Тема | Письмо заглавной буквы Й. |
Задачи: | Научить писать заглавную букву Й. Научить писать соединения буквы Й с другими изученными буквами. Научить писать слова –имена нарицательные и собственные. Работать над лексическим значением слова. Воспитывать внимание и интерес к русскому языку. содействовать воспитанию культуры поведения, взаимопонимания, умения дружить. Развивать внимание, монологическую речь, память, наблюдательность, фонематический слух, навык письма. |
Основные понятия темы | Согласный звук [й], его обозначение буквой Й. Отличие гласных звуков от согласных. Правила оформления предложения на письме. Гигиенические правила на письме : к посадке, положению тетради, держанию ручки. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Умение писать правильно согласную букву й. Научатся проводить звуковой анализ слов, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, отличать имена собственные, умение распознавать гласные и согласные буквы, |
| Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов. Действовать по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами. Формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение и объяснять свои действия (способ написания), проявлять согласованность усилий по достижению общей цели. Личностные: используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. |
Ресурсы урока |
Для учителя: - Андрианова Т.М.»Обучение грамоте»в 1 классе по «Букварю»Т.М.Андриановой и «Прописям»В.А.Илюхиной:программы, методички, рекомендации, поурочные разработки(Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина-М.: АСТ «Астрель» «Планета знаний»
- Карточка с письменной буквой Й (письмо по «рельсам»).
- Презентация.
| Для учащихся: - В.А.Илюхина «Прописи» №2 к «Букварю»Т.М.Андриановой для 1класса ; АСТ «Астрель»М.: 2014
- Рабочие тетради.
- Цветные карандаши.
|
Ход урока |
1.Организационный момент |
Цель этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
| Внимание! Проверь, дружок, Ты готов начать урок? - Сначала на свое место сядут те, чье имя начинается с Гласного звука. Почему ты сел? - Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звука. - Молодцы, никто не остался без места. Все сели тихо и правильно. | Учащиеся проверяют на парте наличие необходимых принадлежностей. Желают друг другу хорошей работы Учатся организации рабочего места. |
2.Мотивация к деятельности. Постановка темы. |
Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы. | А. Краткий анализ посадки. - Откройте всем секрет красивого письма. -А красиво пишет тот, кто правильно сидит. (1-ножки поставили прямо, 2-сели удобно, 3-проверили расстояние между грудью и партой. 4-руки на локоток-проверили наклон головы.) -Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради : Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас друзья не скрою Ручку правильно держу, Сяду ровно, не согнусь, За работу я берусь. | Учатся понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Задача урока – не только учиться писать, но и оценивать результат работы по правилам. Рассказывают все по очереди правилах. Демонстрируют правильное применение гигиенических правил письма. |
Б. Повторение изученного на уроке чтения. -Послушайте стихотворение. -Скажите, о каком звуке идет речь? -Буква И, когда была жара, В шляпке погулять пошла, Посмотрите, И другая. Кто теперь она такая?
-Ой, упал с качелей Рома! Вышла буква Й из дома. Роме йод она дала, Чтобы рана зажила. -Расскажите, что вы помните о новой букве. (буква Й –печатная , она согласная, обозначает мягкий [й].есть 2 письменные буквы заглавная и маленькая. Нам нужна большая буква, чтобы писать имена собственные. А маленькая буква будет писать остальные слова. - Какие? Йорик, Нью-Йорк, Йошкар-Ола. слайд | Чтение стихотворения Учатся у доски по плакату давать связный монологический рассказ о новой букве. |
3. Актуализация необходимых знаний. |
Цель: знакомство со звуком [й], буквой Й , соотносить звук и букву | 1.Постановка учебной задачи -проблемы. -Кто сможет написать букву? -Правильно написали ребята? нет -Что нужно сделать, чтобы писать правильно? знать алгоритм написания, нужно учиться писать - На какой алгоритм при написании Й нужно опираться? И | Два ученика по желанию выходят к доске и пишут письменную букву. (получается по орфографии верно, а по каллиграфии с графическими ошибками) |
|
|
4.Организация познавательной деятельности. |
Цель: формирование умения писать заглавную письменную букву Й и её соединения | 1. Анализ заглавной письменной буквы Г. А) Показ образца написания буквы учителем на плакате. (Буква И в шляпке ) Б) Сравнение начертаний буквы Й с несколькими предложенными (И-Й) В) Показ образца написания буквы учителем на доске с подробным комментированием . (В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом, опускаемся по наклонной, выполняем качалочку, поднимаемся по крючковой линии чуть выше верхней линеечки рабочей строки (на 1-2 мм), пишем секрет, по секрету наклонная вниз, качалочка, крючок до середины, сверху узелок). Г) Письмо на своей левой ладошке. Правши ! Указательным пальчиком-правой руки. Левши наоборот -ладонь правая, а указательный пальчик –левый. Д) Воображаемое письмо «в воздухе». - Пишем вместе со мной. | Дети находят знакомый элемент Общий элемент- И Вспоминают алгоритм Учатся воспроизводить форму письменной буквы на своей ладони, в воздухе. |
2.Упражнение в написании новой буквы в рабочей тетради. -Открыли прописи на стр. 42. Нашли верхнюю строчку. Обратным концом ручки обведите данные элементы. Найдите строку с буквой Й. Обведите по образцу и допишите до конца самостоятельно -Где ножки? На полу стоят ровно. -Где глазки? Высоко. -Спинка? Прямая. -Где рука-помощница? Придерживает тетрадь. Графическая работа. Вывешивается образец письменной буквы Й и учитель проверяет букву на параллельность написания элементов. Простым карандашом проводим вертикальные рельсы, горизонтальные рельсы, следим за параллельностью. Дописываем строчку до конца, соблюдая наклон, высоту, ширину. Самоанализ написанного. -Найдите самую красивую букву, подчеркните её. Пишем также правильно до конца строки. -У кого получилась буква- ставим плюс на полях. -У кого были графические ошибочки, а потом получилось- кружок на полях рисуем простым карандашом -У кого ничего не получилась , даже одна буква, поставьте- точку | Учатся писать в тетради букву. Учатся выполнять санитарно-гигиенические навыки письма. Учатся проверять букву на параллельность написания элементов. Учатся применять критерии оценивания выполненной работы |
ФИЗМИНУТКА(1) Руки в стороны считаем от1- 10 , вращение кистей (хлопок) и от 10-1(хлопок). 3. Обучение письму слова по образцу в прописи. Письмо слова. Обучение письму слов. А.В голубой станице Девица круглолица Ночью ей не спится — в зеркало глядится. Луна- спутник земли -Как еще называют луну? Месяц -Как можно образовать новое слово с помощью вопроса какой? Лунный -Где стоит ударение в слове луна? -А где в слове лунный поставим? На 1-м слоге. Поставьте. -Какое правило увидели в слове лунный? Удвоенная согласная н. Обведите по пунктиру. Б.- Прочитайте слово на следующей строке. - Что обозначает слово мир? Покой, порядок. - Образуйте от слова мир с помощью вопроса какой новое слово. Что обозначает слово мирный? Спокойный, неконфликтный. -Где в слове мирный поставим ударение? Запишите слово и поставьте ударение. Посмотрите, как это сделаю я.
В) Графическая работа. - Обозначьте просветы в верхней и нижней части рабочей строки (поставьте «гнёздышко и шалашик» в одном из написанных слогов) Самооценка своей работы. -Кто доволен своей работой? На полях поставьте флажок- зелёный. -Кто старался, но не все соединения получились? Флажок -синий -У кого совсем ничего на получилось? Флажок -простым карандашом. Закрыть тетради и поставить на подставку для книг. | Учатся писать слова и их соединения с другими буквами по алгоритму.
Оценка выполнения работы по критериям: правильно, красиво. |
ФИЗМИНУТКА (2) Делаем «лежачие» восьмерочки 3 раза каждой рукой поочерёдно. Глазки смотрят на ноготочки пальцев. Выполняем сначала левой рукой. Теперь правой рукой. Двумя ручками. Глазками поморгали как куколки. Упражнения вращения рук. Повтори за мной под счет | Проводит подготовленный ученик. |
Цель : формирование умения в составлении слов из слогов, виды с/р и работы у доски Цель : формирование умения в письме по памяти предложения
| Г) Составление и запись слов- имен собственных. -Найдите следующую строчку. Прочитайте. Что это? Слоги. -Составьте из слогов слова. Соедините их карандашом. -Какие слова получились. Имена. Запишите имена письменными буквами. -На что нужно обратить внимание? Заглавная буква -Кто пойдет к доске? 4. Обучение письму предложения. Предложение на доске. -Прочитайте запись. Что это? предложение -Докажите. -Почему слово Лара пишется с большой буквы? -Какое слово стоит между словами малина – лимон? -Прочитайте предложение 2-3 раза и запомните, как оно пишется. Закройте предложение закладкой и запишите по памяти.
Самооценка своей работы. -Кто доволен своей работой? На полях поставьте флажок- зелёный. -Кто старался, но не все соединения получились? Флажок-синий -У кого совсем ничего на получилось? Флажок- простым карандашом.
| Переводят печатные буквы в письменные, с/р Вызванный ученик работает у доски самостоятельно , дети работают в прописях Анализируют предложение
Учатся применять критерии оценивания выполненной работы |
Цель: формирование умения выделять значками части букв | 5. Работа со словом горностай. Вариативная часть. Посчитать просветы в верхней части рабочей строки -гнёздышки-поставить галочку (1) и т.д.
| Учатся находить гнездышко, начало буквы, середину строки, треть. Учатся аккуратно писать слово по контуру в пропись и делают графическое исследование в паре. Доказывают условными значками на образце у доски. Учатся применять критерии оценивания выполненной работы Взаимопроверка написанного. |
Цель: формирование умения работать с алфавитом. | 6.Работа с лентой букв (пропись). Подари флажок новой букве, она сегодня на уроке именинница. А я подарю магнитик новой букве в алфавит. Назовите предшествующую букву, следующую. | Дети рисуют в прописи на флажок над буквой Й |
5.Подведение итога. Рефлексия. |
Цель – проверка умения учащимися проводить рефлексию своей деятельности | - Подведём итог проделанной работы на уроке. - Какие новые знания приобрели сегодня? - Сегодня на уроке я узнал… - Над чем нужно еще поработать? Кто работал на уроке? |
|