Конспект урока по русскому языку с презентацией, 4 класс. Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Атякшева Татьяна Васильевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».

К уроку прилагается презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  Атякшева Т.В.

Предмет: русский язык.

Класс: 4Г

Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».

Задачи урока:

Дидактические:

            Формировать умение определять грамматические признаки имен прилагательных –        падеж; изменять имена прилагательные по падежам

Развивающие:

  1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самооценку деятельности, планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей и условием ее реализации.
  2. Формировать умения: осуществлять синтез как составление целого из частей, осуществлять запись выборочной информации, осуществлять обобщение изученного, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, строить монологическое высказывание

Воспитательные:  - воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся: определять грамматические признаки имен прилагательных – падеж; изменять имена прилагательные по падежам.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять самооценку деятельности, планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей и условием ее реализации, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Учащиеся научатся: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять запись выборочной информации.

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного, осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: владеть диалогической формой речи.

Учащиеся получат возможность научиться: строить монологическое высказывание.

Личностные:

У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Ход урока.

I. Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.

Слайд 2

Давайте обратимся к высказыванию Константина Георгиевича Паустовского.

"Нам дан во владение самый богатый, могучий и поистине волшебный русский язык"

Какую мысль он пытался выразить данным высказыванием?

Зачем нужно изучать язык?

И сегодняшний урок не станет исключением, мы сегодня с вами продолжим открывать тайны языка.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

  Слайд № 4

- Ребята, а вы любите зиму? За что?

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.

- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

- Откройте тетради.  

- Запишите дату.

Классная работа.

-Выделите орфограммы.

III. Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

- Запишите: словарный диктант.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

-Первым бросает снежок…

д… кабрь за…. ц

ин… й к… ртина   Слайд № 5

сев… р ф… враль

мес … ц …нварь

ул… ца п… года

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)1

V. Актуализация знаний об имени прилагательном.

- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Кого мы «вылепили»?

- Снеговика.

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Изучение нового материала..

Какая у нас зима?

 Опишите её.

Расскажите всё, что вы знаете про эти слова

Слова какого рода использовали при описании зимы?

Что мы знаем о прилагательных ? Как они изменяются?

Как называется изменение по падежам?

Сформулируйте тему урока.( склонение имен прилагательных женского рода)

Так какая же цель нашего урока? С чем познакомимся? ( склонение имен прилагательных женского рода единственного числа)

Чтобы достичь цель, нам нужно определить, в каком порядке нужно выполнить действия.

На слайде представлены  данные действия, но они перепутаны. их нужно составить в нужной последовательности. Как вы думаете, в какой последовательности их надо расположить ?                                                     СЛАЙД7

( Научиться склонять имена прилагательные женского рода.

Научиться определять падеж имен прилагательных женского рода.

 Узнаем, какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в разных падежах)

Просклоняем прилагательные холодная зимняя ночь. Какого рода прилагательные?

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

- Выделите окончания прилагательных.

- Посмотрите внимательно, что интересного вы заметили?

- В каких падежах прилагательные имеют одинаковые окончания?

- Назовите вопрос и окончания прилагательных.

- Ребята, кто из вас сможет сделать вывод об особенностях склонения прилагательных женского рода.

А какой вопрос и окончание имеет В.п.?

А теперь откроем  учебник на стр.18 и проверим правильно ли мы выполнили задание

Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.

Итак, какой вывод можно сделать об особенностях склонения имен прилагательных женского рода.

 А теперь прочитаем правило на стр.19, соответствует ли наш вывод прочитанному

А что нового вы узнали из прочитанного?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Лыжная трасса, теплый плед, святая вода, снежный город, красивая природа, скрипучий снег, крещенский сочельник

 А теперь  сопровождать нас будут три брата.

- Кто они? Вы догадались?

-Да, это зимние месяцы.

- Героев какого произведения вы видите?  

- Назовите зимние месяцы по порядку.

- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

- Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

1. Задание Декабря.

  У вас на партах лежат карточки, в которой дана таблица. В ней указаны падежи, вам нужно дописать вопросы во второй столбик и окончания.

Правильность выполнения можете проверить СЛАЙД.

Если допустили ошибку, исправьте

- Молодцы! С заданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)3

2. Задание Января

- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 9

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

- Вот задание Января.

 - К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять  , работая в парах, записывая его в тетрадь.

  Выписать словосочетания с именами прилагательными женского рода. Записать в скобках вопросы к именам прилагательным. Обозначить окончания в вопросах и прилагательных.

Вдоль железной дороги, под могучим дубом, за колючим кустарником, над интересной книгой,   в классной работе.

- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску 4

3. Задание Февраля.

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

  Слайд № 13

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

 На слайде  даны предложения .Нужно вставить окончания имен прилагательных и доказать , что ты правильно написал окончание .

Чист..   бел..  скатертью покрыта земля.

Вот стар..  пень нахлобучил на лоб пушист…  мехов..  шапку.

(прикрепляю  снежинки на доску) 5

VII. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр.19 Упр.315

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

 Оцените свою работу. Нарисуйте у себя в тетради лестницу успеха из трёх ступенек. Нарисуйте небольшого человечка на нижней ступени, если вы вообще ничего не поняли, на средней те, кто всё понял, но были трудности с пониманием, и на самом верху те, кто всё понял.

- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17

- Продолжите: Слайд № 18

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….

- Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

- Наш урок окончен. Спасибо!

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

"Нам дан во владение самый богатый, могучий и поистине волшебный русский язык"

Слайд 3

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром. ЗИМА

Слайд 5

СЛОВАРНАЯ РАБОТА д… кабрь за…. ц ин… й к… ртина сев… р ф… враль к… л… ндарь пр … красный мес … ц …нварь ул… ца п… года е е е а е я и я а е е я о

Слайд 7

Научиться определять падеж имен прилагательных женского рода. Узнаем, какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в разных падежах. Научиться склонять имена прилагательные женского рода.

Слайд 8

1.Научиться склонять имена прилагательные женского рода. 2. Научиться определять падеж имен прилагательных женского рода. 3. Узнаем, какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в разных падежах.

Слайд 9

Зимние месяцы ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ

Слайд 10

ДЕКАБРЬ .

Слайд 11

падеж вопрос И.п. Какая? АЯ ЯЯ Р.п. Какой? - ОЙ ЕЙ Д.п. Какой? ОЙ ЕЙ В.п. Какую? УЮ ЮЮ Т.п. Какой ? ОЙ ЕЙ П.п. О какой? - ОЙ - ЕЙ

Слайд 12

ЯНВАРЬ

Слайд 13

ФЕВРАЛЬ

Слайд 14

Чист.. бел.. скатертью покрылась земля.

Слайд 15

Сегодня на уроке я : * повторил ….. * было интересно… * было трудно ….

Слайд 16

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ !

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных женского рода»

Урок  знакомит учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женскогог рода.повышает уровень знаний по теме "Имя прилагательное".Урок содержит задания уровневой дифференциации, игру "Сил...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода"

Задачи урока:- Образовательные:сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён п...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 4 классе «ЧИСЛО И СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ЧИСЛО И СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...

конспект урока по русскому языку во 3 классе "Изменение по родам имён прилагательных"

Конспект урока по русскому языку во 3 классе  "Изменение по родам имён прилагательных" по программе "Школа России"...