Конспект урока русского языка в 3 классе . Тема "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
ученики узнают что такое антонимы, учатся их находить и использовать в речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-игра по русскому языку в3 классе
Тема: Антонимы
Цель:* Закрепить знания, умения и навыки полученные при изучении пройденных тем.
*Дать понятие, что такое антонимы.
*Научить распознавать антонимы и самим подбирать их.
*Развивать речь, мышление, память.
*Воспитывать уважение друг к другу, чувство
товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: карточки со словами, картинки с изображением
гор, таблица «Антонимы».
Ход урока:
1.Оргмомент.
-Что вы видите на картинках?
Горы, горы, опора Земли
И планеты бессрочная память.
Никакие ветра не смогли
Вас принизить, сломить, обесславить!
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в горы, совершим восхождение на вершину знаний.
2.Знакомство с правилами игры.
-Вот наша гора, флажками отмечен путь по которому мы с вами будем двигаться к вершине. На нашем пути встретятся трудности, которые мы должны преодолеть. Каждое выполненное задание – это переход от одного флажка к другому.
-Прочтите пословицу и объясните ее смысл: «Дорогу одолеет только тот, кто хоть неторопливо, но идет» (на доске).
- И так, в путь!
3.Словарная работа.
- Кто знает, как называют человека, который покоряет горные вершины?
-Верно, альпинист – это спортсмен, занимающийся восхождением на труднодоступные горные вершины.
4. Минутка чистого письма.
-С какой буквы начинается слово? (А)
1стр.- А а Аа
2стр. – запишите новое слово «альпинист», выделите ошибкоопасное место. Запишите это слово два раза, третье слово разделите на слоги для переноса. (аль-пи- нист)
3стр. – составьте предложение с новым словом, самое удачное предложение запишем на доске и в тетрадях.
(примечание: каждая выполненная работа отмечается закрашиванием флажка).
5.Работа над пройденным.
-Дальше путь опасен, мы будем двигаться маленькими группами.
Все выше горы, все круче,
Осталось внизу долина
Уходит в седые тучи
Сверкающая вершина
Как тонкая паутина
В граните тропа пробита
Поставь поперек ботинок-
И вся она перекрыта.
(Каждая группа получает задание, один ученик из группы выполняет это задание у доски, затем все вместе проверяют.)
Задание по группам.
- Найти и исправить ошибки в словах – гора, дочька, пропка, ноч, крушка, залатой, стикло, миша
- Определить сколько в слове букв и звуков:
Юбка чайка
Ружье ярмарка
- Прочитать предложение, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть главные члены:
Горные в..рш..ны
Спят во тьме н..очной;
- Молодцы ребята, вы преодолели самый трудный участок и теперь мы снова вместе и двигаемся дальше.
Работа с синонимами.
- чтобы пройти этот участок пути мы должны вспомнить что такое синонимы?
- к данным словам подберите синонимы:
Альпинист - (скалолаз)
Путь - (дорога)
Смелый - (храбрый, отважный)
Слова с прямым и переносным значением.
на магнитной доске карточки со словами. Оставьте сочетания с прямым значением.
Стальная воля - стальной гвоздь
Золотой перстень - золотое сердце
Холодная вода - холодная встреча
Кислое настроение - кислое молоко
6 Сообщение темы и цели урока.
- А сейчас мы сделаем привал (что такое?)
Чтобы отправиться дальше мы должны познакомиться еще с
одной группой слов. Научиться распознавать эти слова.
7 Работа над новым. – Что же это за слова день и ночь?
Холод – жара?
Огонь – вода?
Объяснение: - В русском языке немало слов, которые имеют
противоположное значение. Они могут быть и
существительными и прилагательными, и глаголами. Они,
эти слова, наглядно характеризуют различные явления, создают
контраст. Такие слова называют «антонимы».
Работа с учебником:
А) устная работа по карточкам.
Б) правило
В) работа по таблице: Кто больше найдет антонимов.
Г) – сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно
слушайте, назовите противоположные по смыслу слова:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам,
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
- А вы ссорились со своими друзьями?
- Что становиться причиной ваших ссор?
- А кто первый мирится?
Запомните «Поссориться легко, помириться трудно» и еще
«Бросивший друга, без друга останешься».
- А какие пословицы о дружбе вы знаете?
Д) Упр. 876 у доски
Упр. 877 – с/р
8 Закрепление: Игра «Магнит»
9 Итог урока
10 Д/з.
Предварительный просмотр:
Гедзур Елена Иосифовна
ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов.
АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных способностей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной; выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по развитию мышления, памяти и речи учащихся.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся – постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей.
НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые, мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются, обогащаются и развиваются.
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…
В.А. Сухомлинский
Почему одни люди решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая жизненная задача ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Мыслительные способности, как и всякие другие можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивая необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни.
В течении трёх лет работаю над проблемой развития речи, мышления и памяти.
Почему именно над речью, памятью и мышлением?
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, программ и методов обучения, всё это не меняет общего положения, что ученик должен обладать определённым потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление.
Если взять один вид умственной деятельности – речь, то без памяти её будет невозможно развить, а память без мысли – это пустота т.е. «Пустая голова не мыслит». Все виды умственной деятельности - память, мышление и речь взаимосвязаны.
С поступлением ребёнка в школу начинается перестройка всех познавательных процессов. В связи с этим проблема управления познавательной деятельностью и целенаправленного формирования мышления в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой. Система знаний, усвоенных человеком в течении его жизни, является результатом работы его мышления. Их качество тем выше, чем лучше сформировано его мышление.
Решая задачу развития детей, обращаю внимание на формирование и развитие наглядно-образного и логического мышления. Уроки математики, русского языка, чтения, познания мира способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности. Дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, осуществляется на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приёмов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а так же при выполнении логических заданий и упражнений. Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Начинаю обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
- Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
- Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное?
- Прочти ребусы: ВИ 3 НА, 100 Л, ПРО 100 Р
- Отгадай загадки: Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины?
- Найди закономерности: А; Б; Г; Е; Й; …
35; 30; 37; 32; 39; …
- Что лишнее: АПЕЛЬСИН, КАПУСТА, ЯБЛОКО, ЛИМОН
ГУСЬ, ОСЁЛ, КУРИЦА, ИНДЮК
МАЛЕНЬКИЙ, САД, ТАРЕЛКА, СТОЛ
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Дети постоянно занимаются анализом, сравнением, обобщением. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребёнка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности.
Личность, её отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Увеличившийся поток информации, рост темпа жизни, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для успешной деятельности человека. Развивать и совершенствовать память так же важно, как учить счету, чтению и письму. При наличии развитой памяти мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, учебная деятельность более эффективная, действия выполняются аккуратно и четко.
Для развития памяти детей младшего школьного возраста применяю на уроках различные упражнения:
- Письмо по памяти с выполнением различных заданий:
- Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд.- Записать по памяти, найти и обозначить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Через поле и л…сок под…ётся г…лосок,
Он б…жит по пр…водам – скажешь здесь, а слышно там. – Вставь пропущенные буквы, объясни, запиши по памяти.
- Посмотри, запомни, воспроизведи:
- 2; 10; 5; 8; 1; 9; …
- 328; Т; 283; Ю; 671; Д; …
- Внимательно прослушайте стихотворение (или предложение), выпишите только существительные (ли другие части речи) .
- Запишите те слова, которые запомнили:
МЕСЯЦ, ДЕРЕВО, ПРЫГАТЬ, КУКЛА, МАГАЗИН, ЛОПОТА,УЧЕНИК,… -Какое слово лишнее? Почему? Составьте с ним предложение, разберите слово по составу.
- Пересказ текстов.
- Заучивание правил, стихотворений.
- Зарисовка словарных слов и т.д.
В ходе развития ребёнка ведущим средством общения и развития мышления является речь. Речь – это многоуровневый разносторонний процесс, состоящий из различных компонентов, взаимовлияющих друг на друга. Важнейшим источником для речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников особенно ценна его целенаправленная организация на уроках. Материал, собранный в наблюдениях служит и для словарных упражнений и для составления предложений, и для устных рассказов, и для письменных сочинений, и для разнообразных бесед. Конечно, значительное место в речевых упражнениях занимает и книжный материал. Его анализ развивает мышление учащихся, обогащает их речь.
Выбирая речевые упражнения, я ориентируюсь на определенные формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинно-следственных связей, на сравнение и противопоставление.
На уроках русского языка.
Работая над частями речи.
Мы все знаем, что дети любят сказки и быстрее их запоминают.
При запоминании пройденного материала, имя существительное как часть речи.
Читаю им сказку.
Сказка об имени существительном
Дошли до королевы Морфологии слухи о том, что господа имена существительные мужского, среднего и женского рода хотят объединить свои рода. Только не могут решить какому роду отдать предпочтение.
- пусть все слова – предметы будут моего рода, - заговорил господин Имя существительное мужского рода. Все равно все школьники приписывают мне слова – предметы и женского, и среднего рода.
- Нет уж!- возразила госпожа Имя существительное женского рода.
Мне давно ученики 2 б класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после шипящих Ь знак.
- Не бывать этому! – решила госпожа Морфология. Приставлю-ка я к словам – предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трех родов Имени существительного.
Даю различные задания, упражнения, игры. Например, игра «Поле Чудес».
В первом классе отгадываем слова, на что похожа буква.
Во втором классе усложняется работа отгадывания слов с пропущенными буквами и т.д.
При работе над глаголом даю детям задания, где развивается мышление, память и воспроизводится речь.
Игра «Собери шары».
Задание: собери шары со словами в 2 корзины.
В одну корзину со словами, отвечающими на вопрос что?, а в другую остальные.
На какой вопрос отвечают слова из второй корзины?
К каждому слову, отвечающему на вопрос что?, подберите пару. Здесь идет работа, где дети выделяют однокоренные слова. Дети учатся подбирать и находить новые, а также вставляю слова-ловушки.
Упражнение по развитию памяти и внимания на уроках математики
Начинаю работу от простого к сложному.
Игра «Кто самый внимательный».
Игра заключается в следующем: выставляются предметные картинки, детям предлагаю закрыть глаза. Меняю местами картинки.
Что изменилось?
Как назвать одним словом (учебные вещи, различные предметы и т.д.)?
Какой предмет будет лишний и почему?
Даются задания такого характера: заполни пустое окошечко. Дети вставляют пропущенные цифры, учатся решать уравнения.
Особое место в развитии умственной деятельности на уроках чтения и окружающего мира занимает индивидуальная работа по карточкам. На этих уроках учу наблюдать за явлениями природы, слушать пение птиц, чувствовать запахи цветов, ароматы леса, различать цвет и указывать его оттенки, замечать и выделять различные особенности того или иного животного. Воспитывать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг нас – это главный путь, который обеспечит основу для развития мышления, речи и памяти, даст материал для различных упражнений и для составления предложений, для рассказов и сочинений.
При изучении раздела сезонные изменения в живой и неживой природе выполняют такие задания: с приходом замы, что произошло в не живой природе?(нарисовать и сочинить стихотворение или подобрать к теме)
При работе над темой дикие и домашние животные даю творческие задания: описать любимое животное.
При заучивании стихотворений применяю свою выработанную уже годами методику. Даю задание закрыть глаза и опустить голову на парту- «ночь», читаю стихотворение с разной интонацией голоса, дети повторяют про себя, и в течение 10 минут дети уже открыв глаза- «день» , смогут повторить заученное стихотворение. При пересказе произведений применяю метод моделирования. Например: При работе над сказкой «Три дочери» использую символы для обозначения героев сказки и с детьми выстраиваем модель с помощью которой дети легко пересказывают ее.
Когда дети путем моделирования пересказывают сказку она долго остается в их памяти, при этом они включают свою речь, наглядно-образное и действенное мышление.
Основная задача учителя – создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. \на интересном уроке работает каждый и работают все. Содержательной стороной такого урока является совместный поиск истинного научного знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности, и развивают тем самым свои способности: речь, мышление, память.
Литература
- Практикум по общей психологии. А. Алексеев.
2. Педагогика. И. Харламов.
3. Диагностика психологического развития и контроля. И. А. Бабанский.
4. Речь младших школьников и пути её развития. М. Львов.
5. Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф. Костенко.
6. Азбука нравственного воспитания. И. Каиров.
7. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. А. Бондаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...