Конспект урока по русскому языку во 3-ем классе. Тема: «Определение подлежащего и сказуемого в предложении»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ляликова Татьяна Сергеевна

Конспект урока по русскому языку во 3-ем классе. Тема: «Определение подлежащего и сказуемого в предложении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_podlezhashchego_i_skazuemogo_v_predlozhenii.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока по русскому языку во 3-ем классе

Тема: «Определение подлежащего и сказуемого в предложении»

Дата проведения: 16.02.2016

Учитель начальных классов: Тимакова Т. С.

2015 – 2016 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе

Тема: «Определение подлежащего и сказуемого в предложении»

Дата проведения: 16.02.2016

Цель урока: закреплять знаний о подлежащем и сказуемом в предложении.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выделять главные члены в предложениях и определять части речи, которыми они выражены;

- формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложения).

Развивающие:

- развитие умения производить разбор простого предложения;

- развитие орфографической зоркости, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

- формирование умения договариваться, приходить к общему решению, работая в паре;

- формирование умения адекватно оценивать правильность своих учебных действий;

- формирование положительной мотивации к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своей страны.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
  • анализировать простые предложения;
  • применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • корректировать предложения с нарушениями логики изложения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения темы;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые и орфографические ошибки на изученные правила.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить, анализировать, сравнивать предложения;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • владеть общим способом проверки орфограмм;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Тип урока:         Урок повторения и закрепления знаний.

Формы работы воспитанников: индивидуальная работа с веерами гласных, с индивидуальными карточками, работа в парах, коллективная работа, фронтально-групповая работа.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками), игровые технологии, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: Программа «Школа России», учебник  3 кл. 1 часть,              

Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, алгоритм разбора предложения на карточке, разноуровневые карточки на цветных снежинках, веер гласных, светофор, конверты с заданием, изображение улик, смайлики для самооценки.

План урока:

I. Орг. момент - 30 сек.

II. Минутка чистописания - 4 мин.

III. Мотивационный настрой на работу - 1 мин.

V. Работа с пословицами - 5 мин.

VI. Постановка темы и цели урока - 4 мин.

VII. Работа по теме урока - 20 мин.

Физминутка - 1 мин.

VIII. Итог - 2 мин.

IX. Рефлексия - 30 сек.

X. Д. з. - 2 мин.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Орг. момент

- Встали все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Руки смело поднимайте,
На вопросы отвечайте!
Но, друзья, не забывайте,

Вы друг дружку уважайте!

II. Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Послушайте и отгадайте загадку.

С неба падают пушинки,
Распушив лучи-ворсинки.
Это кружат балеринки,
Белоснежные ... 

 (Снежинки)

- Молодцы! К Незнайке в комнату залетела снежинка, с неё-то и началась история, о которой Незнайка вам хочет рассказать, но об этом чуть позже.

- Ребята, подумайте, какая буква напоминает снежинку?

-Что вы знаете об этой букве?

- Давайте все вместе аккуратно и красиво напишем возможные сочетания буквы ж с гласными буквами.

жа   же   жё    жи    жо   жу  

-Найдите и подчеркните известную вам орфограмму.

Записывают число.

Снежинки.

Буква Ж.

Она обозначает согласный звук [ж], он всегда твердый, звук парный по звонкости-глухости, пара звук [ш].

Дети называют и записывают сочетания букв вместе с учителем.

- Жи пиши с буквой и.

III. Мотивационный настрой на работу

- А теперь давайте узнаем, что же случилось у Незнайки?

- Дорогие ребята! Представляете, вернулся я домой, а в моей комнате большой беспорядок! Все мои домашние задания перепутались, а некоторые и прочитать не удается. Помогите мне всё исправить и узнать, кто же это напроказничал.  

- Сегодня мы должны помочь Незнайке с заданиями, а также постараться найти все улики, чтобы узнать, кто в его комнате шалил.

Дети читают текст на доске.

IV. Словарная работа

- Посмотрите, пока вы прописывали слоги с буквой ж, снежинка растаяла прямо на словарных словах и превратилась в капельки. Приготовьте веера гласных, будем исправлять.

- Молодцы! За выполненное задание вам открывается первая улика - рыжий волос. (Учитель вывешивает на доске).

С помощью веера гласных показывают, какая буква пропущена.

V. Работа с пословицами.

- Ой, а что это?

- Как вы думаете, что там?

- Давайте посмотрим. Возьмите конверты, работаем в паре. Что в конвертах?

- Составьте в паре предложения. Если ваша пара готова, поднимаем руки воротиками.

- Что это за предложения?

- Прочитайте первую пословицу. Объясните.

- Прочитайте вторую пословицу, объясните.

Что такое век? Это сто лет.

Запишите пословицы с красной строки. Подчеркните известные вам орфограммы.

- Хорошо! Вторая улика -  разорванные бумажки. (Учитель вывешивает на доску).

Читают «Сундучок мудрости».

Высказывают свои предположения.

Какие-то слова.

Составляют предложения.

Знайка по дорожке бежит, а Незнайка на печи лежит.

Век живи — век учись.

Это пословицы.

Знайка всегда стремится узнать что-то новое, движется вперед по дорожке знаний, а Незнайке - лень, он тратит время впустую.
В мире очень много интересного и неизведанного, очень быстро все меняется, появляется что-то новое, поэтому, чтобы счастливо жить, нужно учиться всё время.

VI. Постановка темы и цели урока

- Мы с вами не будем брать пример с Незнайки. А будем учиться и трудиться.

- Составьте из рассыпанных слов предложение.

- Работаем  по вариантам.

  На слайде:     

1 в.   быстро, с, съехала, на, горы, лыжах  

2 в.   весело, мальчики, снежки, в

- Почему у нас не получается из этих слов составить предложение?

- Какими словами можно дополнить записи, чтобы получились предложения?

- Итак, в первом варианте, какие слова можно вставить?

- Во втором варианте?

- Итак, без каких компонентов не получается предложения?

- Какие названия имеют главные члены предложения?

-Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока?

- Чему будем учиться на уроке?

Пытаются  составить  предложения. Приходят  к  выводу,  что  это  невозможно.

 

-Не хватает главного члена предложения.

Девочка, Марина, она.

Играли.

Без главных членов.

Подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Выделять в предложении подлежащее и сказуемое.

VII. Работа по теме урока.

- Вспомним, что такое подлежащее и что такое сказуемое.

Определения тоже рассыпались, помогите их собрать. (слайд)

Подлежащее – это главный член предложения, который указывает, о ком или о чём говорится в предложении. На какие вопросы отвечает подлежащее? Как подчеркивается?

 Сказуемое – это главный член предложения, который указывает, что в предложении говорится о подлежащем.

Как подчеркивается сказуемое?

- Молодцы! Ещё одна улика - банка из под молока.

Физминутка

БЫСТРО все ребята встали!

Руки БЫСТРО вверх подняли.

БЫСТРО хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

БЫСТРО-БЫСТРО поморгали

И… ногами постучали.

БЫСТРО влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс…

Все, как чайки, полетели

И за парты тихо сели!

- Итак, чтобы во всем был порядок и вы не запутались, работаем по алгоритму. Выделяем в предложении подлежащее и сказуемое.

- С красной строки запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выделите подлежащее и сказуемое.

После дождливой ночи настало погожее утро.

Тренажер.

- Проверим. Если вы сделали правильно, покажите зеленый светофор, если ошиблись - красный. (Один человек у доски). Объяснение орфограмм.

Запишите следующее предложение.

По лесной чаще бродили дикие звери.

- Откройте учебник на с. 65. упр. 6. Прочитайте первое предложение. Спишите. О ком в нем говорится? Что говорится об олене? В этом предложении слово животное - сказуемое. Какой частью речи оно выражено?


Найдите в тексте ещё одно предложение, в котором сказуемое выражено существительным.
Какой вывод можем сделать?

- Умнички! Третья улика - игрушка рыбка.

- А сейчас возьмите снежинки, которые у вас на партах. Выполните задание самостоятельно.

№1
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое.

На дер..ве с..дела белка.

Белка - маленький пуш..стый зв..рёк.
№2

Подчеркните подлежащее и сказуемое. Укажите, какой частью речи они выражены.

Белый заяц спрятался под куст.

Заяц - маленький трусишка.

- Проверьте. Покажите с помощью светофора, как вы справились с заданием.

- Хорошо! Последняя улика - ошейник (на ошейнике имя Мурзик).

- Посмотрите на улики. Кто же напроказничал в комнате у Незнайки?

- Вы справились со всеми заданиями, помогли Незнайке, нашли все улики и выяснили, что это Мурзик набезобразничал. Наверное, хотел поймать снежинку.

Собирают определения.

Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой.

Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Самостоятельно записывают предложение, выделяют главные члены.

В предложении говорится об утре. Что? Утро. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Выражено существительным.  Утро что сделало? Настало. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Выражено глаголом.

Дождливой - безуд. гласная о. Проверочное слово - дождь.

В предложении говорится о зверях. Кто? Звери. Это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Выражено существительным. Звери что делали? Бродили. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Выражено глаголом. Лесной - безуд. гласная е, проверочное слово - лес. Бродили - безуд. гласная о, проверочное слово - бродят. Ча-ща пиши с буквой а.

Списывают предложение.

Об олене. Олень - это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено существительным. Олень - животное.
Выражено существительным.

Каждая шерстинка на шкуре - это трубочка.

Выделяют главные члены.

Сказуемое может быть выражено существительным.

Выполняют задание самостоятельно.

Самопроверка.

Рыжий кот Мурзик.

VIII. Итог

- Что повторили на уроке?

Как называются главные члены предложения?

- Что нового узнали о сказуемом? Какой частью речи может быть выражено сказуемое?

Изученные орфограммы. Подлежащее и сказуемое.

Сказуемое может быть выражено существительным.

IX. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Если все получилось и все было понятно – улыбающийся смайлик, если что-то не получилось, надо повторить – смайлик с прямым ротиком, если было очень трудно, многое не получилось – грустный смайлик.

Оценивают свою работу на уроке.

X. Д.з.

С. 66 упр. 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса :"Однородные подлежащие и сказуемые. "

Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система "Школа 2100" УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина...

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...

Конспект урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: "Слог, дарение "

Конспект урока (по русскому языку )Тема: «Слог, ударение».  Цели деятельности учителя: формирование знания об открытом и закрытом слоге Планируемые результаты:Предметные: уметь различ...

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе для детей с ОВЗ по теме: "Употребление предлогов в предложении"

Формировать представление о предлоге, как слове и его роли в предложении, уметь выделять предлоги в предложениях, уметь самостоятельно формулировать тему урока, делать вывод, осуществлять самооценку у...

Конспект урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. Тема: "Имя существительное".

Конспект урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. Тема: "Имя существительное"....

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 4 класс. Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».К уроку прил...