Конспект урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. Тема: "Имя существительное".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коржова Ольга Леонидовна

Конспект урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. Тема: "Имя существительное". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект урока

русского языка во 2 классе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах 

Курс IV, группа 41Н

Коржова Ольга Леонидовна

  Учитель: Куттина О.М.

Дата____________                                                 Оценка_________

Подпись учителя______________                        

2023г.

Дата: 31.01.2023

УМК: «Школа России»

Класс: 2  

Тип урока: Открытие  новых знаний 

Тема: Имя существительное

Цель урока: содержательная: создание условий для формирования представления об имени существительном и его лексическом значении.

Деятельностная: формирование у учащихся умения распознавать имена существительные, аргументировать свой выбор.

Задачи урока:

Образовательные

1. Развивать умение писать правильно словарные слова.

2. Формировать умение определять лексическое значение имени существительного.

3. Формировать умение задавать вопросы КТО? ЧТО?

4. Формировать умение иллюстрировать правило примерами.

5. Формировать умение обозначать изученную орфограмму.

6. Развивать умение составлять предложение из данных слов.

7. Развивать умение объяснять смысл пословицы.

Развивающие

1. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя

и самостоятельно.

2. Формировать умение делать вывод в совместной работе.

3. Формировать умение формулировать цель урока и учебные задачи.

4. Развивать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

5. Формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей.

6. Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других.

7. Развивать умение принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).

8. Формировать умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.

9. Формировать умение работать в парах, учитывать мнение партнер/ а, высказывать свое/ мнение, договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнер/ у.

Воспитывающие

1.Формирование положительного отношения к языковой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: 

1. Умение писать правильно словарные слова.

2. Умение определять лексическое значение имени существительного.

3. Умение задавать вопросы КТО? ЧТО?

4. Умение иллюстрировать правило примерами.

5. Умение обозначать изученную орфограмму.

6. Умение составлять предложение из данных слов.

7. Умение объяснять смысл пословицы.

Личностные:  

1. Положительное отношение к языковой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: 

1. Умение формулировать цель урока и учебные задачи.

2. Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

3. Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей.

Познавательные: 

1. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и

самостоятельно.

2. Умение делать вывод в совместной работе.

Коммуникативные: 

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.

2. Умение принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).

3. Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.

4. Умение работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнеру.

Оборудование: презентация.

Образовательный ресурс: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.  В 2 ч. Ч. 2  / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. –   (Школа России). – С. 44-45


План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд. Работа с пословицей.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Игра «Лови ошибку»

2.2.  Дидактическая игра «Третье лишнее»

3. Этап выявления места и причины затруднение

3.1. Наблюдение над языковым материалом.

3.2. Формулирование проблемы урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5.  Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с картинками (упр. 74)

5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися

5.3. Работа с правилом (стр. 45)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Запись имен существительных, отвечающих на вопрос КТО?  ЧТО? Выделение орфограмм в словах (упр. 74)

6.2. Работа с лексическим значением имен существительных

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Запись слов с заданным лексических значением (упр.75)

7.2. Составление предложения с данными словами

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с пословицами (упр. 76)

8.2. Запись предложения, нахождение имен существительных

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые

результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для

возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Проверка готовности к уроку

-Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку: на столах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник.

-Вижу, все готовы, давайте начнём.

1.3. Этический заряд. Работа с пословицей.

-Ребята, посмотрите на слайд. СЛАЙД

- Прочтите пословицу про себя.

НА СЛАЙДЕ: В лесу был, а дров не видел.

- … прочти вслух.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Я вам желаю сегодня на уроке быть наблюдательными и внимательными.

Дети

настраиваются

на работу, объясняют смысл пословицы: где бы ты ни был, нужно быть внимательным.

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

ПР7

К1

К2

2.  Этап

актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для

«открытия нового знания», и

выявление

затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1. Игра «Лови ошибку»

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду читать вам фразы, если вы считаете, что всё правильно – вы хлопаете, а если есть ошибка – топаете.

1. Части речи – это группы слов, которые называют предметы, признаки, действия.

2. Слова-названия предметов отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

3. Слова названия действий предметов отвечают на вопросы: что делает? что сделает?

4. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

5. Слово «дождливый» отвечает на вопрос: что?

2.2. Дидактическая игра «Третье лишнее»

-Ребята, молодцы, вы хорошо знаете названия частей речи, а сумеете ли вы их распознать? Я приготовила ещё одно задание. Посмотрите на слайд, здесь три слова. СЛАЙД

НА СЛАЙДЕ: ясный, звёздный, месяц

- Прочитайте их про себя. Вслух прочитает… Какое из этих слов лишнее и почему? (ясный, звёздный, месяц)

-На какой вопрос отвечают остальные слова?

-К какой части речи относятся эти слова?

-Посмотрите следующие 3 слова. СЛАЙД

На слайде: кататься, девочка, зайчик.

- Какое здесь слово лишнее?

- Почему?

-А остальные слова?

- Какой вывод вы можете сделать?

-Слова-названия предметов отвечают на вопросы кто?, что?

-Нет, слово «дождливый» отвечает на вопрос какой?

-Лишнее слово месяц, потому что отвечает на вопрос что?, это имя сущ.

-Отвечают на вопрос какой?

-имя прил.

-Лишнее кататься, отвечает на вопрос что делать?, это глагол.

-Отвечают на вопрос кто, имя сущ.

-Чтобы определить часть речи нужно задать вопрос.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

П3

 П1

 П2

 К1

 Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организа-ция анализа уча-щимися возник-шей ситуации и на этой основе выя-вить места и при-чины затруднения, осознать то, в чем именно состоит

недостаточность

их знаний,умений или способностей.

3.1. Наблюдение над языковым материалом.

-Молодцы, ребята, проверим, как вы умеете определять часть речи.

-Посмотрите на слайд. СЛАЙД

НА СЛАЙДЕ: белый, белизна, белеть

- Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

-Чем отличаются?

-Задайте вопрос к каждому слову, сделайте вывод.

3.2. Формулирование проблемы урока.

-Найдите слово «белизна», как вы думаете, какой частью речи оно является? (Вспомните таблицу на стр. 41)

-Что вы знаете об имени сущ.?

-Всё ли мы знаем об имени существительном? (Что мы ещё не знаем об имени сущ.?)

-Итак, какова проблема урока?

 

-Общий корень, это однокоренные слова

-Вопросами, это  разные части речи

-Какой? Белый - прил. Что? белизна - сущ. Что делать? белеть - глагол

-Имя сущ.

-Отвечает на вопросы «кто?», «что?», обозначает предмет.

-Не всё. Каковы признаки имя сущ., чем отличается от других частей речи.

Фронтальная

Индивидуальная

ПР3

 П2

К2

 Л1

4.  Этап построе-ния проекта выхода из затруднения

Задача: постанов-ка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств

их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД)

4.2. Формулирование цели урока

-Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 44, прочитайте тему.

-Какова же будет цель нашего урока? СЛАЙД

4.3. Планирование деятельности

-Что мы для этого должны сделать?

(-Посмотрите на страницу учебника.)

-Да, ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое имя сущ., научимся находить его в предложении.

- Имя существительное

-Узнать что такое имя сущ.

-Познакомится с правилом, выполнить упр., вставить слова

Фронтальная

Р1

 Р2

 К1

5.

Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися ново-го способа действий и

формирование

умений его

применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Физминутка

5.1. Работа с картинками (упр. 74)

-Ребята, начнём изучать имя сущ. с рассматривания картинок.

-Посмотрите на упр. 74, рассмотрите рисунки.

-Назовите предметы.

-Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета.

-К какой части речи относятся эти слова?

5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися

-Так что же такое имя существительное?

-Молодцы, ребята, вы сами сформулировали новое правило.

5.3. Работа с правилом (стр. 45)

- Давайте сверим наши выводы с правилом тетушки Совы на странице 45. Прочитайте правило про себя. Прочти вслух…

-Составьте  вопросы к правилу. Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.

(Что?) яблоко, (что?) машина, (кто?) девочка, (что?) ролики, (кто?) сорока, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал,  (кто?) заяц, (кто?) обезьяна, (что?) молоток, (кто?) снегирь, (что?) капуста

-Это слова являются именами сущ.

Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет

Что такое имена существительные? Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают имена существительные?

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

Л1

 ПР3

ПР1

ПР4

Р2

П1

 К1

 К2

Р3

 К4

К3

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи

Задача:

усвоение учащимися

нового способа действия при

решении

типовых

задач.

6.1. Запись имен существительных, отвечающих на вопрос КТО?  ЧТО? Выделение орфограмм в словах (упр. 74)

-Молодцы, ребята.

-А теперь, давайте запишем слова из упр. 74 с комментированием так: сначала запишем слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что? по образцу, подчёркивая изученные орфограммы.

-Назови первое слово (по цепочке, сверяясь со слайдом)

-Какой вывод вы можете сделать?

-Молодцы, ребята.

6.2. Работа с лексическим значением имен существительных (упр. 74)

-Ребята, что обозначает имя сущ.?

-Что мы подразумеваем под словом предмет?

- Давайте проверим ваши предположения.

Посмотрите на записанные слова. Найдите слово, которое обозначает людей,

-животных,

-птиц,

-овощи,

-посуда,

-фрукты…

(кто?) девочка, (кто?) сорока, (кто?) заяц, (кто?) обезьяна, (кто?) снегирь,

 (Что?) яблоко, (что?) машина, (что?) ролики, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал,  (что?) молоток, (что?) капуста

-Имена сущ. отвечают на вопросы кто? что?

-Предмет

-Это всё что можно потрогать, увидеть, представить.

- девочка;

- заяц, обезьяна;

-сорока, снегирь;

- капуста;

-чашка;

 -яблоко.

Фронтальная

Индивидуальная

ПР2

 ПР3

 ПР4

ПР5

ПР5

Р3

7.  Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия

и исполнитель-ская рефлексия

(коллективная

и индивидуаль-ная) достижения

цели пробного учебного дейст-вия, применение нового знания в

типовых заданиях.

7.1. Запись слов с лексических значением (упр.75)

-Молодцы, ребята.

-Посмотрите на упр. 75. Прочтите слова про себя.

-Прочти вслух.

-Давайте попробуем разделить слова из этого упр. на группы по их лексическому значению. Нужно быть очень внимательным и правильно задавать вопрос к словам.

-Первое слово «люди», какие слова мы запишем в эту группу? Почему?

-Итак, ребята, 1 вариант запишет в тетрадь слова, которые относятся к группе «животные»; 2 – к группе «растения».

К доске выйдет … и выпишет слова, относящиеся к группе под названием «одежда».

- Вижу, все справились. Внимание на слайд, ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. Если есть ошибки, исправьте их. СЛАЙД

-Поднимите руку, если у вас не было ошибок.

-Молодцы, ребята.

-Поднимите руку те, у кого они были. (Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится)

 7.2. Составление предложения с данными словами

-Ребята, составьте предложение со словом, которое вам понравилось из этого упр. и запишите его себе в тетрадь.

- … прочти своё предложение вслух.

-Молодцы, ребята.

-Люди: (кто?) учитель, школьник, ребята, врач

Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь

Растения (что?) земляника, ромашка, осина

Одежда (что?) платье, пальто, костюм, шляпа

-Врач лечит болезни.

Самооценка

Индивидуальный контроль

Фронтальная

индивидуальная

самопроверка

самоанализ

индивидуальная

ПР6,

ПР2

 ПР3

П1

К1

 К2

8.  Этап включения в систему

знаний и повторения

Задача:

повторение

и закрепление ранее изученного и подготовка

к изучению

следующих

разделов курса,

выявление

границы

применимости нового знания и

использование его в системе изу-ченных ранее

знаний, повто-рение учебного содержания,

необходимого для обеспечения

содержательной непрерывности,

включение

нового способа

действий в систему знаний.

8.1. Работа с пословицами (упр. 76)

- Итак, ребята, назовите группы слов, на которые вы поделили все слова? (Что могут обозначать имена существительные?)

- Прочитайте пословицы в упражнении 76, почему так говорят?

- Прочитайте выделенные слова. Давайте определим значение этих слов: Что такое зима и весна? А что такое январи и февраль?

- На какие вопросы отвечают?

- Измените эти слова так, что бы они отвечали на вопрос «что?». (Например, зимы – (что?) зимы)

- Сделайте выводы: На какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные?

-Молодцы, ребята.

8.2. Запись предложения, нахождение имен существительных

- Спишите понравившуюся вам пословицу. Подчеркните все имена существительные одной чертой.

- Какие слова вы подчеркнули в первой пословице?

- А во второй? В третьей?

-Какой вывод можете сделать?

-Молодцы, ребята.

- Мы работали с лексическими значениями люди, одежда, животные, растения.

-Месяц январь - зимы государь. Январь - начало нового года, потому его называют государем.

-Январь − весне дедушка. Февраль − отец, январь − дедушка.

-Январю - морозы, февралю - метели. Для января характерны морозы, а в феврале постоянно бушуют метели.

-Время года, месяц

- Чего, чему…

-Зима, весна, январь, февраль (что?)

- Существительные могут отвечать на вопросы чего, чему и т.д.

- Мы подчеркнули все слова

-Все слова в этих пословицах существительные.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

ПР7

ПР2

ПР3

К2

9.  Этап рефлек-сии учебной

деятельности

Задача:самооценка учащимися

результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Какова была цель нашего урока?

- Так что такое имя существительное? (На какие вопросы отвечает? (Кто, что и другие) Что обозначает?)

- Поднимите руку, если вы активно работали на уроке, у вас всё получалась, вам было всё понятно.

-Поднимите руку те, у кого были трудности, было что-то не понятно, было скучно.

- Домашнее задание:

-Спасибо за работу! До свидания.

- Сегодня мы познакомились с именем существительным.

- Целью урока было узнать, что такое существительное.

- имя сущ. это часть речи, обозначающая предмет

- Имена существительные отвечает на вопросы кто?, что?, кому?, чему? и т.д.

Самооценка

Р3

П2

К1

К2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В лесу был, а дров не видел.

Слайд 2

ясный, звёздный , месяц _________

Слайд 3

кататься, девочка , зайчик ___________

Слайд 4

белый, белизна , белеть Какой? Что? Что делать?

Слайд 5

Имя существительное

Слайд 6

(Кто?) девочка, сорока , заяц , обезьяна , снегирь (Что?) яблоко, машина , ролики , чашка, карандаш, пенал , молоток , капуста

Слайд 7

Люди: (кто?) учитель, школьник, ребята, врач Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь Растения (что?) земляника, ромашка, осина Одежда (что?) платье, пальто, костюм, шляпа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 2 классе «Изменение имён существительных по вопросам»

«Изменение имён существительных по вопросам», Легко ли говорить на русском языке?, (система Занкова Л.В.)Тип урока: открытие нового знания, технологии: групповая, игровая, икт, проблемно-диалоговая, у...

Конспект урока по русскому языку в игровой форме. Тема "Имя существительное"

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Приглашается жюри. Команды ходят по очереди и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды отве...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме: "Зачем нужен алфавит", 1 класс, УМК "Школа России"

Урок построев в фоорме групповой работы. На уроке дети знакомятся с алгоритмом работы со словарями, с тем, где применяется в жизни алфавит....

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...

конспект урока по русскому языку Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

русский язык 2 класс урок обобщение знаний по теме "Имя существительное" с применением интнллект - карты...