конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Малахова Ольга Степановна

тема Неопределенная форма глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx74.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 4 классе на тему: «Неопределённая форма глагола»

Педагог: Малахова Ольга Степановна

Тип урока:  урок систаматизации знаний

Цель:организовать деятельность детей по закреплению и систематизации знаний о неопределённой форме глагола.

Задачи: создать условия для закрепления  умения определять, образовывать  неопределённую форму глагола;соотносить начальную и личную форму глагола,правильно писать глаголы в неопределённой форме;формирования орфографической зоркости;

УУД,  формируемые на уроке:

Регулятивные: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала .

Познавательные: анализ, сравнение и классификация  объектов по выделенным признакам; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. 

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество со сверстниками; умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

 Личностные:  Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха, развивать способность к самооценке.

Оборудование и технические средства обучения: учебник  В.П. Канакиной, 4 класс, доска,

Наглядные пособия: учебник  В.П. Канакиной, 4 класс

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация  к учебной деятельности

Создаёт позитивный эмоциональный настрой учащихся на восприятие материала урока.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
- Доброе утро, ребята! 
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

Отвечают на вопросы учителя, позитивно эмоционально настраиваются на восприятие материала урока.  

2

3

Чистописание

Постановка учебной

задачи

Откройте тетради, запишите число.

Минутка чистописания :

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC08381.jpg

Чистописание ть, ти, чь.Я думаю эти буквосочетания не раз пригодятся нам на уроке.

Обратите внимание на правильную посадку (слайд на доске)

Изкаких элементов состоит узор? (Прямая наклонная, прямая наклонная с закруглением вверху и внизу.)

Какие буквы присутствуют в узоре?

Почему именно эти сочетания я вам предложила? ( На них заканчиваются глаголы в неоределённой форме.)

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

Какие звуки обозначают эти сочетания ? ([т'],[ч'])

Что общего между этими звуками? Охарактеризуйте их.) (Согласные, мягкие , глухие)

Как связано слово "беречь" с данными сочетаниями?

(Глагол в неопределённой форме; на эти сочетания заканчиваются глаголы в неопределёной форме)

Какие орфограммы вы видите в слове "беречь"?

( Проверяемая безударная гласная, Ь на конце глагола неопределённой формы.  )

Что обозначает слово "беречь"?(Аккуратно, внимательно, трепетно, с заботой относиться к чему-либо.)

Можно ли беречь слово, язык? ( Не употреблять нецензурных слов, иностранных слов. Язык от них скудеет и засоряется.) Повторите, что это за часть речи?

Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала? ( О глаголе мы знаем много, но ещё не всё.)

Выполняют работу по чистописанию.

Строят предположения, рассуждают, доказывают

Отвечают на вопросы, ставят учебные задачи.

4

5

6

7

Этап систематизации знаний

Реализация выбранного проекта

Закрепление системы знаний

Самостоятельная работа

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Закончите предложения:

Глагол это…

Глагол отвечает на вопросы…

Глагол обозначает …

Глагол имеет три времени…

Глаголы в настоящем времени отвечают на   вопрос…

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос…

Глаголы в будущем времени отвечают на вопрос…

Глагол в предложении чаще всего бывает…

Что такое инфинитив?

Что обозначает это слово? Какая цель урока?

( Вспомнить всё, что мы знаем об инфинитиве . Применять знания в устной и письменной речи.)

Вспомните про остров глаголов, где все обожают действовать.

Это жилище инфинитива.

-Можно ли определить, кто в доме живёт, принц или разбойник? ( Нет, его потому и зовут Неопределённая форма глагола.)

Почему циферблат на его жилище перечёркнут? (Хозяин не хочет знать, который час, не имеет ничего общего со временем, т.е. по временам не изменяется)

Почему вместо лица у инфинитива маска?( У него нет лица, т.е. он по лицам тоже не изменяется.)

Может ли он отличить, где много, а где один? ( Нет, не изменяется по числам. Бежать могут многие, а может и один.)

Назовите вопросы, на которые отвечает инфинитив.

( Что делать? Что сделать?)

Почему на стенах пещеры надписи -ти, - ть, -чь.( На эти сочетания заканчивается неопределённая форма.)

Скажите, по какому алгоритму вы из потока речи можете выбрать глагол в неопределённой форме?

(1. Задать вопрос: что делать? что сделать?

2.Убедиться, что слово оканчивается на -ти, ть,чь)

Словарно-орфографическая работа.

Сейчас потренируемся образовывать инфинитив. Я зачитываю лексическое значение глагола, а вы его записываете:

1. Есть(кушать) ужин. (Ужинать.)

2.Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. (Сверкать.)

3.Становиться жёлтым. (Желтеть.)

4. Находиться в действии, в работе. ( Работать.)

5. Поддаваться действию огня, уничтожаться огнём. (Гореть.)

6.Облечь кого-нибудь в какую-либо одежду. ( Одеть)  7.  Натянуть, надвинуть (одежду, обувь и т.п.) надеть.

Чем отличаются  2 последних глагола? (Одеть кого-то, надеть на себя)

Проверьте глаголы друг у друга.( Работа в парах)

       Физминутка:

Если встретится глагол в начальной форме в стихотворении, которое я буду читать, нужно будет присесть и вытянуть руки вперёд:

Сладкая мечта.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

долго-долго не глотать,

наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

Упражнение "Кто самый внимательный?" (Выборочное письмо)

Учитель читает слова, а учащиеся записывают только глаголы в неопределённой форме:

Тереть, петь, медь, мешать, лошадь, держать, грусть, грызть, грустить, злость, кость, выносить, кровать, косят, косить.

Работа с учебником.

Чтение информациио том, что неопределённая форма - это начальная форма глагола.

Почему? ( С неё всё начинается: от неё можно образовать глаголы других форм, не имеет ни времени, ни лица , ни числа.)

Выполнение упражнения из учебника на формирование умения соотносить начальную и личную форму глагола. ( Бегу- личный глагол:я бегу- 1 лицо; бежать- неопр. форма)

Упражнение в подборе глаголов- синонимов.(Самостоятельная работа)

Стихотворение об инфинитиве:

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив- звучит занятно, я вам назвался, наконец!

Ко мне летят лишь 2 вопроса,

В них смысл всей жизни для меня...

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

 Его, по-видимому, нет.

Всегда по горло делом занят,

Нет времени!

 Так где же взять?!

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять!

Как называются глаголы, с которыми вы сегодня работали?

В каких двух вопросах смысл жизни для инфинитива?

Почнму инфинитив называется неопределённой формой глагола?( Нельзя определить время, лицо, число.)

Отвечают на вопросы, ставят учебные задачи

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетради, на доске.

Проверка на доске.

Строят предположения, рассуждают, доказывают.

.

Выполняют задания на интерактивной доске из электронного приложения к учебнику по теме урока

Делают вывод.

Продолжают предложения, учатся с достаточной полнотой и ясностью выражать мысли

- правильно говорить, грамотно говорить.

Отвечают на вопрос.

П. -Анализ, сравнение и классификация  объектов по выделенным признакам

Р. – постановка учебной задачи

П. - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

П. – построение логической цепи рассуждений, доказательство

К. – Инициативное сотрудничество со сверстниками

К. – умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

8

Рефлексия

 - Вы согласны с оценкой своей работы на уроке?

 ( Оценивание работы учащихся)

 Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Чему вы научились? Где пригодится вам в жизни?

Отвечают на вопросы, оценивают качество и уровень усвоения материала.

Р.- оценивание качества и уровня усвоения материала

9

Домашнее

задание

Придумать 10 глаголов в н.ф

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...