Открытый урок"Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_novyy.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 г. Нефтекамска

Урок по русскому языку,

проведенный  17 марта 2015 года в 4 б классе

на тему:

«Глаголы-исключения».

                                                   

                                                     Провела:

учитель начальных классов

                                                                       Хабибуллина Ф.Ф.

2014-2015 учебный год

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1. Деловой настрой.

     - Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

            - Зачем нам нужны знания?

       (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

     - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

2.Эмоциональный настрой.

  • Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
  • Откройте глаза, посмотрите друг на друга, возьмитесь, пожалуйста, за руки, передайте друг другу заряд позитивной энергии и  улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
  • Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

-Ребята, мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха  на уроке, плодотворной и эффективной работы. Ребята, каким вы  представляете урок?

 3. Планирование своей деятельности.

План на доске:

-Повторить.

-Изучать.

-Узнать.

-Проверить.

- Что мы с вами делали?

-Планировали свою деятельность.

II. Минутка чистописания.

Каллиграфическая минутка.

Сегодняшний урок мы начинаем с пословицы.:                                                                                      «Помогаешь другим  –  учишься сам».

− Как вы понимаете эти слова?

− Спасибо, ребята, я с вами согласна.

Разминка для пальцев.

– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.

- Какая орфограмма пропущена?

- Запишите ешь, ишь.

Перепишите пословицу. Подчеркните орфограммы.                                                                   Разберите по членам предложения.

III.Актуализация знаний.                                                                                                                                                                  1. Повторение знаний о глаголе, как части речи                                                                              Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)

- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?                                                                                                     − Как вы думаете, ребята, трудная тема?

− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)

  • Что такое глагол?
  • Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прош. вр.) Примеры.
  • Что называется спряжением глагола?
  • Как определить спряжение глагола? 

 1)по ударному окончанию,

 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.),

 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа. Окончания -ут- ют- первое спряжение, а  -ат-ят- второе спряжение.

  • От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения).-Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.

 IV. Постановка проблемы.

  1.Беседа.

- Ребята, как называют людей, обладающих сверхъестественными способностями?

( Уникум – уникальный, необыкновенный, исключительный в чем-то человек.)

- Перейдем от общественных понятий к предметам. Какое общее свойство имеют все металлы? ( Они твердые.)

- А нет ли такого металла, который находится в жидком состоянии? ( Ртуть.)

- А в математике: на все числа можно делить. А на 0?

- Оказывается, какую бы область познания мы не взяли, везде есть примеры, где не все подчиняется принятым законам.

-Почему я привела примеры, потом  попозже я вам скажу.
2.- Проведем наблюдения над особой группой глаголов. 
1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. 
2) Брить, стелить. 
• Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ТЬ 
• Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?

 • Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол. Из 1-й и 2-й группы.  (Работа по парам) Например:

          Смотреть                  Слышать                                      Стелить                                                            

       Ед.ч.? Мн.ч.?               Ед.ч.? Мн.ч.?                       Ед.ч.? Мн.ч.?                                                            

1-е л. Смотрю Смотрим    Слышу Слышим               Стелю Стелем

2-е л.  Смотришь Смотрите    Слышишь Слышите  Стелешь Стелете                  

3-е л.  Смотрит Смотрят   Слышит Слышат           Стелет Стелют

Выделите личные окончания. О чем они говорят? 
- Какого спряжения глагол смотреть? слышать?
- А глагол стелить?

 V.Определение темы, цели, задачи урока.

-Что  заметили необычного? (Они не подчиняются правилу, закону)

-Как их можно назвать?

-Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ.

 (Дети сами формулируют, тему и цели урока.)

VI.Открытие нового знания.

1-Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму?

Нужно ли его дополнить? Ответы детей.

 Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.

2 глагола спрягаются как глаголы 1спр. имеют личные окончания 1 спр. Значит, их можно отнести к 1 спр.

Слово учителя.

--Недавно я приводила примеры. Ребята, и в русском языке у правил бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения.. Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.

2.Сравнение выводов с правилом учебника: стр. 86,87                                           Эти глаголы нужно запомнить.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая:
брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

VII Закрепление изученного материала.

       1. Игра.Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.

  • Втягивать и выпускать воздух – дышать.
  • Причинить огорчение -  обидеть.
  • Воспринимать окружающее с помощью зрения –видеть.
  • Различать, воспринимать звуки -слышать.
  • Приводить в круговое движение –вертеть.
  • Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть.

2. Упр262

- Найдите глаголы с безударным личным окончанием, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, определите спряжение.                                                            3.Развитие речи. Работа по репродукциям картин русских  художников о марте.

- Ребята, за окном – весна. Это прекрасное время года вдохновляло многих художников. Они создали замечательные картины о первом весеннем месяце. Давайте познакомимся с ними.

  1. Рассматривание репродукций.

- Ребята, а как бы вы назвали эти картины?

2. Работа в группах.

- Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Обговорим важное условие нашей успешной работы: посоветуйте, какие правила работы необходимо выполнять в группе, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Ответы детей.

     Правила работы в группе: 

  • уважать мнение товарищей;
  • слушать и слышать друг друга;
  • не обижать и не обижаться;
  • быть внимательным;
  • участвовать всем.                                                                                                     - Ребята, выберите, пожалуйста, одного человека, который будет представлять результаты работы в группе.-  Каждой группе будет предложена одна репродукция. Вы внимательно изучите её и выполните следующие задания:                - составьте предложения по предложенной репродукции с использованием глаголов-исключений;                                                             - обозначьте спряжение глаголов.

3.Прослушивание ответов детей. Выступления представителей групп.

4. Работа по карточке.  Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.

5. Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

6.Грамматическая сказка. Послушайте сказку  а вы подумайте, как она связана с темой нашего урока.                                                                                                                                    Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя.

Но у этой сказки есть продолжение

    Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

      Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

- Так как же эта сказка связана с темой нашего урока?

-Так и появились глаголы – исключения.

VIII. Подведение итогов

    1. Рефлексия:

         - Понравилось ли тебе на уроке?

         - Трудно ли тебе было работать?

         -Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности?

 -Вернемся к пословице

«Помогаешь другим  –  учишься сам».

       - Узнал ли ты что-то новое?

        - Почему эти глаголы называются исключениями?

-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить  свою работу на уроке:

СМС

На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.

   Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.        

Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.

Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.

Ответы детей.

   2. Домашнее задание:

           1.Правило с.86-87прочитать, выучить слова-исключения.

2. №263 – по3 уровням сложности

   1-й – спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму

   2-й – выпиши  глаголы, определи спряжение глаголов

   3-й – выполни задание под упражнением, ответь на вопросы.

– Уровень сложности выбирайте по своим возможностям. Это упражнение подготовит вас к теме следующего урока.

3.Вам будет придумать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы-исключения. Например, я, чтобы запомнить глагол смотреть, нарисую глаз; дышать - нос и так далее.  

4.Дополнительное задание для умников и умниц.
- Почему глаголы
терпеть, вертеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?.

3. Выставление оценки, отметки.

- В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.

Глаголы в неопределенной форме на – ить

(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Глаголы-исключения"

Конспект урока по ФГОС НОО, построенный по проблемно-диалоговой технологии с использованием презентации....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Глаголы-исключения"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"...

конспект урока "Глаголы -исключения"

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

Открытый урок. Глаголы-исключения

Разработан для учителей начальных классов работающих с 4-м классом...