Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Головина Елена Николаевна

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

городского округа Рошаль Московской области

Урок русского языка

в 4 классе

Правописание  

безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения

 

                                                                   Учитель начальных классов:

Головина Е.Н.

2017 – 2018

учебный

 "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"   

Цель:

       Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола.

 

Задачи:

1. Организовать пространство поиска, диалога, творчества.

2. Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

3. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

4. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Оборудование: карточки, фишки, таблица глаголов, алгоритмы, памятки.

Формы работы: в парах, группах, диалог с учителем.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Сегодня у нас урок необычный к нам пришли гости. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям.

- И пусть хорошее настроение сохранится на весь урок.

Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1. Вхождение в тему. Полётный опрос. Создаю ситуацию успеха.

(5 человек работают по карточкам, остальные со мной)

а) Какая часть речи называется глаголом?  

(Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать?)

б) Как изменяются глаголы?  

(В прошедшем времени – по числам, в ед. ч. – по родам.

В настоящем и будущем времени. глаголы изменяются по лицам и числам)

в) Как называется изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени? (Спряжение)

г) Сколько спряжений в русском языке? (2 спряжения)

д) Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?  

(Существуют два способа определения спряжения:

1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если окончания –ут –ют первое спряжение, а если – ат –ят второе спряжение.

2. Ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы на –ить являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся – первого спряжения.)

е) Приведите примеры глаголов 1 спряжения, 2 спряжения

  Учитель: Приятно, что вы показали такие хорошие знания и сейчас вы без труда определите спряжение глаголов.

II. Актуализация новых знаний

Практическая работа.  (на доске записаны глаголы)  

Используется приём: “Передай мел другому”

Изуча_шь, приход_м, люб_шь, танцу_т, спор_шь, чита_т, принос_м, дар_шь, размышля_шь, бре_шь.

Постановка проблемного вопроса.

- Что-то не так? Может попробуем выписать глагол бреешь и вы порассуждаете.

(сам – но, 1. чел. у доски)

- Что у вас получилось?      бре_шь (н. ф. брить – 2 спр.      3л. мн. ч. бреют – 1 спр.)

- В чём вы увидели противоречие? (Написание этого глагола не поддаётся правилам)

- А может это одно слово в русском языке и проблемы нет?

Поиск решения. Работа в группах.

- Давайте проведём исследование и попробуем ответить на этот вопрос, разделитесь на три группы по желанию. Каждая группа получает задание)      

1 группа           2 группа            3 группа

смотреть        зависеть             дышать

слышать        ненавидеть        терпеть

видеть            вертеть              обидеть

стелить          держать              гнать

- Какой вывод вы можете сделать, слово предоставляется 1 гр., а у 2 гр., 3 гр.

1. Заметили, что все глаголы стоят в н. ф. посмотрели по глагольному суффиксу……….

2. поставили глаголы в 3-ем л. мн. ч. у нас опять противоречие, значит есть ещё глаголы, которые не подчиняются правилу)

- Прочитайте ещё раз эти глаголы. Сколько их в русском языке? Как можно назвать эти глаголы?

(Это глаголы- исключения, которые нельзя проверить, их нужно запомнить)

- Какова тема нашего урока?    

(Глаголы – исключения) (на доску)

 

III. Физкультурная минутка.

- Если я назову глаголы 1 спр. – приседают мальчики, 2 спр. – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

Выражение решения.    

- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник.

- Прочитайте правило. (сам – но)

- Какое открытие вы для себя сделали?   (1спр…………. . , 2спр…….)

Теперь можете сказать к какому спр. относится гл. бреешь?

Орфограмму глаголов – исключений обоначаем так бреешь (брить – 1, искл.)

Работа в парах.

- Посмотрите на алгоритм, считаете ли вы его законченным? (См. приложение № 2 - если нет, что нужно добавить)

- Когда будете пользоваться этим алгоритмом?

Закрепление полученных знаний.

а) Учебник стр. 153. (выпишите 4 гл.) Проверка.

б) (Глаголы - исключения развешаны по классу + гл. 1 и 2 спр.)

(Сам – но запишите глаголы в столбик 1спр. , 2 спр.)

Смотреть, слышать, слушать, видеть, стелить, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать, брить.

- Кому нужна помощь возьмите памятки. (См. приложение № 3)

- Какие глаголы относятся к 1 спр. ?

- Какие ко 2 спр. ?

- Ловушка – глагол слушать 2 спр. т. к. слышать – 2 спр. , искл.

(Отличаются лексическим значением слов – см. толковый словарь.)

VI. Итог урока. (рефлексия)

- Какова была тема урока? А проблема?

- Чьи рассуждения вам помогли сегодня на уроке?

- Кто считает, что работал на уроке хорошо, искупайте себя в аплодисментах.

- Мне очень приятно было учить таких умных детей. Спасибо.

V. Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- закрепление русского языка по теме: "Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения"

Цели урока:·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;·         упражнять в написании безударных личных о...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...

План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...