Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»
городского округа Рошаль Московской области
Урок русского языка
в 4 классе
Правописание
безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения
Учитель начальных классов:
Головина Е.Н.
2017 – 2018
учебный
"Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Цель:
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола.
Задачи:
1. Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
2. Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
3. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
4. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
Оборудование: карточки, фишки, таблица глаголов, алгоритмы, памятки.
Формы работы: в парах, группах, диалог с учителем.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Сегодня у нас урок необычный к нам пришли гости. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям.
- И пусть хорошее настроение сохранится на весь урок.
Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. Вхождение в тему. Полётный опрос. Создаю ситуацию успеха.
(5 человек работают по карточкам, остальные со мной)
а) Какая часть речи называется глаголом?
(Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать?)
б) Как изменяются глаголы?
(В прошедшем времени – по числам, в ед. ч. – по родам.
В настоящем и будущем времени. глаголы изменяются по лицам и числам)
в) Как называется изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени? (Спряжение)
г) Сколько спряжений в русском языке? (2 спряжения)
д) Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
(Существуют два способа определения спряжения:
1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если окончания –ут –ют первое спряжение, а если – ат –ят второе спряжение.
2. Ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы на –ить являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся – первого спряжения.)
е) Приведите примеры глаголов 1 спряжения, 2 спряжения
Учитель: Приятно, что вы показали такие хорошие знания и сейчас вы без труда определите спряжение глаголов.
II. Актуализация новых знаний
Практическая работа. (на доске записаны глаголы)
Используется приём: “Передай мел другому”
Изуча_шь, приход_м, люб_шь, танцу_т, спор_шь, чита_т, принос_м, дар_шь, размышля_шь, бре_шь.
Постановка проблемного вопроса.
- Что-то не так? Может попробуем выписать глагол бреешь и вы порассуждаете.
(сам – но, 1. чел. у доски)
- Что у вас получилось? бре_шь (н. ф. брить – 2 спр. 3л. мн. ч. бреют – 1 спр.)
- В чём вы увидели противоречие? (Написание этого глагола не поддаётся правилам)
- А может это одно слово в русском языке и проблемы нет?
Поиск решения. Работа в группах.
- Давайте проведём исследование и попробуем ответить на этот вопрос, разделитесь на три группы по желанию. Каждая группа получает задание)
1 группа 2 группа 3 группа
смотреть зависеть дышать
слышать ненавидеть терпеть
видеть вертеть обидеть
стелить держать гнать
- Какой вывод вы можете сделать, слово предоставляется 1 гр., а у 2 гр., 3 гр.
1. Заметили, что все глаголы стоят в н. ф. посмотрели по глагольному суффиксу……….
2. поставили глаголы в 3-ем л. мн. ч. у нас опять противоречие, значит есть ещё глаголы, которые не подчиняются правилу)
- Прочитайте ещё раз эти глаголы. Сколько их в русском языке? Как можно назвать эти глаголы?
(Это глаголы- исключения, которые нельзя проверить, их нужно запомнить)
- Какова тема нашего урока?
(Глаголы – исключения) (на доску)
III. Физкультурная минутка.
- Если я назову глаголы 1 спр. – приседают мальчики, 2 спр. – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
Выражение решения.
- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник.
- Прочитайте правило. (сам – но)
- Какое открытие вы для себя сделали? (1спр…………. . , 2спр…….)
Теперь можете сказать к какому спр. относится гл. бреешь?
Орфограмму глаголов – исключений обоначаем так бреешь (брить – 1, искл.)
Работа в парах.
- Посмотрите на алгоритм, считаете ли вы его законченным? (См. приложение № 2 - если нет, что нужно добавить)
- Когда будете пользоваться этим алгоритмом?
Закрепление полученных знаний.
а) Учебник стр. 153. (выпишите 4 гл.) Проверка.
б) (Глаголы - исключения развешаны по классу + гл. 1 и 2 спр.)
(Сам – но запишите глаголы в столбик 1спр. , 2 спр.)
Смотреть, слышать, слушать, видеть, стелить, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать, брить.
- Кому нужна помощь возьмите памятки. (См. приложение № 3)
- Какие глаголы относятся к 1 спр. ?
- Какие ко 2 спр. ?
- Ловушка – глагол слушать 2 спр. т. к. слышать – 2 спр. , искл.
(Отличаются лексическим значением слов – см. толковый словарь.)
VI. Итог урока. (рефлексия)
- Какова была тема урока? А проблема?
- Чьи рассуждения вам помогли сегодня на уроке?
- Кто считает, что работал на уроке хорошо, искупайте себя в аплодисментах.
- Мне очень приятно было учить таких умных детей. Спасибо.
V. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- закрепление русского языка по теме: "Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения"
Цели урока:· закрепить знания о неопределенной форме глагола;· упражнять в написании безударных личных о...
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Дата:16.04.20...
Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).
Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...
План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»
Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...