Открытый урок. Глаголы-исключения
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Бадмацыренова Баирма Дугаржаповна

Разработан для учителей начальных классов работающих с 4-м классом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Вводно-мотивационный

(мотивация к учебной деятельности)
Цель: 
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

II. Актуализация

знаний.

Цель: актуализировать знания по теме глагол

III. Постановка

проблемы.

Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы.

Физ. минутка

Цель: отдых

IV. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

V. Рефлексивно-оценочный.

 Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Здравствуйте, дети!

- Ребята, сегодня  у нас  присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.  Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха  на уроке  ,плодотворной и эффективной работы.

- Начинаем  урок русского языка. Открыли тетради, подписываем сегодняшнее число. Посмотрите на слайд и выберите один из смайликов. Нарисуйте.(Слайд 1)

- Итак, посмотрите на доску, прочитайте стихотворение  и скажите одним словом.  Кто о себе так заявляет? (Слайд 2)

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

- Сегодня мы продолжаем говорить о глаголе. Что мы знаем о глаголе?

- К I спряжению относятся какие глаголы?

- Глаголы на -ать, -ять, -оть, -уть,- ыть, -еть.

- Ко II спряжению на -ить. (Слайд 4)

I спряжение

(неопределенная форма)

II спряжение

(неопределенная форма)

-ать

-ять

-оть

-уть

-ыть

-еть

-ить

- Надо на доске проспрягать глаголы I спряжения: пугать, колоть, гнуть, иметь. К доске идут ....

- Остальные работают  в тетрадях.9 (Слайд 5)

         Ед.ч.       Мн.ч.

1 л. пугаю      пугаем

2 л  пугаешь  пугаете

3л. пугает      пугают

         Ед.ч.       Мн.ч.

1 л. колю       колем

2 л  колешь   колете

3л. колет       колят

        Ед.ч.       Мн.ч.

1 л. гну          гнем

2 л  гнешь     гнете

3л.  гнет        гнут

        Ед.ч.       Мн.ч.

1 л. имею       имеем

2 л  имеешь   имеете

3л. имеет       имеют

- Теперь проспрягаем глагол II спряжения кормить. На доске идет работать ....

        Ед.ч.       Мн.ч.

1 л. кормлю       кормим

2 л  кормишь     кормите

3л.  кормит        кормят

- Глаголы II спряжения  имеют такие окончания по лицам (учитель показывает на доске окончания глаголов).

- Теперь проспрягайте в тетрадях такие глаголы и будьте внимательны при нахождении окончании глаголов: дышать, вертеть, брить.  На доске идут работать 3 ученика.      

        Ед.ч.            Мн.ч.

1 л.  дышу           дышим

2 л.  дышишь      дышите

3л.   дышит         дышат

        Ед.ч.            Мн.ч.

1 л. верчу           вертим

2 л. вертишь      вертите

3л.  вертит         вертят  

     

        Ед.ч.            Мн.ч.

1 л.  брею          бреем

2 л.  бреешь       бреете

3л.   бреет          бреют

- Какой сделаем вывод? Мы всегда говорим, что надо определять спряжение глагола обязательно проспрягав по лицам и числам.

- Смотрите глагол дышать имеет окончания какого спряжения?

- II

- Значит, это глагол какого спряжения?

- II

- А мы что с вами говорили о глаголах на - ать и они относятся к I спр.

- А у нас глагол дышать относятся ко II спр., значит, что это за глагол?

- Значит это глагол-исключение. Запишите тему нашего урока "Глаголы-исключения". (Слайд 6)

- Посмотрите на слайд и прочтите стихотворение.

(Слайд 7).

 Ко II-му  же спряжению

Отнесем мы без сомненья,

Все глаголы что на -ить,

Кроме брить, стелить.

И еще смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть

и зависеть, и терпеть.

- Есть такое стихотворение, которым пользуются все старшеклассники для запоминания глаголов-исключений. 

Задание. Из данного стихотворения выберите сколько глаголов-исключений относятся к I спряжению и сколько глаголов-исключений - ко II cпряжению.

(Слайд 8)

I спряжение

II спряжение

-ать

-ять

-оть

-уть

-ыть

-еть

брить, стелить

-ить

4 на -ать

слышать, гнать,  дышать, держать

7 на -еть

смотреть, обидеть,

видеть, ненавидеть,

вертеть, зависеть, терпеть.

(Глаголы исключения II спряжения)

Глаголы видеть (руки в стороны)

Ненавидеть (руки отталкиваем от груди)

Гнать (бег на месте)

Держать (руки на пояс)

Дышать (подтягивание)

Обидеть (повороты туловища вправо, влево)

Смотреть (ладони к бровям)

Слышать (руки к ушам)

И вертеть (повороты головы вправо, влево)

Да зависеть (взялись за руки в пару)

И терпеть (руки к щекам, наклоны туловища вправо, влево)

Днём и ночью все они пишутся через «и».

Групповая работа.

- Теперь мы знаем, что существует глаголы-исключения. Как же их запомнить?

- Намсарай, еще раз прочитай нам стихотворение.

- Работаем по группам.

На месте пропуска напишите подходяший по смыслу глагол-исключение.

Задание 1. (раздать карточки с заданиями) (Слайд 9)

Чтобы курицу соседки

Чисто, наголо .....(брить)

Надо бы на табуретке,

Две салфетки ......(стелить)

Задание 2.

Дареному коню в зубы (не) смотрят.

Рыбак рыбака ....... издалека. (видит)

....... звон, да (не) знаешь, где он. (слышишь)

За двумя зайцами ......, ни одного не поймаешь. (погонишься)

- Проверьте с доски. (Слайд 10)

 

Работа по учебнику.

- Открыли учебники, нашли упр. 156. Читайте задание. Работаем устно.

Разноуровневое домашнее задание. (Слайд 11)

-Напишите дом. задание по выбору:

1. Упр. 154

2. Найти 5 пословиц с глаголами-исключениями.

3. Выучить наизусть стихотворение всем.

Итог.

- Итак, что мы сегодня  узнали нового? 

- Какие глаголы-исключения относятся к 1спряжению? Ко 2 спряжению?  
- Как надо действовать, чтобы определить спряжение глагола? 

- Оцените, своё настроение, нарисуйте смайлики.(Слайд 12).

Рисуют в тетрадях смайлики.

Глагол

Слайд 3

Глагол - это часть речи,

-обозначает действие,

-отвечает на вопросы что делать? и что сделать,

-в предложении чаще бывает сказуемым,

- не с глаголами пишется отдельно,

-изменяется по временам и числам, а прошедшем времени в ед. ч. по родам,

- имеет I и II спряжение и

спряжение  определяют по неопр.форме глагола

4 ученика работают на доске, остальные в тетрадях.

Это другой глагол, не подходит, правило не действует и т. д.

Выучить стихотворение наизусть.

Читают по цепочке

Записывают дом. задание по выбору



Предварительный просмотр:

Ко II-му  же спряжению

Отнесем мы без сомненья,

Все глаголы что на -ить,

Кроме брить, стелить.

И еще смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть

и зависеть, и терпеть.

Ко II-му  же спряжению

Отнесем мы без сомненья,

Все глаголы что на -ить,

Кроме брить, стелить.

И еще смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть

и зависеть, и терпеть.

Ко II-му  же спряжению

Отнесем мы без сомненья,

Все глаголы что на -ить,

Кроме брить, стелить.

И еще смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть

и зависеть, и терпеть.

Ко II-му  же спряжению

Отнесем мы без сомненья,

Все глаголы что на -ить,

Кроме брить, стелить.

И еще смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть

и зависеть, и терпеть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – Всё в действие придёт – летит ракета, Люди строят здания, цветут сады, И хлеб в полях растёт.

Слайд 3

, Глагол – это самостоятельная часть речи; -обозначает действие; -отвечает на вопросы что делать? и что сделать; -в предложении чаще бывает сказуемым; не с глаголами пишется отдельно; -изменяется по временам и числам, а прошедшем времени в ед. ч. по родам; - имеет I и II спряжение и спряжение определяют по неопр.форме глагола.

Слайд 4

I спряжение (неопределенная форма) II спряжение (неопределенная форма) - ать -ять - оть - уть - ыть - еть - ить

Слайд 5

Проспрягайте глаголы I спряжения: пугать, колоть , гнуть, иметь. II спряжение кормить

Слайд 6

Тема урока « Глаголы-исключения »

Слайд 7

Ко II - му же спряжению Отнесем мы без сомненья, Все глаголы что на - ить , Кроме брить, стелить. И еще смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть и зависеть, и терпеть.

Слайд 8

I спряжение II спряжение - ать -ять - оть - уть - ыть - еть брить, стелить - ить 4 на - ать слышать, гнать, дышать, держать 7 на - еть смотреть обидеть видеть ненавидеть вертеть зависеть терпеть

Слайд 9

Работа по группам. На месте пропуска напишите подходяший по смыслу глагол-исключение. Задание 1. Чтобы курицу соседки Чисто, наголо ..... Надо бы на табуретке, Две салфетки ...... Задание 2. Дареному коню в зубы (не) смотрят. Рыбак рыбака ....... издалека. ....... звон, да (не) знаешь, где он. За двумя зайцами ......, ни одного не поймаешь.

Слайд 10

Задание 1. Чтобы курицу соседки Чисто, наголо побрить Надо бы на табуретке, Две салфетки постелить. Задание 2. Дареному коню в зубы не смотрят. Рыбак рыбака видит издалека. Слышишь звон, да не знаешь, где он. За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

Слайд 11

Напишите дом. задание по выбору: 1. Упр. 154 2. Найти 5 пословиц с глаголами-исключениями. 3. Выучить наизусть стихотворение всем.

Слайд 13

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Глаголы-исключения"

Конспект урока по ФГОС НОО, построенный по проблемно-диалоговой технологии с использованием презентации....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Глаголы-исключения"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"...

конспект урока "Глаголы -исключения"

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...