Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Никитина Дарья Алексеевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Предложение и его смысл. Слова в предложении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

Класс: 3

Тема урока: Предложение и его смысл. Слова в предложении.

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с разделом «Синтаксис», повторить понятие «предложение», отработать умение определять границы предложений.

 Задачи:

1.Образовательная: учиться видеть, а также самостоятельно строить предложение;  устанавливать причины, по которым набор слов не означает понятие «предложение»; учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.

2.Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, изучению Синтаксиса.

3.Развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание при работе с предложением.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

Личностные результаты:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные результаты:

- освоение понятия «Синтаксис»;

- освоение правила работы с предложениями в тексте.

Метапредметные:

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- умение оформлять свою мысль в устной речи;

- умение слушать и слышать собеседника.

Регулятивные:

- умение ставить цели урока, определять тему;

- освоение способа решения проблемы поискового характера.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О.Евдикомова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова); проектор,  таблица на доске.

Ход урока

Этапы урока

Время на каждый этап

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределе

ние к деятельности. Орг. момент

13.00.-13.02.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

-Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть! Посмотрите, все ли вы готовы к уроку. Садитесь, пожалуйста. Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного.

Подготовка к работе. Приветствие учителя.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

13.03.-13.07.

-Запишем число, классная работа. Пишем внимательно, спинки ровные, головки сильно не наклоняем.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Перед вами незаконченная таблица. Давайте вместе прочитаем, что в ней есть (колонки: раздел языка; что изучается -  звуки, значение слова, части слова, предложение).

-Ребята, для того, чтобы заполнить эти колонки, давайте вспомним, какие разделы языка мы изучили во 2 классе.

Итак, в первом разделе мы изучали звуки. Тяжело сразу вспомнить. На доске вам дается подсказка – здесь в хаотичном порядке расположены названия этих разделов. Хорошенько подумаем: звуки это наш фон, то, что мы слышим. Как мы называем раздел, где живут звуки? (Фонетика)

-Умнички! Следующий раздел это тот, который мы сейчас с вами повторяем. Из чего состоит слово? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова). Верно, ребята. В каком же разделе живут части слова? (Словообразование)

-Третий  раздел, уже нам известный, изучает значение слова. Вспомните, в прошлом году мы определяли смысл слова, работали со словарем. Как называется этот раздел? (Лексика)

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Учащиеся вместе  помощью учителя и таблицы вспоминают о пройденных во 2 классе разделах русского языка. Совместно с учителем заполняют таблицу.

Коммуникативные

Познавательные

3. Постановка учебной задачи.

13.08.-13.10.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

-Ребята, посмотрите, у нас остался один раздел  - «Синтаксис». Почему мы его никуда не определили? (Не изучали).

-Как вы думаете, о чем же сегодня мы с вами будем говорить? (О синтаксисе).

-Именно так! Вы молодцы. Мы с вами познакомимся с новым  очень интересным и важным разделом русского языка. Посмотрите на проектную доску: перед нами Синтаксис, который изучает словосочетания, предложения, их виды, значение, то, как ведут себя слова в предложении, как с помощью предложений строится текст.

-Сейчас посмотрим, что мы узнаем, изучив Синтаксис:

-как строится словосочетание и предложение;

-о главных и второстепенных членах предложения;

-какие члены предложения называются однородными.

-Мы научимся следующему:

-находить подлежащее и сказуемое;

-находить обстоятельство, дополнение и определение;

-ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

-Итак, ребята, значит, что мы поместим в нашу таблицу для раздела «Синтаксис»?  Что изучает этот раздел?

-Верно, это словосочетания и предложения.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

4. Построение проекта выхода из затруднения

13.11.-13.16.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Ребята, скажите, что такое словосочетание?

-Верно, это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

-А сейчас посмотрим на проекторную доску и прочтем три определения предложения, выбрав нужное.

(Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

-Почему же вы не выбрали первые два определения? (Недостаточное определение предложения).

-Молодцы! Сейчас давайте прочитаем следующие выражения и подумаем, есть ли смысл в том, что написано зеленым цветом.

(Нет, т.к. нет законченной мысли и расстановки слов в порядке, а это и определяет смысл предложения.)

Учащиеся вспоминают, что такое словосочетание и предложение. Высказывают свое мнение.

Работают со смыслом предложений.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

5. Первичное закрепление.

13.16.-13.20.

Устанавливает осознанность ситуации

-Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, упражнение 2.

Прочитаем задание, которое нам дается. Вместе обсудим.

-Ребята, напомните, пожалуйста, с каким разделом мы сегодня познакомились? Что он изучает?

-Молодцы!

Выполнение упражнения на выявление смысла в предложениях.

Обсуждение совместно с учителем и классом в целом. Учащиеся вставляют слова: солнце, лесу, неба, голоса.

Повторяют, о чем сегодня  идет речь на уроке.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

6. Смена вида деятельности

13.20.-13.22.

Организует физ. минутку

«Колпак»

Выполняют физминутку

Регулятивные

Коммуникативные

7. Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону.

13.23.-13.30.

Организует деятельность по применению новых знаний.

-Ребята, давайте напомним, какие слова мы решили вставить? Сейчас самостоятельно  спишите с нужными словами этот текст. Будьте внимательны. Сидите ровно, чтобы быть здоровыми и красивыми.

-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность написания друг друга и поставьте карандашом оценку. На доске я написала для вас критерии оценивания. Оцените соседа правильно.

Обменяйтесь обратно тетрадями.

Самостоятельная работа. Но прежде еще раз проговариваем слова, которые нужно вставить. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные

8. Рефлексия деятельности

(итог)

13.32.-13.34.

Организует рефлексию.

-Ребятки, что нового вы сегодня узнали?

-Что изучает раздел Синтаксис?

-Скажите, пожалуйста, что такое предложение? (Ответы детей)

-Вам понравился сегодняшний урок?

Что больше всего понравилось?  

-Сейчас рядом с оценкой вашего соседа поставьте оценку самому себе, но уже за всю работу на уроке.

-Домашним заданием вам будет упражнение 3. Здесь вам нужно поставить слова по порядку, чтобы образовалось предложение, а затем внимательно и аккуратно записать их в тетрадь.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Говорят, что нового они узнали на уроке. Делятся своими впечатлениями. Записывают д/з, слушают объяснение учителя.

Личностные

9.Организация и планирование внеурочной деятельность

13.35.-13.40.

Дает алгоритм выполнения внеурочной деятельности.

Поиграем, ребята.

Творческая игра «Кто больше и интереснее?»

Цель: развивать умение составлять предложения.

Эта игра дает возможность проявить свои творческие способности.

-Вы должны придумать предложения с обязательным включением трех заданных слов, не чень связанных между собой или совсем не связанных по смыслу.

1.Звезда, облако, солнце.

2.Счастье, стихи, танец.

3.Моряк, зеркало, орехи.

4.Дом, полет, знание.

5.Труд, библиотека, лампа.

-Ребята, вы все очень творческие! Молодцы! До свидания!

Составляют план достижения цели внеурочной деятельности.

Играя, составляют предложения, учитывая правила, изученные на уроке.

Регулятивные

Познавательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....