Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
В данном уроке русского языка представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 25.44 КБ |
Задания для учеников в программе Smart notebook | 311.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор | Насейкина Людмила Валерьевна |
Предмет, класс | Русский язык, 4 класс |
УМК | “Школа 2100” |
Тема: | Роль прилагательных-антонимов в речи. |
Тип урока по целеполаганию: | Урок развития умения и навыков |
Цель урока: | Знакомство с терминами и дальнейшее использование антонимов в устной и письменной речи, учиться работать в малых группах, самостоятельности в работе с персональными компьютерами |
Задачи урока: | Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи, продолжить работу над правильным и обоснованным употреблением антонимов. Формировать умения находить имена прилагательные в тексте. Работать над развитием устной и письменной речи, развивать умения анализировать, устанавливать закономерности, обобщать, делать выводы. Воспитывать внимательное отношение к слову. |
Основные термины и понятия темы: | антонимы, многозначные слова |
Планируемые результаты: -личностные:воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству -предметные: изучение понятия "антонимы", развитие умения различать синонимы и антонимы, отработка навыков применения антонимов в устной и письменной речи, повторение орфограмм -метапредметные:отработка навыков выполнения электронных заданий, навыков решения логических задач при противопоставлении предметов и ситуаций, использование приобретенных знаний при выполнении упражнений, умение работать со справочным материалом | Познавательные УУД Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения волевая саморегуляция Коммуникативные УУД взаимодействие с учителем, гостями, друг с другом слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки поиск и оценка альтернативных способов решения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации принятие решения и его реализация |
Организация пространства | Кабинет |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Слушаем внимательно, выполняем задания |
Межпредметные связи | литературное чтение. |
Формы работы | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах |
Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы |
План урока | |||||
№ | Этапы урока | Используемые ресурсы | Деятельность учителя (с указанием действий с ресурсами, например, демонстрация) | Деятельность ученика (с указанием действий с ресурсами, например, рисование в программе Paint) | Время |
1. | I.Организационный момент. Рефлексия | Здравствуй, небо голубое. Здравствуй. Солнце золотое Здравствуй. Матушка земля, Здравствуйте, мои друзья. Пусть наш урок русского языка принесёт радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения. | 2 мин | ||
II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. | - Прочитайте стихотворения. - Какие части речи о себе так говорят? - Как вы догадались? Как называется наука о частях речи? - Что вы знаете об имени прилагательном? Перед вами предложение Осен ю дни ненас ные а в сной ясные. - Вставьте пропущенные буквы. - Какие прилагательные вы услышали в этой пословице? - Чем интересна эта пара слов? (Эти прилагательные противоположные по значению) - А как называются прилагательные противоположные по значению? Прилагательные-антонимы - Сформулируйте тему нашего урока. - Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи. | Уч-ся в программе smart соединяют стихотворения с частями речи морфология Вставляют буквы на smart доске Работает 1 ученик у доски. а остальные в тетрадях | 3 мин 1 мин 3 мин
5 мин | ||
III. Открытие новых знаний. 1. Упражнение в подборе прилагательных-антонимов. 2.Физкультминутка 3. Работа по развитию речи. Редактирование 3.Интерактивное задание | Я буду называть прилагательные, а вы будете записывать антонимы в своих тетрадях Отправка файла уч-ся - В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы. - Даны пословицы. Вставьте недостающие слова Отправить файлы преподавателю - Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи? Вспомним стих-е Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или всё наоборот» Какой приём использует поэт для создания комического эффекта? Какие слова использует? Такой приём называется антитеза. Антитеза - прием противопоставления образов, картин. Писатели очень часто используют прилагательные –антонимы в своих произведениях. Прочитайте текст. Обратите внимание на прилагательные. Какое настроение они передают? - Назовите прилагательные, которые встретились в тексте. - Какую смысловую роль они играют? - Какое настроение создают прилагательные в тексте? А как сделать так, чтобы текст у нас вызвал хорошее настроение? Вам нужно отредактировать текст, используя антонимы. - Какую роль играют прилагательные-антонимы? Какое настроение у вас вызывает этот текст? Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи. Отправить с сылку уч-ся | Учитель работает на smart доске Работают на нетбуках в программе smart и отправляют файл учителю Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли Чтение 1 учеником Для создания комического эффекта, придать тексту выразительность Показ книг Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном Редактируют текст, используя антонимы. уч-ся по ссылке выполняют задание Работают на нетбуках индивидуально | 6 мин 1 мин 5 мин 17 мин | ||
VI. Итог урока. Рефлексия | - Подведём итог урока. Перед вами поляна настроения. Оцените себя | Оценивают себя | 3 мин | ||
VII. Домашнее задание | 1. упр. 2 стр. 48 2. Запишите пословицы, загадки в которых используются прилагательные-антонимы. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).
Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна - учитель начальных классов, 2 категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"
Урок открытия новых знаний. Дети знакомятся с понятием "Прямая речь", учатся оформлять прямую речь на письме....
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Урок по русскому языку " Прилагательные антонимы и синонимы",2 класс
Урок для 2 класса потеме " Прилагательные антонимы и синонимы"...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...