Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Насейкина Людмила Валерьевна

 В данном уроке русского языка  представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор

Насейкина Людмила Валерьевна

Предмет, класс

Русский язык, 4 класс

УМК

“Школа 2100”

Тема:

Роль прилагательных-антонимов в речи.

Тип урока по целеполаганию:

Урок развития умения и навыков

Цель урока:

Знакомство с терминами и дальнейшее использование антонимов в устной и письменной речи, учиться работать в малых группах, самостоятельности в работе с персональными компьютерами

Задачи урока:

Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи, продолжить работу над  правильным и обоснованным употреблением антонимов.

 Формировать умения находить имена прилагательные в тексте.

Работать над развитием устной и письменной речи, развивать умения анализировать, устанавливать закономерности, обобщать, делать выводы.

Воспитывать внимательное отношение к слову.

Основные термины и понятия темы:

антонимы, многозначные слова

Планируемые результаты:

-личностные:воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

-предметные: изучение понятия "антонимы", развитие умения различать синонимы и антонимы, отработка навыков применения антонимов в устной и письменной речи, повторение орфограмм

-метапредметные:отработка навыков выполнения электронных заданий, навыков решения логических задач при  противопоставлении предметов и ситуаций, использование приобретенных знаний при выполнении упражнений, умение работать со справочным материалом

Познавательные УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий,

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД

взаимодействие с учителем, гостями, друг с другом

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

поиск и оценка альтернативных способов решения,

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

принятие решения и его реализация

Организация пространства

Кабинет

Правила работы на уроке (если они существуют)

Слушаем внимательно, выполняем задания

Межпредметные связи

литературное чтение.

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Учебник, smart доска, нетбуки для уч-ся, ЦОР 

Найти антонимы

План урока

Этапы урока

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

(с указанием действий с ресурсами, например, демонстрация)

Деятельность ученика

(с указанием действий с ресурсами, например, рисование в программе Paint)

Время

1.

I.Организационный момент. Рефлексия

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй. Солнце золотое

Здравствуй. Матушка  земля,

Здравствуйте, мои друзья.

Пусть наш урок русского языка принесёт радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

    2 мин

II. Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

слайд 1

слайд 2

слайд 3

- Прочитайте стихотворения.

- Какие части речи о себе так говорят?

- Как вы догадались?

Как называется наука о частях речи?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Перед вами предложение

Осен ю дни ненас  ные а в сной ясные.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

Прилагательные-антонимы

-

Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи.

Уч-ся в программе smart  соединяют стихотворения с частями речи

морфология

Вставляют буквы на smart доске  Работает 1 ученик у доски. а остальные в тетрадях

 3 мин

    1 мин

3 мин

 

5 мин

III. Открытие новых знаний.

1. Упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

2.Физкультминутка

3. Работа по развитию речи. Редактирование

3.Интерактивное задание

слайд 4

Выделить антонимы

слайд

слайд 7

слайд 8

слайд 9

Найти антонимы

Я буду называть прилагательные, а вы будете записывать  антонимы в своих тетрадях

Отправка файла уч-ся

- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

- Даны пословицы. Вставьте недостающие слова

Отправить файлы преподавателю

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

Вспомним стих-е

Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или всё наоборот»

Какой приём использует поэт для создания комического эффекта? Какие слова использует?

Такой приём называется антитеза.

Антитеза - прием противопоставления образов, картин.

Писатели очень часто используют прилагательные –антонимы в своих произведениях.

Прочитайте текст. Обратите внимание на прилагательные. Какое настроение они передают?

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

- Какую смысловую роль они играют?

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

А как сделать так, чтобы текст  у нас вызвал хорошее настроение?

Вам нужно отредактировать текст, используя антонимы.

- Какую роль играют прилагательные-антонимы?

Какое настроение у вас вызывает этот текст?

Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи.

Отправить с

сылку уч-ся

Учитель работает на smart доске

Работают на нетбуках в программе smart  и отправляют файл учителю

Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли

Чтение 1 учеником

Для создания комического эффекта, придать тексту выразительность

Показ книг

Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном

Редактируют текст, используя антонимы.

уч-ся по ссылке выполняют задание

Работают на нетбуках индивидуально

6 мин

1 мин

5 мин

17 мин

VI. Итог урока. Рефлексия

- Подведём итог урока.

Перед вами поляна настроения. Оцените себя

Оценивают себя

3 мин

VII. Домашнее задание

1. упр. 2 стр. 48

2. Запишите пословицы, загадки в которых используются прилагательные-антонимы.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"

Урок открытия новых знаний. Дети знакомятся с понятием "Прямая речь", учатся оформлять прямую речь на письме....

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Урок по русскому языку " Прилагательные антонимы и синонимы",2 класс

Урок для 2 класса потеме " Прилагательные антонимы и синонимы"...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...