Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Организация начала урока | Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, На вопросы отвечать! | Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
| Принимать и сохранять организационные задачи |
II. Актуализация знаний, необходимых. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).
Минутка чистописания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте загадки в задании 139. Назовите отгадки. – Укажите склонение имен существительных с пропущенными окончаниями. Объясните написание пропущенных окончаний. – Прочитайте задание в упражнении 195. Прочитайте составленную пословицу, употребляя выделенные имена существительные в форме родительного падежа. – Назовите в предложении главные члены. Прочитайте словосочетания с именами существительными в родительном падеже.
Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Из слов составьте и запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Кленов, осв..тило, красные, со..нце, лист..я. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают выполненное задание. (См. РМ, Приложение 2.)
Читают пословицу. Называют в предложении главные члены, выделяют словосочетания. Каждый день жизни (Р. п.) частичку мудрости (Р. п.) прибавляет. прибавляет (чего?) мудрости день (чего?) жизни Выполняют чистописание.
Солнце осветило красные листья кленов. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемыми написаниями.
– Отгадайте загадку: Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ... (воробей). (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «воробей» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем упражняться в правописании имен существительных в родительном падеже | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 196) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Замените в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом «из» или без предлога в форме родительного падежа. – Запишите. Выделите окончания имен существи- тельных в родительном падеже, укажите склонение. – Что обозначают выделенные слова? (Названия напитков и жилищ животных.) | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Записывают словосочетания. (См. РМ, Приложение 4.) | Осуществлять анализ объектов |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 197). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. В чем сходство и различие выделен- ных имен существительных в каждой паре словосо- четаний? (Имена существительные в родительном падеже могут иметь окончания -а(-я) и -у(-ю).) | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Вывод: в родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а(-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают некоторое количество какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи. | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 198) | – Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. – Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания | Составляют словосочетания. Указывают склонение этих имен существительных, выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 4.) |
|
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражнение 199).
Работа в тетради (задание 140) | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте незаконченные предложения. Определите, какие окончания пропущены в словах. – Составьте предложения по началу и запишите их. – Выделите окончания имен существительных в родительном падеже. – Докажите, что вы правильно выполнили задания. – Прочитайте словосочетания. Выпишите только те, которые стоят в родительном падеже. Вылетел из рощ.. , подлетел к берез.., до восхода солнц.., отошел от изгород.., гулял по улиц.., помогал бабушк.., в конце площад.. , сорвал с дерев.. . – Чем отличаются окончания имен существительных одного типа склонения? (Они бывают ударные и безударные.) – Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных одного типа склонения? (См. РМ, Приложение 5.) – Как проверяли написание безударных падежных окончаний? Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к данным словам имена существительные в единственном числе, родительном падеже с безударными окончаниями | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Составляют предложения и записывают их. Выделяют окончания имен существительных в родительном падеже. У корней сидел ежик. Цветы распустились в начале мая. Из-за он пропустил уроки. Почему у зимой зеленые иголочки? Для бабушка связала перчатки. От лесной до идет узкая тропинка. Около посадили цветы. Как красиво украсил иней ветви в нашем саду!
Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают словосочетания. Ветка ели (Р. п.), хвоя сосны (Р. п.), ягоды рябины (Р. п.), семена моркови (Р. п.), цветы жасмина (Р. п.), капля дождя (Р. п.) | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как распознать имена существительные в родительном падеже? – Какие окончания имеют имена существительные каждого типа склонения в данном падеже? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания: • Я почувствовал, что… • Было интересно… • Меня удивило… • Своей работой на уроке я… • Материал урока мне был… • Мне захотелось… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить упражнение 200 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |