конспект урока "Глаголы -исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Колпакова Наталья Евгеньевна

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии.

Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Обучение проводится с использованием необходимой наглядности и ИКТ для создания творческой атмосферы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly-_isklyucheniya.docx535.01 КБ

Предварительный просмотр:

Колпакова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4

Предмет: Русский язык

Класс: 4

 Самоанализ  урока

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой технологии.

Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Обучение проводится с использованием необходимой наглядности и ИКТ для создания творческой атмосферы. Освоение новых знаний построено на решении проблемной ситуации.

Методы и формы работы были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к русскому языку.

 На данном уроке использовались элементы проблемно – диалоговой технологии, технологии уровневой дифференциации, различные формы и приёмы инновационного оценивания учебных достижений учащихся. На уроке решались следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, формировались УУД. Использовались различные формы работы: дифференцированная, фронтальная, работа в парах. Применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный, контроль и самоконтроль. Структурные элементы урока взаимосвязаны. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Данные методы позволяют организовать «атмосферу успеха», помогающую обрести детям уверенность в своих силах и способностях, развитию мышления и памяти учащихся, развитию способности наблюдать, образно мыслить.

  Тема: «Глаголы - исключения»

Тип урока: освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированные индивидуальные карточки,

памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»

                  Литература: 

                  Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в  2ч..2/Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина М:. Просвещение, 2015  .

    Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи

Образовательные:Формировать  представление  о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения,  Iспряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник «Русский язык»

- толковый словарь, словарь синонимов

- презентация

- тетрадь

- дифференцированные карточки с заданиями

- памятка-стихотворение

-таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»

Этапы урока

Деятельность

учителя

УУД

 I. Мотивация к учебной деятельности

 

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

1. Деловой настрой

  - Для чего мы приходим на урок?   (Чтобы получать знания.)

   - Зачем нам нужны знания?     (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

 - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?   (На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

2.Эмоциональный настрой .

Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями

Мы стоим с вами на пороге новых открытий,поэтому пожелаю вам успеха  на уроке,  плодотворной и эффективной работы.

Настроимся на деловой лад  ( дети  берутся за руки)

   Мы – умные!

   Мы - дружные!

  Мы – внимательные!

  Мы – старательные!

  Мы – отлично учимся!

  Всё у нас получится!

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Регулятивные УУД:

формирование

способности  к организации  своей

деятельности

II.  Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности

Цель:

-актуализировать знания по теме глагол

Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Это самая живая, самая действенная часть речи.

-Что это за часть речи?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам  …  (Глагол)

У вас  на столе карточка с вопросами. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов и подготовьте небольшое сообщение о глаголе.

карточка

              1.Глагол -  это…

- Часть слова

- Член предложения

- Часть речи

              2.Глагол обозначает…

- Действие предмета

- Признак предмета

- Название предмета

              3. В предложении глагол бывает…

- Второстепенным членом

- Чаще всего сказуемым

- Подлежащим

               4  Глаголы изменяются…

- Только по числам

- Только по временам

- По временам, по лицам, по числам.

               5.Глаголы могут

                  -  Склоняться

                  - Спрягаться

Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.

 

3.  Каллиграфическая минутка.

- Что это за элементы? Для чего они попали на страницу чистописания?( это окончания 3 л. мн. ч.)

- Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания. Для этого поменяйтесь тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво, каллиграфически, и  знак «минус», если у вас есть замечания к написанию. Простым карандашом можно подчеркнуть недочёты.

Познавательные УУД:

осмысление  понятий связанных  с  данной  темой,  работа  с информацией,  анализ, выбор,

классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

Коммуникативные УУД:

 умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой  речи

Регулятивные  УУД:

планирование  своих действий,

высказывать свое предложение

Регулятивные УУД: осуществлять контроль деятельности («что сделано»)

III. Постановка проблемы.

Цель:

- создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы

Слова на карточках на доске:

   Решает , изменяет, горит, говорит, видит, определяет, сидит, думает.

-Где встречаются эти действия вам?

-В учебной деятельности

-Составьте несколько словосочетаний о своей учебной деятельности с данными глаголами.(Устно)

- Что можно определить у глагола?

-Спряжение.

-Спишите, в 2 столбика, определите спряжение этих глаголов.

Итак, наша цель: правильно определить спряжение глагола.

 С чего начнем работу, как вы думаете?

1. Определим ударное окончание или безударное. Для этого ставим глагол в форму 2 лица ед. числа  или 3 лица мн.числа

http://globuss24.ru/userfiles/image/doc/hello_html_2964e2ce.png

2.Если личное окончание ударное,то спряжение опрежеляем по букве окончания

-е (ё), - у(ю) - 1 спр. -и , -а(-я) – 2 спр

3. Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс.

Если - и-, то 2 спр.

 - у доски 2 человека распределяют по столбикам слова

1 спряжение                                                              2 спряжение

Определяет  1                                                               горит 2

Решает  1,                                                                      говорит  2

Изменяет  1

Думает  1                                                                       сидит   2

Со словом видишь у нас возникла проблема, которую мы с вами должны решить.

Что-то не так? Попробуем порассуждать. (сам – но, 1. чел. у доски)

- Что у вас получилось?

 н. ф. видеть – Iспр.; 3л. мн. ч. видят – IIспр.

- Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие.

-Написание глагола поддается правилам? (Нет)

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Постановка учебной задачи определение темы урока

Цель: построение и фиксация нового знания.

 

- У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет?

Посмотрите на слайд. Подходит это слово видишь под наш алгоритм?

Прочтите алгоритм в  учебнике. На что вы обратили внимание в 3 пункте?

- Кроме каких слов?

-Кроме глаголов –исключений!

К какой же группе глаголов относится слово видишь?

Так какова тема нашего урока?.

- ГЛАГОЛЫ_ИСКЛЮЧЕНИЯ

- Ребята, у каждого правила бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения.

Это и есть тема нашего урока.

Но для начала узнаем значение слова «исключение»

Работа со словарями( работа в парах)

 зачитывают из  разных словарей значение слова ИСКЛЮЧЕНИЕ, ИСКЛЮЧИТЬ

Прочтите, что я выписала вам из других словарей

 Этих глаголов всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.

 Эти глаголы нужно запомнить.

A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пошли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

Учитель отрывает на доске по одной карточке со словами.

  1. Глагол “перегнать” без приставки … гнать.
  2. Как сказать по-другому: “Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно” - “язык за зубами … держать.
  3. Синоним к слову “сдерживаться” … терпеть.
  4. Хитрить, лукавить – хвостом … вертеть.
  5. На вопрос Красной Шапочки “Бабушка, почему у вас такие большие уши?” Волк ответил: “Чтобы лучше … слышать”.
  6. “Бабушка, почему у вас такие большие глаза?” Волк ответил: “Чтобы лучше … видеть”.
  7. Антоним к слову “любить” … ненавидеть.
  8. Сознательно не замечать что-либо – сквозь пальцы … смотреть.
  9. Слово “дыхание” образовано от глагола … дышать.
  10. От существительного “обида” образуйте глагол … обидеть.
  11.  Замените глаголом выражение “Находиться в зависимости” … зависеть

Запись глаголов  в тетради.

Ребята, давайте попробуем проспрягать  глаголы. Как вам легче будет работать: самостоятельно или в парах? (Выбирают работу в парах)

Работа в парах.

 Спряжение  «остальных» 11 глаголов (смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) ( устно)

Ответы детей.

3. Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.

Познавательные УУД:

 моделирование

выдвижение

гипотезы,  поиск

решения проблемы

Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество  в

поиске  и  выборе

информации

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Физ. минутка

Цель: отдых

Игра "Поймай глагол – исключение." 

( Учитель зачитывает глаголы, дети хлопают, если это глагол – исключение).

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать. и т. д.

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здорвья

Применение нового знания

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1  Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд                                2 ряд                       3 ряд

Смотреть                    слышать                  стелить

(Проверка на доске)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

2  Задание. (на доске)

-Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

3  Задание. (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать,  дышать, бежать, читать

Гореть,   смотреть,  петь,  лететь

Ходить,   чистить,   стелить,  купить

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Включение в

систему знаний и

повторений.

Работа в паре.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Работа по карточке. Упражнение на коррекцию внимания, мышления.                                                                                                                                  Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.


Коллективная проверка выполнения задания.

Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией?

 -Поаплодируем за красивое чтение!

Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир прекрасно ВИДЕТЬ,
Всё плохое НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю в руках ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Как прекрасно  помечтать!

Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке. Оцените свою работу:

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

VI. Домашнее задание.

Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях

В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.

Глаголы в неопределенной форме на – ить

(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

Дома нужно написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

Послушайте стихотворение о мальчике, который учил глаголы.

(Читает заранее подготовленный ученик)

Я пришёл из школы, я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод!
Применяется он так, новый метод этот:
Кричать – кричу, вертеть – верчу,
Двигать – двигаю, прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед (он живёт под нами)
Не причёсан, не одет – в тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья! Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед, никого в квартире нет.
Я пришёл из школы и учу глаголы…
(В. Воскобойников)

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить  свою работу на уроке:

СМС

На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.

   Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.        

Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.      Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Глаголы - исключения» Конспект и презентация

Урок  русского языка в 4 классе Образовательная система «Школа 2100» (авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)  Учитель: Великанова Е.А.  Тема: «Глаголы - исключения» ...

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока и презентация "Глаголы-исключения"

Конспект урока "Глаголы исключения" 4 класс...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"

Цель:Познакомить с глаголами-исключениями.Задачи:Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их с...

Конспект урока по русскому языку: "Глаголы исключения" 4 класс

Глаголы исключения. 4 класс. УМК "Школа 2100"...