Правописание окончаний существительных в родительном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных. Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_25.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
---------------- Урок №
Тема. Правописание окончаний существительных в родительном падеже.
Цель. Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.
Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
II. Актуализация знаний.
1.Чистописание.
- Сегодня к нам на урок в гости прилетели птицы. Они нам помогут в изучении темы. Посмотрите, как их много! Многие из них вам встречались на воле и вы их знаете.
- Послушайте загадку…
*Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей.)
Будем писать заглавную и строчную буквы Вв.
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.)
А это кто?
*На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его…(Скворец.)
- Какая орфограмма здесь встречается? Запишем это слово.
- Какую еще птицу знаете на эту букву? (Ворона.)
- Какая птица лишняя? (Скворец – перелетная птица.)
- Составим и запишем предложение о перелетных птицах.
Улетели на юг перелетные птицы.
Разберем предложение по членам предложения.
2. Словарная работа.
- Птицам, которые остаются зимовать бывает трудно, им надо помогать.
Подберите и запишите однокоренные имена существительные.
Укажите склонение.
Просить – просьба 1 скл.
Защищать – защита 1 скл.
Гнездиться – гнездо 2 скл.
Рисовать – рисунок 2 скл.
- Как узнать склонение имен существительных?
3. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на наших гостей птиц и назовите название птиц 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.
- Запишем предложения. Как правильно записать окончания? (Определить падеж.)
- Какой падеж? (Родительный.)
У вып. длинные ноги.
Без щегл. тихо в лесу.
Раздался крик кукушк..
- Почему разные окончания? (Разные склонения.)
- Сегодня мы будем учиться писать падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном падеже.
- Посмотрите таблицу.
Родительный падеж
Кого? Чего? Откуда? Где?
от, до, из, без, у, для, около, с
III. Работа над новым материалом.
1. Беседа о птицах с выполнением заданий.
- Вот интересно, за что кукушка получила свое название? (За голос, за песню, за то, как она кричит.)
-Что вы знаете о кукушке?
Кукование услышал не только русский народ. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», а по-татарски как? (Кукай.)
Много птиц названы за голос – это чайка, скворец, щегол. А пищуха, когда проверяет ствол у дерева и вытаскивает из трещинок насекомых пищит.
Тихое попискивание раздается от пищухи.
Найдем родительный падеж и выделим окончания.
- А это что за птица? (Ласточка-береговушка.)
- Почему ее так назвали? (От места жительства.)
У ласточки дом в высоком берегу реки.
А вот птичка камышовка.
- Как думаете, почему ее так назвали? (Всю жизнь проводит в камышах и прилетает к нам, когда вода у берегов зарастает камышом.)
- Разберем это слово по составу.
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
- Почему так назвали птицу? (От времени, прилетают со снегом и живут всю зиму, а весной отправляются на север.)
Для снегиря земля должна быть в снегу.
А вот птичка зяблик не боится холодов, не зябнет. Улетает от нас поздней осенью.
Еда для зяблика – спасение от холода.
Раз у него полный животик, то и холод ему не страшен, т.к. температура тела у него +43 градуса. Найдем родительный падеж, выделим окончания.
- Почему разные окончания в родительном падеже? (Разные склонения.)
2. Работа по учебнику.
*Упражнение 196 (письменно).
*Упражнение 197 (устно).
*Упражнение 199 (выполнить в парах).
IV. Рефдексия.
1.Творческий диктант.
На небе луна - на небе нет луны.
У меня есть собака –
В лесу есть земляника –
На столе стоит стакан –
На грядке растёт морковь –
В небе яркое солнце –
За лесом поле -
V. Итог урока.
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?
- У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?
VI. Домашнее задание: упр.200 (правила, словарные слова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
УУрок по русскому языку в 4 классе....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном падеже"
Урок построен в виде путешествия. Прилагается презентация....
Урок проек, "Правописание окончаний существительных в родительном падеже"
Урок прект, "Правописание окончаний имен существительных" русский язык 4 класс. Разработан с требованиями ФГОС....
Правописание окончаний существительных в родительном падеже.4 класс
Тема раскрывается на основе знакомства с птицами. Ученики узнают почему птиц так назвали....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах
Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели: - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...
Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже
Технологическая карта по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже"...
Урок русского языка 4 класс «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ»
Урок русского языка 4 класс по программе"Школа России"...