Разработка урока по русскому языку в коррекционном 4 классе по теме «Упражнения в написании безударной гласной в корне».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Старшова Анна Викторовна

Разработка урока по русскому языку в коррекционном классе по теме "Упражнения в написании безударной гласной в корне" 

Цели урока

1. Образовательные:

Ø  формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

Ø формирование умения распознавать орфограммы в тексте.

2. Коррекционно-развивающие:

Ø  развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;

Ø развитие умения находить проверочное слово;

Ø развитие орфографической зоркости;

Ø развитие речи детей.

3. Воспитательные:

Ø воспитание любви к русской поэзии;

Ø воспитание аккуратности у учащихся;

Ø воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

 в коррекционном 4 «В» классе  

в рамках районного семинара учителей начальных классов

Тема: «Упражнения в написании слов с безударной гласной»  

Подготовила: Старшова Анна Викторовна

Учитель начальных классов

2016г.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Упражнения в написании слов с безударной гласной"

Учитель:

Старшова А.В.  учитель начальных классов

Класс:

4 «В»

Предмет:

Русский язык.

Автор:

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова

Тема урока:

 Упражнения в написании слов с безударным гласным звуком в корне.

Тип урока:

Освоение изученного материала

Цель:

формирование учебных действий при написании слов с безударной гласной в корне слова.

Задачи:

1.Образовательные:

  •  совершенствование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

2. Коррекционно-развивающие:

  •  развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;
  • развитие умения находить проверочное слово;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие речи детей.

3. Воспитательные:

  • воспитание аккуратности у учащихся;
  • воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планированные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

  • Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);
  • Презентация к уроку;
  • Учебник  «Русский язык» 4класс;
  • Толковый словарь Ожегова С.И;
  • Сигнальные карточки с гласными звуками (а,о,е,и)
  • Карточки для проведения рефлексии шарики (индикаторы настроения),
  • записные книжки путешественников (тетради)
  • Карта путешествия

Ход урока

№п/п

Этапы

урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный  момент.

Психо-

логический

настрой.

 

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)

«Кто ищет трудность, находит мудрость».

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

        – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?

Дети: УЛЫБКИ!

        - Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

        Пусть этот урок принесет вам радость общения. Покажите смайликом ваше настроение в начале урока.

 

Дети проверяют рабочие места

 

(Ответы детей).

Самооценка готовности к уроку.

 Включение в деятельность на

личностно-значимом

уровне.

2.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к  толковому словарю С.И. Ожегова. (Слайд 5)

«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»

Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник?

Дети: без компаса, без карты, без записной книжки.

– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме. (Слайд 6)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Теперь, запишем число. (Слайд 7)

Двадцать пятое  ноября.

Классная работа.

– Путешествовать  мы будем на корабле «Солнечный», ориентируясь по карте. На пути нам встретится Остров Чистописания, проплыв его  мы доберемся к острову Словарных Слов, переплыв Море мы попадаем в Бухту «Спокойствия»,  остров «Таинственный», остров Безударных Гласных к долине «Безударные гласные», залив «Отдыха» и  мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска.

Чистописание.

 - Итак, начнём свой путь с Дороги  Чистописания.

На доске записаны буквы.            

А, Е, О, И.

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях  и составим узор из букв и соединений. 

- Прежде чем начать писать, вспомним  Пишу красиво, чисто, аккуратно,  грамотно.

        А теперь внимательно пишем – аеои

Аи ое ие иа оа ои

Аа ее ии оо

6.Словарная работа   

1) - Вот мы доплыли к Морю Словарных Слов.

 - Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.  Дети записывают в записных книжках слова:  воробей, сорока, лисица, заяц, ястреб, лягушка.

- На какие 2 группы мы можем разделить эти слова? Какое слово лишнее?

- Ребята, все эти животные живут у нас в Калмыкии. В степях Калмыкии живут разнообразные животные.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз.

Ответы детей

- Безударные гласные.

 -Гласные, на которые не падает ударение.

  - Безударные гласные.

- А, О, И, Е, Я

                                         

Учащиеся по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, объясняя их написание.

-

Подготовка к определению темы урока.

 

 

 

 Проблемная ситуация.

Повторение написания словарных слов.

 

 

 

 

3

Физминутка

Физминутка для глаз

Электронная физминутка

Выполняют физкультминутку с показом упражнений.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

4

Определение темы и цели урока.

 

- Я расскажу  историю, она произошла с  друзьями – Димой и Колей. Послушайте её. (Слайд 13)

«Дима написал своему другу Коле записку

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось? (Слайд 14)

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

(Слайд 15)

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16)

Правописание безударной гласной в корне слова.

- Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова

- Я вам предлагаю  ответить на вопросы: (Слайд 17)

 

                                             

Составление алгоритма

- Прочитать слово

- Поставить ударение

- Выделить корень

- Определить безударную гласную

- Подобрать проверочное слово.

Дети формулируют задачи урока.

В корне слова.

  Корень – это общая часть родственных слов.

- Ударением.

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

 Слово, которое надо проверить –проверяемое, а слово которое подобрано для проверки проверочное.               - Нет.

Определение темы.

 

 

 

 

 

Создают алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.

 Воспитание организованности.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

- Поставьте ударения и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Подчеркнуть одной чертой проверочное слово. (Слайд)

 Работа с безударными гласными.

- Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание.

- Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?

 Дети: Буквы.

- Какие это буквы?

Дети: Гласные.

- Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное  слово называете устно.

К…рмушка (корм),  м…слёнка ( масло),  см…льчак (смелый),  ч…рвивый ( червь),  п…лезный ( польза),  в…здушный ( воздух),   д…чурка ( дочь),  т…шина ( тишь),  с…сновый ( сосны),  д…тишки ( дети)

 

 

 

Открывают тетради  Пишут по образцу в тетрадях.

 

Называют проверочные слова и показывают гласные с помощью веера. Подбирают проверочное слово

  Планируют свою деятельность.

 

 

.

 

 

 

 Создают алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.                                Развитие коммуникативной компетенции

             

6

Физминутка «Снежный ком»

Выполняют физкультминутку с показом упражнений.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

7.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

        - Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. Здесь нас встречает профессор Граммотейкин. Он спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

      -Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным        

Самостоятельная работа. Упражнение   6    стр. 45

- Прочитайте  задание. Что вам необходимо сделать?

 (О, А, И, Е, Я)

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно.

8.

Итог урока

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

 - Я вам предлагаю  ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Учащиеся подводят итог урока.

9

Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный -. Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Выставление оценок

Урок окончен. Спасибо за внимание.                                                                        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во втором классе по теме: « Упражнение в написании безударной гласной в корне» УМК "Школа 2100"

Тип урока: по основной дидактической  цели: урок закрепления изученного материалапо основному способу проведения: сочетание различных форм занятий;по основным этапам учебного процесса: приме...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"

Предмет: Русский язык "Школа России"Класс 2Тема: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"ФГОС...

Разработка проекта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"

ПедагогическиецелиСпособствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласнымив корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударным...

конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Правописание слов с безударной гласной в корне"

Конспект урока с презентацией по русскому языку во 2 классе на тему "Правописание слов с безударной гласной в корне"...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме \'Правописание слов с безударной гласной в корне\'

Данный материал представляет собой  конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне" в соответствии с нормами ФГОС...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Открытый урок по русскому языку  во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слов"

Урок закрепления пройденного материала. Цель: Способствовать закреплению и контролю знаний учащихся по теме "Правописание безударных  гласных в корне "...