящие антонимы.

Запись текста.

- Что вы делали?

- Для чего?

- Всегда ли можно заменить прилагательные антонимами?

- Прочитайте, что получилось

- Какие знания пригодились, чтобы выполнить это задание?

                             

                  Пасмурный день.

Осенний хмурый день. Небо темно-серое, грязное, колючее. Тяжелые облака тянутся по черному небосклону. Холодный ветер гнет до земли ветви деревьев. Они громко шумят, как будто кричат грустно: «Дождь, холод… Как ужасно!»

Составляли текст.

Для развития письменной речи, словарного запаса.

Нет. Многие имена прилагательные невозможно заменить прилагательными-антонимами.

Знания об именах прилагательных, о лексическом значении слов.

Употребление антонимов позволяет по-разному выражать один и тот же смысл, делая нашу речь более яркой и выразительной.

VII. Домашнее задание

Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами

VIII. Рефлексия

УУД:

– оценивать свои

достижения

и возможности,

делать выбор

в ситуации задачи (р.);

– слушать

и понимать других (к.)

-Что для себя открыли?

- Какие выводы можете сделать по теме?

- Для чего употребляем антонимы –прилагательные в речи? 

- О чём надо помнить при употреблении прилагательных-антонимов в речи? 

 - Только ли к прилагательным можно подобрать антонимы?

-Вспомните, какая пословица была эпиграфом нашего урока. Как вы теперь понимаете данное высказывание?

Приложение 3
Оценивание своей деятельности

Имена прилагательные могут быть многозначными. Прилагательные-антонимы можно найти в пословицах, поговорках, сказках, стихотворениях.

Антонимы являются сильным художественным средством.

Они оживляют речь, делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление

О лексическом значении.

Нет. Антонимы можно подобрать и к другим частям речи.

Человек должен учиться всю жизнь для того, чтобы быть грамотным. С умным человеком приятно говорить, его приятно слушать.



Предварительный просмотр:

Задание для 1 группы

Маленькое дело лучше большого безделья.

И мелкое место переходи как глубокое.

Новых друзей наживай, а старых — не забывай.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

На смелого собака только лает, а трусливого кусает.

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

     Грамоте учиться всегда пригодиться.

     Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Задание для 2 группы

Зимой – нет теплей, 
Летом – нет холодней. (Погреб) 

В полотняной стране 
По реке простыне 
Плывет пароход, 
То назад, то вперед, 
А за ним такая гладь, 
Ни морщинки не видать. (Утюг) 

Красное, румяное, 
Я расту на ветке: 
Любят меня взрослые 
И маленькие детки. (Яблоко) 

Далеко мой стук 
Слышится вокруг 
Червякам я враг, 
А деревьям друг. (Дятел) 


Как столкнулся – 
Стук да стук! 
Тишину вспугнут вокруг. 
Толстый тонкого побьет – 
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток, гвоздь) 

Бывает он в холод, 
Бывает он в зной, 
Бывает он добрый, 
Бывает он злой. 
В открытые окна 
Нежданно влетит, 
То что-то прошепчет, 
То вдруг загудит. 
Притихнет, умчится, 
Примчится опять, 
То вздумает по морю 
Волны гонять. 

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)

Задание для 3 группы

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»


- Чудеса! - сказала Люба.- 
Шуба длинная была. 
В сундуке лежала шуба, 
Стала шуба мне мала.


Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – черный, голубь – белый!»


В дневнике заданья на дом 
И стоят отметки рядом — 
До чего же хороши! 
Ну-ка, мама, подпиши!


Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Жора – злой!

Не бывает кобра 
Ласковой и доброй, 
Кобра даже сытая 
Очень ядовитая.

Задание для 4 группы

Найти прилагательные – антонимы


Старый год, спокойной ночи, с добрым утром, Новый год!
Младший брат кричит: «Ура! Молодец, сестра Наташа, наша старшая сестра»

Я веселый, молодой, я хочу ходить с короткой и не с длинной бородой. Песни пели до зари маленькие зяблики и большие снегири, красные, как яблоки. Потому и надои разные: у одной доярки стойла чистые, а у другой – грязные. Была жизнь темная да слезная, стала светлая, радостная.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив, бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Мне было интересно

Я всё понял

Мне было

не очень интересно

Испытывал некоторые трудности

У меня не вызвало интерес

Я ничего не понял

Мне было интересно

Я всё понял

Мне было

не очень интересно

Испытывал некоторые трудности

У меня не вызвало интерес

Я ничего не понял

Мне было интересно

Я всё понял

Мне было

не очень интересно

Испытывал некоторые трудности

У меня не вызвало интерес

Я ничего не понял

Мне было интересно

Я всё понял

Мне было

не очень интересно

Испытывал некоторые трудности

У меня не вызвало интерес

Я ничего не понял


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Подготовила: учитель начальных классов Хлебак Л.А.

Слайд 2

Текст слайда «Красна птица пеньем, а человек – ученьем»

Слайд 3

Текст слайда Филолог – это специалист в сфере культуры языка и грамотности. Филолог изучает: - функциональность языка; - внутреннюю структуру; - природу создания; - историческое движение на протяжении всех лет.

Слайд 4

Текст слайда Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные , правдивые, то льстивые , фальшивые . Есть слово – утешения и слово – удушения. Есть чистые , алмазные, а есть бесстыдно- грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Слайд 5

Текст слайда Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением. Анти – «против». Оним – «имя».

Слайд 6

Текст слайда Роль прилагательных - антонимов в речи. .

Слайд 7

Текст слайда Ф.И.О дельные-праздные честные - льстивые правдивые – фальшивые чистые –грязные

Слайд 8

Текст слайда . Мне было интересно Я всё понял Мне было не очень интересно Испытывал некоторые трудности У меня не вызвало интерес Я ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».

Создать условия   для формирования познавательных учебных действий   обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....

Презентация к уроку "Роль прилагательных - антонимов в речи"

Данная презентация содержит материал, который  поможет учителю раскрыть тему урока...

Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи

УМК: Образовательная система «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. ПронинаКласс: 4Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыковТема: Роль прила...

Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"

В данном уроке русского языка  представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...