конспект урока "Глаголы -исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии.
Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Обучение проводится с использованием необходимой наглядности и ИКТ для создания творческой атмосферы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly-_isklyucheniya.docx | 535.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Колпакова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Самоанализ урока
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии.
Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Обучение проводится с использованием необходимой наглядности и ИКТ для создания творческой атмосферы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации.
Методы и формы работы были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к русскому языку.
На данном уроке использовались элементы проблемно – диалоговой технологии, технологии уровневой дифференциации, различные формы и приёмы инновационного оценивания учебных достижений учащихся. На уроке решались следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, формировались УУД. Использовались различные формы работы: дифференцированная, фронтальная, работа в парах. Применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный, контроль и самоконтроль. Структурные элементы урока взаимосвязаны. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Данные методы позволяют организовать «атмосферу успеха», помогающую обрести детям уверенность в своих силах и способностях, развитию мышления и памяти учащихся, развитию способности наблюдать, образно мыслить.
Тема: «Глаголы - исключения»
Тип урока: освоение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.
Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированные индивидуальные карточки,
памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»
Литература:
Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч..2/Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина М:. Просвещение, 2015 .
Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»
Тема | Глаголы-исключения |
Тип урока | Освоение новых знаний. |
Цель | Познакомить с глаголами-исключениями. |
Задачи | Образовательные:Формировать представление о глаголах – исключениях. Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение. Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания. Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности; Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД). Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник «Русский язык» - толковый словарь, словарь синонимов - презентация - тетрадь - дифференцированные карточки с заданиями - памятка-стихотворение -таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола» |
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | 1. Деловой настрой- Для чего мы приходим на урок? (Чтобы получать знания.)- Зачем нам нужны знания? (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания) - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания? (На уроке надо быть очень внимательным и организованным.) 2.Эмоциональный настрой . Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями Мы стоим с вами на пороге новых открытий,поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы. Настроимся на деловой лад ( дети берутся за руки) Мы – умные! Мы - дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Всё у нас получится! Откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать знания по теме глагол | Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Это самая живая, самая действенная часть речи. -Что это за часть речи? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … (Глагол) У вас на столе карточка с вопросами. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов и подготовьте небольшое сообщение о глаголе. карточка 1.Глагол - это… - Часть слова - Член предложения - Часть речи 2.Глагол обозначает… - Действие предмета - Признак предмета - Название предмета 3. В предложении глагол бывает… - Второстепенным членом - Чаще всего сказуемым - Подлежащим 4 Глаголы изменяются… - Только по числам - Только по временам - По временам, по лицам, по числам. 5.Глаголы могут - Склоняться - Спрягаться Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.
3. Каллиграфическая минутка. - Что это за элементы? Для чего они попали на страницу чистописания?( это окончания 3 л. мн. ч.) - Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания. Для этого поменяйтесь тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво, каллиграфически, и знак «минус», если у вас есть замечания к написанию. Простым карандашом можно подчеркнуть недочёты. | Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи Регулятивные УУД: планирование своих действий, высказывать свое предложение Регулятивные УУД: осуществлять контроль деятельности («что сделано») |
III. Постановка проблемы. Цель: - создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы | Слова на карточках на доске: Решает , изменяет, горит, говорит, видит, определяет, сидит, думает. -Где встречаются эти действия вам? -В учебной деятельности -Составьте несколько словосочетаний о своей учебной деятельности с данными глаголами.(Устно) - Что можно определить у глагола? -Спряжение. -Спишите, в 2 столбика, определите спряжение этих глаголов. Итак, наша цель: правильно определить спряжение глагола. С чего начнем работу, как вы думаете? 1. Определим ударное окончание или безударное. Для этого ставим глагол в форму 2 лица ед. числа или 3 лица мн.числа 2.Если личное окончание ударное,то спряжение опрежеляем по букве окончания -е (ё), - у(ю) - 1 спр. -и , -а(-я) – 2 спр 3. Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс. Если - и-, то 2 спр. - у доски 2 человека распределяют по столбикам слова 1 спряжение 2 спряжение Определяет 1 горит 2 Решает 1, говорит 2 Изменяет 1 Думает 1 сидит 2 Со словом видишь у нас возникла проблема, которую мы с вами должны решить. Что-то не так? Попробуем порассуждать. (сам – но, 1. чел. у доски) - Что у вас получилось? н. ф. видеть – Iспр.; 3л. мн. ч. видят – IIспр. - Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие. -Написание глагола поддается правилам? (Нет) | Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; |
Постановка учебной задачи определение темы урока Цель: построение и фиксация нового знания. |
- У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить. А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет? Посмотрите на слайд. Подходит это слово видишь под наш алгоритм? Прочтите алгоритм в учебнике. На что вы обратили внимание в 3 пункте? - Кроме каких слов? -Кроме глаголов –исключений! К какой же группе глаголов относится слово видишь? Так какова тема нашего урока?. - ГЛАГОЛЫ_ИСКЛЮЧЕНИЯ - Ребята, у каждого правила бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения. Это и есть тема нашего урока. Но для начала узнаем значение слова «исключение» Работа со словарями( работа в парах) зачитывают из разных словарей значение слова ИСКЛЮЧЕНИЕ, ИСКЛЮЧИТЬ Прочтите, что я выписала вам из других словарей Этих глаголов всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения. Эти глаголы нужно запомнить. A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока. Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им: Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пошли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, помоги нам. Что случилось? По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Учитель отрывает на доске по одной карточке со словами.
Запись глаголов в тетради. Ребята, давайте попробуем проспрягать глаголы. Как вам легче будет работать: самостоятельно или в парах? (Выбирают работу в парах) Работа в парах. Спряжение «остальных» 11 глаголов (смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) ( устно) Ответы детей. 3. Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр. | Познавательные УУД: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Физ. минутка Цель: отдых | Игра "Поймай глагол – исключение." ( Учитель зачитывает глаголы, дети хлопают, если это глагол – исключение). Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать. и т. д. | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здорвья |
Применение нового знания Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. | Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий. 1 Задание. Проспрягайте глаголы – исключения. 1 ряд 2 ряд 3 ряд Смотреть слышать стелить (Проверка на доске) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. 2 Задание. (на доске) -Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа. (Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. -Поднимите руки те, у кого возникли противоречия. 3 Задание. (устно) на доске Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. Писать, дышать, бежать, читать Гореть, смотреть, петь, лететь Ходить, чистить, стелить, купить | Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
Включение в систему знаний и повторений. Работа в паре. Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Работа по карточке. Упражнение на коррекцию внимания, мышления. Карточка Очень – очень хочется
Не спешите мысли ______________ .
Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией? -Поаплодируем за красивое чтение! Через стеклышко СМОТРЕТЬ – Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке. Оцените свою работу: | Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
VI. Домашнее задание. Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях | В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения. Глаголы в неопределенной форме на – ить (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) Дома нужно написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения. Послушайте стихотворение о мальчике, который учил глаголы. (Читает заранее подготовленный ученик) Я пришёл из школы, я учу глаголы, | Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке: СМС На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения. Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями. Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно. Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями. | Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Глаголы - исключения» Конспект и презентация
Урок русского языка в 4 классе Образовательная система «Школа 2100» (авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Учитель: Великанова Е.А. Тема: «Глаголы - исключения» ...
Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».
Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....
Конспект урока и презентация "Глаголы-исключения"
Конспект урока "Глаголы исключения" 4 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
Цель:Познакомить с глаголами-исключениями.Задачи:Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их с...
Конспект урока по русскому языку: "Глаголы исключения" 4 класс
Глаголы исключения. 4 класс. УМК "Школа 2100"...