Рабочая программа по русскому языку 3-4 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа по русскому языку 3-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_rus._3_klass_.docx | 44.56 КБ |
poyasnitelnaya_russkiy_yazyk_4_klass.docx | 66.43 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785, с изм. № 1/15, 2015г.
2. Основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения
3. Положением о рабочей программе педагога.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по русскому языку и ориентирована на использование учебника УМК «Гармония» по русскому языку (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е Курлыгина), который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
Цель курса - создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников
Задачи курса - формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности ( умение работать с книгой, словарями, справочниками)
- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю. Внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии :
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода ,
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения,
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций,
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности,
- технологии, основанные на « встроенности « системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс,
-ИКТ
Основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях:
- Индивидуально-обособленная
- Фронтальная
- Групповая
- коллективная
Сроки реализации программы: 4 года
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс русского языка в начальной школе – это составная часть общего лингвистического образования уч-ся., нацелен на становление ребенка как языковой личности.. На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника. Приобретение знаний о языке, основных языковых и речевых умений направляются коммуникативными, познавательными или учебными, а иногда о социальными мотивами. Большая часть разделов и тем содержит материал, позволяющий составить с детьми учебную задачу, все предметные умения формируются на основе системы основополагающих лингвистических знаний, сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. При освоении разнообразных вопросов формируется умение контролировать свои действия. Системно-деятельностный подход проявляется в том, что освоение языковых и речевых понятия, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определенным этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к ее решению, осмыслению необходимого способа действия – и к следующему осознанному использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Для образовательных организаций РФ, реализующих ФГОС нового поколения, предусматривает обязательное изучение русского языка классе в объеме 170часов (5 часов в неделю)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 3 классе в объёме 170часов.
- Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностые
У ученика будут формироваться:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий .
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Предметные результаты
- второклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка, об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
Ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста;
Приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка ( звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты)
Обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового чтения( словари, справочники), а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов с учетом задач и ситуации общения.
Предметные результаты
В конце 3 класса обучающиеся должны
Предметные результаты:
обязательный минимум содержания (стандарт первого поколения)
различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. | максимальный объем содержания учебного курса пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
ученик научится ... (ФГОС второго поколения) | ученик получит возможность ... (ФГОС второго поколения) |
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Виды контроля:
1) текущий контроль;
2) тематический контроль;
3) итоговый контроль.
Методы и формы организации контроля
1) устный опрос;
2) письменный опрос, который заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Основное содержание обучения представлено крупными разделами:
Повторение (20ч.) Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключён его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) – термины факультативны. Сочетания–оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре- как полногласные и неполногласные (термины факультативны).Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и окончаниях. Суффиксы –ек, -ик, их значение и правописание. (вопросы орфографии на уровне знакомства).
Части речи. Орфография (110ч)
Слово как часть речи (27ч). Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы, частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов. .Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.
Глагол (30ч). Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных. Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи. Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала и т. п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. правописание Ь в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч. (общее знакомство).Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способы её нахождения; написания в ней Ь. Способ решения орфографической задачи: -ться или -тся? Правописание гласных суффиксов в неопределённой форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Имя существительное и имя прилагательное (30ч). Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко). Род имени существительного и прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание Ь на конце имён существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных в начальной форме.Падежи имён существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.
Личные местоимения (5ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3-го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами. Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочёта.
Имя числительное (3ч) как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.
Обобщение (15ч). Сходство и различие имён (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имён существительных, имён прилагательных и глаголов как частей речи.
Предложение. Текст (35ч).
Предложение (12ч). Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распостранённые и нераспостранённые. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.
Текст (23ч). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типаинструкции (как что-то делать). предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли. Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.
Обобщение в конце года (5ч).
Распределение часов по четвертям (170часов – 5 часов в неделю)
1 четверть – часов
2 четверть – часов
3 четверть – часов
4четверт–час
Распределение между теоретической и практической частью.
№ п\п | Раздел | Количество часов по плану | Количество часов фактически | ||||||||||||
Всего | Теор. | Практическая часть | Всего | Теор. | Практическая часть | ||||||||||
Д | спис | сл.д. | соч. | изл. | Д | спис | сл.д | соч. | изл. | ||||||
I четверть | 45 | 2 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 19 | |||||||||||||
2 | Каждое слово – часть речи. | 26 | |||||||||||||
II четверть | 35 | 2 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||
1 | Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол. | 35 | |||||||||||||
III четверть | 49 | 2 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
1 | Что мы знаем о частях речи? | 19 | |||||||||||||
2 | Возвращаемся к разговору о предложении. | 16 | |||||||||||||
3 | И вновь о частях речи | 14 | |||||||||||||
IV четверть | 41 | 2 | 1 | 3 | 1 | ||||||||||
1 | И вновь о частях речи | 13 | |||||||||||||
2 | Обо всём, что мы теперь знаем. | 11 | |||||||||||||
3 | Продолжаем учиться хорошей речи. | 12 | |||||||||||||
4 | Подводим итоги, строим планы. | 5 | |||||||||||||
Итого: | 170 | 8 | 3 | 13 | 2 | 2 |
Типы уроков и их сокращения, принятые в УМК «Гармония»:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УКПЗ – урок контроля полученных знаний
Виды контроля:
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
Методы и формы организации контроля
- устный опрос;
- письменный опрос, который заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | |
Учебник, учебное пособие | Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 2 ч. 2011 и послед. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 3 частях. – 2011 и послед. |
Электронное приложение к УМК | Уроки русского языка (мультимедийное приложение к урокам) Издательство «Глобус» |
Дидактический материал | «К тайнам нашего языка» Наглядные пособия по русскому языку. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 2010год. Смоленск. Ассоциация XXI век |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010 |
Методическое пособие с поурочными разработками | Поурочные методические рекомендации. Соловейчик М.С. 2011год. Смоленск. Ассоциация XXI век «К тайнам нашего языка» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 2011год. Смоленск. Ассоциация XXI. |
Список используемой литературы | Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык . 3класс. В.В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Словарь по русскому языку |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Образовательная система «Гармония» для начальной школы http://www.umk-garmoniya.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru |
Календарно - тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в УМК «Гармония»:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УКПЗ – урок контроля полученных знаний
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785, с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1643)
2. Основной образовательной программой общеобразовательного учреждения
3. Положением о рабочей программе педагога.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по русскому языку и ориентирована на использование УМК «Гармония» по русскому языку, авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014г. № 253, с изменениями от 08.06.2015 № 576 ).
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Изготовление учебных продуктов.
- Работа в системе погружения.
Сроки реализации программы: 2015-2016 уч.год.
2.Общая характеристика учебного предмета. Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Комплект учебников русского языка рассматривается авторами как методическое средство, которое должно помочь учителю реализовать воплощённые в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования общие подходы к содержанию и организации обучения младших школьников и обеспечить достижение планируемых результатов – духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование у них комплекса универсальных учебных действий и конкретных предметных умений.
Прежде всего, курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт.
При построении курса было принципиально важно учесть, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и реализован в данном комплекте учебников, чем и объясняется его название: «К тайнам нашего языка».
Авторы стремились различными методическими средствами последовательно формировать у маленького школьника эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.
На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника.
Цели начального курса русского языка, реализованного в комплекте «К тайнам нашего языка» 4 класс:
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Регулятивные учебные действия (способность осознанно направлять, самостоятельно регулировать и контролировать выполняемые операции), как ясно из сказанного о сущности системно-деятельностного подхода, формируются у учащихся всем ходом обучения, логикой развёртывания их деятельности при освоении любой темы, при формировании всех предусмотренных программой предметных умений.
Одним из направлений формирования познавательных учебных действий является обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней.
В учебнике русского языка, в том числе и для 4-го класса, обучение осуществляется в трёх направлениях: а) обучение чтению учебных текстов и их полноценному пониманию, т. е. «вычерпыванию» из них нужной информации, а также её включению в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению для решения б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, в том числе алгоритмических, и т. п.; в) обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике.
Формирование коммуникативных универсальных действий в учебнике «К тайнам нашего языка» обеспечено его коммуникативной направленностью, с которой связана вторая важнейшая особенность курса русского языка, представленного в учебнике.
Избирая такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.
Именно становлению всех видов речевой деятельности, обучению общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, подчинены изучение системы языка и правописания, постановка собственно речевой работы. Рассмотрение значительной части разделов и тем курса направляется коммуникативным мотивом.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Примерный учебный план (вариант №2) для образовательных организаций РФ, реализующих ФГОС нового поколения, предусматривает обязательное изучение
предмета «Русский язык» в 4 классе в объеме 170 часов (5 часов в неделю).
4. Формирование универсальных учебных действий
средствами предмета «Русский язык»
Личностные качества: | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: |
– представление о русском языке как языке своей страны; – осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; – представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством; – элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»; – становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка); – элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей. | – понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.; – действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде; – выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах; – оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя | – под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка и речи, извлекать из них определённую информацию, размышлять над ней, высказывать свои предположения; – целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников; – читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными; – замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста); – находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач; – понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический); – находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; – осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам; – коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения; – подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков | – участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; – участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; – высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию; – строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства; –воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её. – понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – пересказывать и создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. |
Планируемые предметные результаты освоения программы 4-го класса
Содержательная линия | Требования ФГОС Планируемые результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |
Раздел «Фонетика и графика» |
| - пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. |
Раздел «Орфоэпия» |
| |
Раздел «Состав слова (морфемика)» | -спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника; – в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи; – стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов. |
|
Раздел «Лексика» | – выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях); – отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова; – сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения; – соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей; – различать изменяемые и неизменяемые слова. | подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
В области морфологии | распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). | проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
В области синтаксиса и пунктуации | - различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: | различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения. |
Формирование орфографических умений | – пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; – применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1– 3-го классов); – пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; – писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); – списывать и писать под диктовку; – проверять написанное и вносить коррективы. | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах. |
- «Русский язык» 4 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.
Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.
Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи. Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.).
Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение). Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.
Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.
Фонетика и графика.
Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика.
Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова (морфемика)
Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).
Морфология
Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.
Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.
Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов, типа: место, дело, ёж и т.п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».
Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).
Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).
Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; окончания глаголов личные и родовые.
Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.
Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звонит´ , позвониш´ ь, послал´ а, начала…´ ), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.
Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи.
Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия.
Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.
Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).
Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов.
Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.
Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).
Орфография и пунктуация
Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин)
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
раздельное написание не с глаголами;
ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу,
снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Русский язык» на конец
4-го класса:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
Понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные
Регулятивные
Выпускник научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные
Выпускник научится
Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая ее;
Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать ее для решения учебно-познавательных задач;
Находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определенных понятий, правил, закономерностей;
Пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
Понимать информацию, представленную в изобразительной , схематичной форме; переводить ее в словесную форму;
Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
Подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
Находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
Делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
Осуществлять выбор способа решения конкретной языковой и речевой задачи;
Анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определенным параметрам;
Проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
Задавать вопросы, отвечая на вопросы других;
Понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);
Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
Строить небольшие монологические высказывания с учетом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
Начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнерами о способах решения возникающих проблем;
Создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
Применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | |
Учебник, учебное пособие | Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 2 ч. 2011 и послед. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. – 2011 и послед. |
Электронное приложение к УМК | Уроки русского языка (мультимедийное приложение к урокам) Издательство «Глобус» |
Дидактический материал | «К тайнам нашего языка» Наглядные пособия по русскому языку. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 2010год. Смоленск. Ассоциация XXI век |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010 |
Методическое пособие с поурочными разработками | Поурочные методические рекомендации. Соловейчик М.С. 2011год. Смоленск. Ассоциация XXI век «К тайнам нашего языка» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 2011год. Смоленск. Ассоциация XXI. |
Список используемой литературы | Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык . 4 класс. В.В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Словарь по русскому языку |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Образовательная система «Гармония» для начальной школы http://www.umk-garmoniya.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru |
№ | Раздел, тема | всего | тео- рет. | к/д | Спис. | сл/д | изл. | соч. |
1 четверть. |
| |||||||
1 | Знаем –повторим, не знаем- узнаем | 20 | 18 | 1 | 1 | 1 | - | |
2 | Знакомство со словосочетаниями. | 14 | 13 | 1 | 1 | |||
3 | Представляем ещё одну часть речи. | 9 | 8 | 1 | 1 | |||
4 | Пишем объявления. | 2 | 2 | |||||
Всего: | 2 | - | 3 | 2 | - | |||
2 четверть. | ||||||||
1 | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных. | 35 | 30 | 2 | 1 | 2+1 | 1 | 2 |
Всего: | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | |||
3 четверть. | 50 | |||||||
1 | Части речи: что мы о них знаем? | 12 | 11 | 1 | 1 | 1 | ||
2 | Учимся писать личные окончания глаголов. | 17 | 16 | 1 | 1 | |||
3 | Новое о строении предложений. | 11 | 9 | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Учимся рассуждать. | 10 | 8 | 1 | 1 | 1 | ||
Всего: | 50 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | ||
4 четверть. | ||||||||
1 | И снова о главном работнике в языке –слове. | 23 | 20 | 2 | 2 | 1 | ||
2 | Размышляем, рассказываем, сочиняем. | 13 | 8 | 1ад | 2 | 2 | ||
3 | Перелистываем учебник. | 4 | ||||||
Всего: | 2 | 3 | 3 | 2 | ||||
Всего за год: | 170 | 9 | 2 | 13 | 8 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...