Технологическая карта урока "Письмо заглавной и строчной буквы ц"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Вус Юлия Викторовна

Технологическая карта урока "Письмо заглавной и строчной буквы ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_zaglavnoy_i_strochnoy_bukvy_ts.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Письмо строчной и заглавной букв П,п »

 

Цель: Способствовать формированию в памяти образа буквы П,п;  научить писать эту букву; создать условия для развития речи, образного мышления, фонематического слуха, обогащение словарного запаса детей.        

Планируемые результаты деятельности:

  Личностные (ЛР): Сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную позитивную самооценку; выполняют основные правила гигиены чтения и письма. 

 Метапредметные (МПР):

 

Познавательные - общеучебные - объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные- умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные - владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.

 

 Предметные (ПР): - Знают правила выполнения поэлементного анализа заглавной и строчной буквы П, п, правила написания букв; умеют определять парные и непарные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости; получат возможность научиться писать букву П, п.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование:   прописи №3 ( стр. 12-13 ), плакат «Сиди правильно», ручка, карандаши, карточки с буквой

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1.Самоопределение к деятельности

 

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Управляю ситуацией самооценки.

 

-Ребята, сейчас урок русского языка. Но прежде, чем мы начнем наш урок, давайте улыбнемся друг другу. И начнем наш урок с хорошим настроением.

-Дежурный расскажет, что необходимо к уроку.

Проверьте и оцените свою готовность.

(Спрашиваю, 1-2, даю возможность ответить слабоуспевающим, испытывающим трудности в формулировании)

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

- Нам необходима тетрадь по письму, букварь, дневник, пенал.

Сигнализируют. Высказываются о своей готовности

Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, на моей парте порядок, я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Откройте тетрадь по закладке. Чему научились на прошлом уроке?

 - Догадайтесь какая буква пропущена в этих словах:

…они,  …лов, …овар, ка…итан, …ион, …оле, …илот, …лотник.

-  Кто догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)

- Я согласна, Тема урока «Письмо строчной и заглавной буквы П,п».

Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с буквой П,п)

 

Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.

-Ребята, прочитайте предложение. Как вы считаете ,сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать это предложение? (открываю запись на доске Пётр Петру пёк пироги!)

Почему?

 

 

 

 

 

Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.

-Мы научились писать букву б

 

 - Пропущена буква П.

-Сейчас будет урок открытия нового.

Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками.

-Тема урока «Заглавная и строчная буква П,п»

 

 

 

Читают . Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать букву П,п)

 Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

-Я не уверен, что могу красиво и правильно написать, потому что правильно писать букву п,П я еще не учился.

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.

 

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

- В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться? Обсудите в парах цель урока.

-Я согласна с вами, необходимо научиться красиво и правильно писать букву П,п, которые нужны для обозначения твердого согласного [п] и мягкого согласного [п’]звуков в слове.

Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной буквы П,п)

- С заглавной буквы, без сомнения,

Мы начинаем предложение,

Имя Мамы, Папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Е. Щеголева

- Будет ли полезным новое умение?

-В чём ценность (польза) нового знания и умения?

 

 Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока.

-Рассмотрите страницу 12, составьте план действий.

 

 

 

 

 

Предлагаю обсудить критерии.

-Что мы будем оценивать в течение урока?

-Поднимите руку, кто настроен только на успех.

-Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

 

 

 

 

Обсуждают в парах, сигнализируют о готовности. С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.

 

-Наша цель: научиться красиво и правильно писать букву П,п.

 

 

-Если научимся писать заглавную букву П, то сможем писать разные имена, названия, начало предложения.

Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой П.

 

Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт

- Выберем нужные элементы

Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения.

 

-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.

 

-Реагируют на призыв учителя.

4. Решение учебной задачи

Сформулированные особенности буквы п, способ (алгоритм) написания буквы

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы П

Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий

 

 

 

-Внимательно рассмотрите написание заглавной буквы П.

- Из скольких элементов она состоит?

-Зачем нужна синяя точка и стрелки?

- Как мы будем писать заглавную букву П?

(выслушиваю мнение учащихся, анализирую, обобщаю сказанное, показывают правильное написание буквы П на доске)

-Буква П состоит из трех элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. Третий элемент - верхний - пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.)

Самостоятельная работа (1-4-я строчки.)

 

-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.

  •  Проанализируйте буквы II - Т, П - Г. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. Чем отличаются?

Организую ситуацию текущей самооценки

взаимопроверки

-Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки?

Организую ситуацию анализа буквы.

-Рассмотрите строчную букву п.

-Из скольких элементов она состоит?

-Как называются эти элементы?

-сравните строчную и заглавную буквы п,П.

- Мы вместе научились писать заглавную букву, сможете ли вы сами научиться писать строчную букву п?

-Как мы это будем делать? (выслушиваю мнение учащихся, анализирую, обобщаю сказанное, показывают правильное написание буквы п на доске)

 - Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки

Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма.

 Самостоятельная работа (1-4-я строчки).

- Проанализируйте буквы п-т, п-г. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. Чем отличаются?

- Запишите скороговорку. Подчеркните слоги с буквой п.

Организую ситуацию текущей оценки.

- Поднимите руки, кто доволен своей работой.

–Кто заметил, что допустил ошибки?

Динамическая пауза.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

 

- Из 3-х

- Они показывают начало написание буквы П и направление движения руки.

Называют свои алгоритмы написания буквы П.

Находят нужное задание. Высказываются о его пользе

 

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).

 Рассматривают, анализируют буквы.

 

 

-Подают сигналы.

 

 

 

 

 

Рассматривают, анализируют букву.

-Буква п состоит из двух элементов

-Сможем!!!

Находят и рассматривают букву.

Определяют алгоритм написания буквы.

-Начинаем писать первый элемент, потом напишем второй элемент.

 Проговаривают ход выполнения задания.

 

 

Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-и-и.два-и п

 

Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.

Находят и анализируют буквы

Выполняют самооценку.

- Подают сигналы

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму написания буквы п

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю следовать далее по плану.

-Найдите резервную страницу прописи.

  • Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (.)
  • Прочитайте слово ко второй схеме. 
  • Какой звук заменим? Назовите новое слово. Запишите его слева от схемы.

Аналогичная работа со словами балка — палка.

- Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. 

Организую ситуацию оценки и взаимооценки.

-Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву.

 

-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.

 

-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2 пары)

-Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.

 

Гимнастика для снятия усталости глаз.

 

 

 

- Отличаются первым звуком

-Порт.

Выполняют задание самостоятельно.

- Разделить слова на группы и записать лова со звонким согласным рядом с буквой Б, б, слова с глухим согласным - рядом с буквой П, п.)

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.

 

В парах осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.

 

-Подают сигналы.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять алгоритм написания буквы п,П

Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок

Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю выбор  задания в соответствии с собственными возможностями.

- Ребята вы обязательно должны выполнить первые два задания.

Если вы считаете, что у вас буква П,п получается правильно и аккуратно, то вы можете приступать к 2-м последним заданиям, а если нет, то пропишите на 2-х строчках чередование буквы П,п.

1.        Запишите предложение по образцу.

  1. Составьте слово, запишите его.

3.Запишите напечатанные слова письменными буквами.

4.Запишите предложения.

Предлагаю вернуться к предложению.

-Сможете ли вы теперь написать это предложение уверенно правильно, красиво?

Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения.

-Напишите предложение Пётр Петру пёк пироги! Разделите слово на слоги.

Помните, ЧТО вы будете оценивать?

Выполняют задание. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

 

 

Осуществляют самооценку действий.

Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников.

-Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать предложение, потому что научился писать букву П, п.

 Выполняют предложенное контрольное задание.

Пишут, делят на слоги, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль. Называют критерии оценки.

7. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

-Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

-Каким образом вы научились писать заглавную букву П?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее!

 

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

 

 

 

-Тема урока «Заглавная и строчная буква П,п

-Мы научились писать букву П,п правильно и красиво.

-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться.

-Мы работали и в парах, группах и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен!

 

8. Оценка

Умение определять уровень овладения алгоритмом написания буквы П,п

Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки

Организую итоговую самооценку усвоения и применения детьми алгоритма написания буквы в соответствии с критериями.

то будем оценивать?

-Оцените свою работу по цветовой шкале.

Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый.

Не справился, не доволен собой – красный.

-Объясните свой выбор оценки.

-Кто оценил себя зеленым цветом? Почему? (заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе?

Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор.

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Мы научимся писать букву В,в. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.Давайте скажем друг другу дружное спасибо!!!!

 

 

Поднимают соответствующую карточку.

 

 

Комментируют самооценку.

Поднимают руки.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по дифференциации строчных букв Б Д

Технологическая карта логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии на различение строчных букв Б и Д для учащихся 1 классов, обучающихся по программе " Школа 2100"...

Технологическая карта урока по теме:«Строчная буква х» 1 класс

Разработка урока составлена в соответствии ФГОС НОО. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока" Заглавная и строчная буква Гг"

Технологическая карта урока 51Строчная и заглавная буквы Г, гПедагогическая цельСоздать условия для закрепления умения писать заглавную и строчную буквы Г, г; использовать на письме заглавную букву; с...

Технологическая карта урока "Заглавная и строчная буква Г,г"

Создать условия для  закрепления умения писать заглавную и строчную буквы Г,г....

Технологическая карта урока письма, "Письмо строчной буквы "х"", УМК "Школа России", 1 класс

Цель: формирвоание представления у обучающихся о письме строчной буквы "х"; совершенствование навыка письма слогов и слов с буквой "х".Задачи:Дидактические:1. Научить анализировать...

Технологическая карта урока письма «Письмо строчной буквы е» (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «е».Задачи урока:Дидактические:1. Научить написанию строчной буквы «е» по...