Открытый урок"Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 г. Нефтекамска
Урок по русскому языку,
проведенный 17 марта 2015 года в 4 б классе
на тему:
«Глаголы-исключения».
Провела:
учитель начальных классов
Хабибуллина Ф.Ф.
2014-2015 учебный год
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
1. Деловой настрой.
- Для чего мы приходим на урок?
(Чтобы получать знания.)
- Зачем нам нужны знания?
(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)
- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?
(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)
2.Эмоциональный настрой.
- Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга, возьмитесь, пожалуйста, за руки, передайте друг другу заряд позитивной энергии и улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
- Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.
-Ребята, мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы. Ребята, каким вы представляете урок?
3. Планирование своей деятельности.
План на доске:
-Повторить.
-Изучать.
-Узнать.
-Проверить.
- Что мы с вами делали?
-Планировали свою деятельность.
II. Минутка чистописания.
Каллиграфическая минутка.
Сегодняшний урок мы начинаем с пословицы.: «Помогаешь другим – учишься сам».
− Как вы понимаете эти слова?
− Спасибо, ребята, я с вами согласна.
Разминка для пальцев.
– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.
- Какая орфограмма пропущена?
- Запишите ешь, ишь.
Перепишите пословицу. Подчеркните орфограммы. Разберите по членам предложения.
III.Актуализация знаний. 1. Повторение знаний о глаголе, как части речи Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)
- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? − Как вы думаете, ребята, трудная тема?
− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прош. вр.) Примеры.
- Что называется спряжением глагола?
- Как определить спряжение глагола?
1)по ударному окончанию,
2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.),
3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа. Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение.
- От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения).-Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.
IV. Постановка проблемы.
1.Беседа.
- Ребята, как называют людей, обладающих сверхъестественными способностями?
( Уникум – уникальный, необыкновенный, исключительный в чем-то человек.)
- Перейдем от общественных понятий к предметам. Какое общее свойство имеют все металлы? ( Они твердые.)
- А нет ли такого металла, который находится в жидком состоянии? ( Ртуть.)
- А в математике: на все числа можно делить. А на 0?
- Оказывается, какую бы область познания мы не взяли, везде есть примеры, где не все подчиняется принятым законам.
-Почему я привела примеры, потом попозже я вам скажу.
2.- Проведем наблюдения над особой группой глаголов.
1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
2) Брить, стелить.
• Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ТЬ
• Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?
• Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол. Из 1-й и 2-й группы. (Работа по парам) Например:
Смотреть Слышать Стелить
Ед.ч.? Мн.ч.? Ед.ч.? Мн.ч.? Ед.ч.? Мн.ч.?
1-е л. Смотрю Смотрим Слышу Слышим Стелю Стелем
2-е л. Смотришь Смотрите Слышишь Слышите Стелешь Стелете
3-е л. Смотрит Смотрят Слышит Слышат Стелет Стелют
Выделите личные окончания. О чем они говорят?
- Какого спряжения глагол смотреть? слышать?
- А глагол стелить?
V.Определение темы, цели, задачи урока.
-Что заметили необычного? (Они не подчиняются правилу, закону)
-Как их можно назвать?
-Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ.
(Дети сами формулируют, тему и цели урока.)
VI.Открытие нового знания.
1-Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму?
Нужно ли его дополнить? Ответы детей.
Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.
2 глагола спрягаются как глаголы 1спр. имеют личные окончания 1 спр. Значит, их можно отнести к 1 спр.
Слово учителя.
--Недавно я приводила примеры. Ребята, и в русском языке у правил бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения.. Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.
2.Сравнение выводов с правилом учебника: стр. 86,87 Эти глаголы нужно запомнить.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!
VII Закрепление изученного материала.
1. Игра.Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.
- Втягивать и выпускать воздух – дышать.
- Причинить огорчение - обидеть.
- Воспринимать окружающее с помощью зрения –видеть.
- Различать, воспринимать звуки -слышать.
- Приводить в круговое движение –вертеть.
- Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть.
2. Упр262
- Найдите глаголы с безударным личным окончанием, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, определите спряжение. 3.Развитие речи. Работа по репродукциям картин русских художников о марте.
- Ребята, за окном – весна. Это прекрасное время года вдохновляло многих художников. Они создали замечательные картины о первом весеннем месяце. Давайте познакомимся с ними.
- Рассматривание репродукций.
- Ребята, а как бы вы назвали эти картины?
2. Работа в группах.
- Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Обговорим важное условие нашей успешной работы: посоветуйте, какие правила работы необходимо выполнять в группе, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Ответы детей.
Правила работы в группе:
- уважать мнение товарищей;
- слушать и слышать друг друга;
- не обижать и не обижаться;
- быть внимательным;
- участвовать всем. - Ребята, выберите, пожалуйста, одного человека, который будет представлять результаты работы в группе.- Каждой группе будет предложена одна репродукция. Вы внимательно изучите её и выполните следующие задания: - составьте предложения по предложенной репродукции с использованием глаголов-исключений; - обозначьте спряжение глаголов.
3.Прослушивание ответов детей. Выступления представителей групп.
4. Работа по карточке. Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.
Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно ______________ ,
Всё плохое _______________ .
Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.
Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,
Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.
5. Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.
6.Грамматическая сказка. Послушайте сказку а вы подумайте, как она связана с темой нашего урока. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.
Вступление учителя.
Но у этой сказки есть продолжение
Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.
Я, царь Глагол , повелеваю:
жителей своего царства –
глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,
а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.
- Так как же эта сказка связана с темой нашего урока?
-Так и появились глаголы – исключения.
VIII. Подведение итогов
1. Рефлексия:
- Понравилось ли тебе на уроке?
- Трудно ли тебе было работать?
-Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности?
-Вернемся к пословице
«Помогаешь другим – учишься сам».
- Узнал ли ты что-то новое?
- Почему эти глаголы называются исключениями?
-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке:
СМС
На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.
Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.
Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.
Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.
Ответы детей.
2. Домашнее задание:
1.Правило с.86-87прочитать, выучить слова-исключения.
2. №263 – по3 уровням сложности
1-й – спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму
2-й – выпиши глаголы, определи спряжение глаголов
3-й – выполни задание под упражнением, ответь на вопросы.
– Уровень сложности выбирайте по своим возможностям. Это упражнение подготовит вас к теме следующего урока.
3.Вам будет придумать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы-исключения. Например, я, чтобы запомнить глагол смотреть, нарисую глаз; дышать - нос и так далее.
4.Дополнительное задание для умников и умниц.
- Почему глаголы терпеть, вертеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?.
3. Выставление оценки, отметки.
- В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.
Глаголы в неопределенной форме на – ить
(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Глаголы-исключения"
Конспект урока по ФГОС НОО, построенный по проблемно-диалоговой технологии с использованием презентации....
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Глаголы-исключения"
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"...
конспект урока "Глаголы -исключения"
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...
Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...
Открытый урок. Глаголы-исключения
Разработан для учителей начальных классов работающих с 4-м классом...