Технологическая карта урока письма "Письмо заглавной буквы Й"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

В помощь учителю начальных классов для проведению уроков письма в первом классе, обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_y.docx27.44 КБ
Файл prezentatsiya_bukva_y.pptx944.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 

Письмо заглавной буквы Й.

Задачи:

 

Научить писать заглавную букву Й.

Научить писать соединения буквы Й с другими изученными буквами. Научить писать слова –имена нарицательные и собственные.

Работать над лексическим значением слова.

Воспитывать внимание и интерес к русскому языку.

содействовать воспитанию культуры поведения, взаимопонимания, умения дружить.  

Развивать внимание, монологическую речь, память, наблюдательность, фонематический слух, навык письма.

 

Основные понятия темы

Согласный звук [й], его обозначение буквой Й. Отличие гласных звуков от согласных.

Правила оформления предложения на письме.

Гигиенические правила на письме : к посадке, положению тетради, держанию ручки. 

Планируемый

результат

Предметные умения

УУД

Умение писать правильно согласную букву й.

Научатся проводить звуковой анализ слов, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, отличать имена собственные, умение распознавать гласные и согласные буквы,

 

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов. Действовать по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

 Формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение и объяснять свои действия (способ написания), проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.

Личностные: используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Ресурсы урока

Для учителя:

  • Андрианова Т.М.»Обучение грамоте»в 1 классе по «Букварю»Т.М.Андриановой и «Прописям»В.А.Илюхиной:программы, методички, рекомендации, поурочные разработки(Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина-М.: АСТ «Астрель» «Планета знаний»
  • Карточка с письменной буквой Й (письмо по «рельсам»).
  • Презентация.

Для учащихся:

  • В.А.Илюхина «Прописи» №2  к «Букварю»Т.М.Андриановой для 1класса ; АСТ «Астрель»М.: 2014
  • Рабочие тетради.
  • Цветные карандаши.

Ход урока

1.Организационный момент

Цель этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

 

Внимание! Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

- Сначала на свое место сядут те, чье имя начинается с

 Гласного звука. Почему ты сел?

- Теперь сядут те, чье имя начинается с   согласного звука.

- Молодцы, никто не остался без места. Все сели тихо и правильно.

Учащиеся проверяют на парте наличие необходимых

 принадлежностей. Желают друг другу хорошей работы

Учатся организации рабочего места.

 

2.Мотивация к деятельности.  Постановка темы.

Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы. 

А. Краткий анализ посадки.

Откройте всем секрет красивого письма.

-А красиво пишет тот, кто   правильно сидит.  (1-ножки поставили прямо, 2-сели удобно, 3-проверили расстояние между грудью и партой. 4-руки на локоток-проверили наклон головы.)

-Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради :

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу,

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

Учатся понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Задача урока – не только учиться писать, но и оценивать результат работы по правилам.

 Рассказывают все по очереди  правилах.

Демонстрируют правильное применение гигиенических правил письма.

Б. Повторение изученного на уроке чтения.

-Послушайте стихотворение.

-Скажите, о каком  звуке  идет речь?

-Буква И, когда была жара,

 В шляпке погулять пошла,

 Посмотрите, И другая.

 Кто теперь она такая?

-Ой, упал с качелей Рома!

 Вышла буква Й из дома.

 Роме йод она дала,

 Чтобы рана зажила.

 

-Расскажите, что вы помните о новой букве.   (буква Й –печатная , она согласная, обозначает   мягкий  [й].есть 2 письменные буквы  заглавная и маленькая. Нам нужна большая буква, чтобы писать имена собственные. А маленькая буква будет писать остальные слова.

- Какие? Йорик, Нью-Йорк, Йошкар-Ола. слайд

 

 

Чтение стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся у доски по плакату давать связный монологический рассказ о новой букве. 

 

 

3. Актуализация необходимых знаний. 

Цель: знакомство со звуком [й], буквой Й , соотносить звук и букву

1.Постановка учебной задачи -проблемы.

 -Кто сможет написать букву?

-Правильно написали ребята? нет

-Что нужно сделать, чтобы писать правильно? знать алгоритм написания, нужно учиться писать

- На какой алгоритм  при написании Й нужно опираться? И

 

Два ученика по желанию выходят к доске и пишут письменную букву. (получается по орфографии верно, а по каллиграфии с графическими ошибками)

 

 

4.Организация познавательной деятельности. 

Цель: формирование умения писать заглавную письменную   букву Й   и её  соединения

 

1. Анализ заглавной письменной  буквы Г.

А) Показ образца написания буквы учителем на плакате. (Буква И в шляпке  )

Б) Сравнение начертаний   буквы Й с несколькими предложенными (И-Й)

В) Показ образца написания буквы учителем на доске с подробным комментированием . (В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом, опускаемся по наклонной, выполняем качалочку, поднимаемся по крючковой линии чуть выше верхней линеечки рабочей строки (на 1-2 мм), пишем секрет, по секрету наклонная вниз, качалочка, крючок до середины, сверху узелок).

Г) Письмо на своей левой ладошке.  Правши ! Указательным пальчиком-правой руки.

Левши наоборот -ладонь правая, а указательный пальчик –левый.

Д) Воображаемое письмо «в воздухе».

- Пишем вместе со мной.  

Дети находят знакомый элемент Общий элемент- И

 Вспоминают алгоритм

Учатся воспроизводить форму письменной буквы на своей ладони, в воздухе.

 

2.Упражнение в написании новой буквы в рабочей тетради.

-Открыли прописи на стр. 42. Нашли верхнюю строчку. Обратным концом ручки обведите данные элементы.                 Найдите строку с буквой Й. Обведите по образцу и допишите до конца самостоятельно

-Где ножки?  На полу стоят ровно.

-Где глазки?  Высоко.

-Спинка? Прямая.

-Где рука-помощница? Придерживает тетрадь.

Графическая работа.

Вывешивается образец письменной буквы Й и учитель проверяет букву на параллельность написания элементов.

Простым карандашом проводим вертикальные рельсы,

горизонтальные рельсы, следим за параллельностью. Дописываем строчку до конца, соблюдая наклон, высоту, ширину.

Самоанализ написанного.

-Найдите самую красивую букву, подчеркните её. Пишем также правильно до конца строки.

-У кого получилась буква- ставим плюс на полях.

-У кого были  графические ошибочки, а потом получилось-  кружок на полях рисуем простым карандашом -У кого ничего не получилась , даже  одна буква, поставьте- точку

 

Учатся писать в тетради букву.

Учатся выполнять санитарно-гигиенические навыки письма.

Учатся проверять букву на параллельность написания элементов.

Учатся применять критерии оценивания выполненной работы

 

                     ФИЗМИНУТКА(1)

Руки в стороны считаем от1- 10 , вращение кистей (хлопок) и от 10-1(хлопок).

3. Обучение письму слова по образцу в прописи.

Письмо слова. Обучение письму слов.

А.В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится —
в зеркало глядится. Луна- спутник земли

-Как еще называют луну? Месяц

-Как можно образовать новое слово с помощью вопроса какой? Лунный

-Где стоит ударение в слове луна?

-А где в слове лунный поставим? На 1-м слоге. Поставьте.

-Какое правило увидели в слове лунный? Удвоенная согласная н. Обведите по пунктиру.

Б.- Прочитайте слово на следующей строке.

- Что обозначает слово мир? Покой, порядок.

- Образуйте от слова мир с помощью вопроса какой новое слово.

Что обозначает слово мирный? Спокойный, неконфликтный.

-Где в слове мирный поставим ударение? Запишите слово и поставьте ударение. Посмотрите, как это сделаю я.

В) Графическая работа.

- Обозначьте просветы в верхней и нижней части рабочей строки (поставьте «гнёздышко и шалашик» в одном из написанных слогов)

Самооценка своей работы.

-Кто доволен своей работой? На полях поставьте   флажок-  зелёный.

-Кто старался, но не все соединения получились? Флажок  -синий

-У кого совсем ничего на получилось?  Флажок -простым карандашом.

Закрыть тетради и поставить на подставку для книг.

 

Учатся писать слова и их соединения с другими буквами по алгоритму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка выполнения работы по критериям: правильно, красиво.

 

ФИЗМИНУТКА (2)

Делаем «лежачие» восьмерочки  3 раза каждой рукой поочерёдно. Глазки смотрят на ноготочки пальцев. Выполняем сначала левой рукой. Теперь правой рукой. Двумя ручками.

Глазками поморгали как куколки.

Упражнения вращения рук.

Повтори за мной под счет

Проводит подготовленный ученик.

 

 

Цель : формирование умения в составлении слов из слогов, виды с/р и работы у доски

 

 

 

 Цель : формирование умения в письме по памяти предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г) Составление и запись слов- имен собственных.

-Найдите следующую строчку. Прочитайте. Что это? Слоги.

-Составьте из слогов слова. Соедините их карандашом.

-Какие слова получились. Имена. Запишите имена письменными буквами.

-На что нужно обратить внимание? Заглавная буква

-Кто пойдет к доске?

 4. Обучение письму предложения.

Предложение на доске.

-Прочитайте запись. Что это? предложение

-Докажите.

-Почему слово Лара пишется с большой буквы?

-Какое слово стоит между словами малина – лимон? 

-Прочитайте предложение 2-3 раза и запомните, как оно пишется. Закройте предложение закладкой и запишите по памяти.

Самооценка своей работы.

-Кто доволен своей работой? На полях поставьте   флажок-  зелёный.

-Кто старался, но не все соединения получились? Флажок-синий

-У кого совсем ничего на получилось?  Флажок- простым карандашом.

 

 Переводят печатные буквы в письменные, с/р

  Вызванный  ученик работает у доски  самостоятельно , дети работают  в прописях

 

 

 

 Анализируют предложение

 

 

 

Учатся применять критерии оценивания выполненной работы

Цель: формирование умения выделять значками части букв

 5. Работа со словом горностай. Вариативная часть. Посчитать просветы в верхней части рабочей строки -гнёздышки-поставить галочку (1) и т.д.

Учатся находить гнездышко, начало буквы, середину строки, треть.

 Учатся аккуратно писать слово по контуру в пропись и делают графическое исследование в паре. Доказывают условными значками на образце у доски.

Учатся применять критерии оценивания выполненной работы

Взаимопроверка написанного.

Цель: формирование умения работать с алфавитом.

6.Работа с лентой букв (пропись).

Подари флажок новой букве, она сегодня на уроке именинница. А я подарю магнитик новой букве в алфавит. Назовите предшествующую букву, следующую.

 Дети рисуют в прописи на   флажок над буквой Й

 

5.Подведение итога. Рефлексия.

Цель – проверка умения учащимися проводить рефлексию своей деятельности

- Подведём итог проделанной работы на уроке.

- Какие новые знания приобрели сегодня?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Над чем нужно еще поработать? Кто работал на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Репей

Слайд 2

Ручей

Слайд 3

РЕПЕЙ РУЧЕЙ

Слайд 5

.

Слайд 6

Йошкар-Ола

Слайд 7

Йорик

Слайд 8

Нью - Йорк

Слайд 9

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Письмо заглавной и строчной буквы ц"

Технологическая карта урока "Письмо заглавной и строчной буквы ц"...

Технологическая карта урока "Письмо заглавной буквы "С""

Целями урока являются: формирование умений писать заглавную букву С, совершенствование метода звукобуквенного анализа слов, развитие фонематического слуха, развитие связной речи учащихся, развитие и в...

Технологическая карта урока письма "заглавная буква Г"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМАТема: Заглавная буква Г.Цели деятельности учителя: Обучение написанию буквы «Г», ее соединение с другими буквами в словах, создание условий для формирован...

1 класс. Технологическая карта по теме: "Заглавная буква К"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлению и формированию навыка каллиграфически правильного письма заглавной буквы К.Планируемые результаты:Пред...

Технологическая карта строчная и заглавная буква З,з

Технологическая карта урока письма для 1 класса по теме "Строчная и заглавная буква З,з,"...

Технологическая карта урока :" Письмо заглавной буквы Б".

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной буквы Б" по ОС: "Планета знаний"....

Технологическая карта урока письма заглавная буква Х

Технологическая карта урока письма  заглавная буква Х...