Урок математики в 3 классе по теме «Умножение суммы на число» (УМК "Начальная школа XXI века")
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Илюшова Татьяна Алексеевна

Урок математики в 3 классе по теме "Умножение суммы на число" по УМК "Начальная школа XXI  века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_summy_na_chislo.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема «Умножение суммы на число»

Тип урока: открытие новых знаний.

Программа:        «Начальная школа XXI века» Виноградова Н. Ф.

Учебник:                 Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В.  «Математика» 2 часть 3 класс.  Учебник в 2-х частях. М.: Вентана- Граф, 2013г.

Раздел:            «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное »

Количество часов:        136   часов в год, 4 часа в неделю

Педагогическая цель: 

-создать условия для ознакомления уч-ся с распределительным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства),

- формировать умения использовать распределительное свойство при выполнении вычислений.

Планируемые результаты (предметные)

Обучающийся научится: анализировать структуру числового выражения, формулировать правило умножения суммы на число, действовать  по алгоритму, используя распределительное свойство умножения ; устно и письменно выполнять математические вычисления;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Получит возможность научиться: составлять алгоритм  распределительного свойства умножения; находить ошибки и проводить их коррекцию;   контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей;

Методы : словесные, объяснительно-иллюстративные, побуждающий, подводящий  диалоги, деятельностный, создание проблемной ситуации, поисковый , исследовательский.

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, групповая.

Оборудование и ресурсы: Мультимедийная установка, компьютер, презентация, общеклассный  и индивидуальные алгоритмы «Умножение суммы на число», карточки с  разноуровневыми заданиями  для работы в группе,   тетради с печатной основой.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: включиться в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Создаёт положительный эмоциональный настрорй.

-Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

-  Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения и отличных результатов.

-Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

 Напоминает о важности аккуратной работы в тетрадях, принятии правильной позы.

-Что необходимо для успешной работы?

-Проверьте порядок на рабочем месте и готовность к уроку.

- Запишите дату, пишите аккуратно,  проверяйте по образцу на доске.

Дети эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают дату урока в тетрадь.

планирование учебного сотрудничества

самоопределение

планирование

прогнозирование

саморегуляция

письмо по образцу

контроль

II.  Актуализация знаний  и фиксирование затруднения в пробном действии. .

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  найти значение выражений, выявить место затруднения

Цель, которую хочет достичь учитель: повторить изученный материал, необходимый для “открытия нового знания”, создать условия для возникновения затруднения.

Предлагает выполнить задание.

-Посмотрите запись на доске:

80:10х5   7х6    8х10    16х4    49:7  6х6х2

-Выберите те  выражения, которые вы сможете решить. Найдите значение этих выражений.

Дети выбирают карточки и находят значения выражений

построение

высказывания

 

построение ответа на заданную тему

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:  обсудить причину затруднения.

Предлагает обсудить причину затрудения.

 -Прочитайте выражение, которое вы не выбрали, не смогли решить?

  16х4

-В чём причина затруднения?

- Предположите, чему будем учиться на уроке? Какую учебную задачу поставим перед собой?

Определяют место  затруднения и причины  затруднения.

Называют учебную задачу.

Определяют роль изучаемой темы в обучении. Осознают потребность к построению нового способа действий.

осознание проблемы

построение

высказывания

прогнозирование

VI. Построение проекта  выхода из затруднения

Цель:  составить план работы на уроке.

Для того чтобы решить эту учебную задачу, составим план работы.

Учитель корректирует план работы.

  • Открыть новое знание(правило)
  • Составить алгоритм  действий
  • Действуем по алгоритму
  • Проверяем себя

Обсуждают и составляют план действий для решения учебной задачи

выдвижение

гипотез, целеопределение

V.Реализация построенного проекта

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

самостоятельно сформулировать правило умножения суммы на число, сравнить его с эталоном (учебник с.22), составить алгоритм, учиться решать примеры по алгоритму

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать деятельность учащихся по формированию нового знания, составлению алгоритма, решению примеров по алгоритму.

Организовывает деятельность учащихся по формированию нового знания, составлению алгоритма, решению примеров по образцу.

-Чтобы вы смогли  найти способ вычисления  выражения 16х4 , предлагает поработать по учебнику на с. 22 №1

-Найдите площадь фигуры. Кто готов представить свое решение?

 4х5+8х5=60 ( см2)

-Есть другие варианты решения задачи?

-Из скольких частей состоит прямоугольник? Какая величина у фигуры общая? Что можно найти? (общую длину)

-Как найти площадь всей фигуры?

(4+8)х5

-Что у вас вызвало затруднение?

12х5? Как же поступить?

-Сравните два выражения:                          

(4+8)х5    =   4х5+8х5

-Что заметили? Как умножить сумму на число?

-Назовите тему урока.

Тема нашего урока «Умножение суммы на число»  

-Запишите алгоритм в тетрадь.            

-Сравните своё правило умножения на число с правилом на с.22

                                                           

Анализируют чертёж задачи, вспоминают формулу вычисления площади прямоугольника.

Дети, пользуясь формулой нахождения S прямоугольника,

Делают запись:  (4+8)х5.

 Если действовать по алгоритму:

1.Выполнить действия в скобках.

2.Умножить 12х5 (затруднение)

Дети сравнивают выражения и приходят к выводу, что они равны.

Делают открытие: Чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое умножить на число, а результаты сложить.

Записывают алгоритм в тетрадь.

Называют тему урока.

Сравнивают самостоятельно сформулированное правило умножения суммы на число,  с эталоном (учебник с.22)

построение

высказывания

планирование

прогнозирование  

построение цепочки рассуждений

анализ, рассуждение

построение цепочки

рассуждений

сравнение

коррекция

работа с информацией

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выполнять задание с проговариванием, работать по алгоритму.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовывать и направлять учебную деятельность уч-ся на восприятие и осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний.

- Предлагает  выполнить 1 столбик №2 стр.22 с объяснением у доски.

Ведут записи:

1 ученик решает у доски с проговариванием по алгоритму,

остальные дети - в тетради

контроль, самоконтроль,

коррекция

Физкультминутка.

Цель,  которая должна быть достигнута учащимися:: снятие напряжения.

Включает небольшой музыкальный видеоролик и предлагает ребятам упражения на движения.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения.

VII.Самостоятельная работа c самопроверкой по эталону.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выполнить задание самостоятельно после обсуждения в парах, работая по алгоритму.

Цель, которую хочет достичь учитель: определять степень усвоения уч-ся нового способа.

Предлагает поработать в парах:

2 столбик №2  с.22 будем выполнять самостоятельно в тетрадях после обсуждения в парах

Ученики работают в парах, затем самостоятельно выполняют задание, проверяют по эталону (на доске)

самоконтроль, работа в парах, самопроверка,

коррекция

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

освоение нового способа действий, включение «открытия» в систему знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель:  помочь учащимсяся в систематизации новых знаний.

Дифференцированная работа в группах

Предлагает поработать в группах, выбрать в своих группах капитанов.

Капитаны берут  конверты с заданием.

16 х 4  -1 группа

23 х 3- 2 группа

24 х 9- 3 группа

     -Посоветуйтесь между собой и запишите все решения этих выражений.

 - составьте способ решения выражений.

-Сколько решений у 1 группы?

-Какие ответы?

-Что вы можете сказать об ответах этого выражения?

-Почему они одинаковые? Сделайте вывод.

Анализ работы остальных групп и выбор лучшего способа умножения суммы на число и запись его в тетради открытий

-А теперь поработаем в парах №6 (1 и 2 столбики) стр.23

-Как будете действовать, расскажите по порядку.

Проверка по эталону.                            

В каждой группе дети записывают все возможные варианты решения данного выражения и составляют способ:

1 группа

16х4=(7+9)х4=64

16Х4= (8+8)х4=64

        х      =

(     +    )х

2группа

23х3=69

23+23+23=69

по         взять      раз

3 группа

24х9=216

(20+4)х9=216

              х        

1 множитель заменить суммой  разрядных слагаемых.

Дети работают:

1.Договариваются. кто начинает работу.

2.Один ученик выполняет работу с проговариванием, а второй контролирует (соглашается или нет) и ставит + или -.

3.Затем второй ученик    выполняет работу с проговариванием, а первый контролирует.

управление

деятельностью

 партнёра

контроль

коррекция

планирование  

саморегуляция  

моделирование алгоритма

построение высказываний

управление

деятельностью

 партнёра

контроль, самоконтроль

IХ. Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Цель, которую ставит перед собой учитель:

способствовать индивидуальной рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха.

- Давайте  вернёмся к плану нашей работы. Назовите тему  урока.

- Какую учебную задачу ставили перед собой?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Кто желает высказаться об уроке?

 

-Дайте оценку своей работе на уроке.

Вспоминают тему и учебную задачу урока, высказывают своё мнение по решению учебной задачи, дают оценку своей работы и работе класса .

Ученики производят самооценку, выявляют свои слабые места.

доказательство

построение

высказывания 

контроль

коррекция

самооценка

Х. Домашнее задание

Цель: закрепить полученные знания на уроке

Даёт задание на выбор: №№ или №4 на с.10 в тетради с печатной основой.

Выбирают и записывают задание в дневник,  по своим возможностям, планируют его выполнение.

адекватная

оценка своих

возможностей , самоопределение,

саморегуляция,  

планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Урок математики во 2 классе по теме: "Умножение и деление на 8" (по программе «Школа XXI века»)

Урок математики во 2 классе по программе «Школа XXI века»Тема: Умножение и деление на 8. Цели: Создать условия для  формирования умения выполнять умножение и деление на 7,8; совершенствовани...

Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся  с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...

Урок математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число". УМК "Начальная школа 21 века"

Цель: рассмотреть правило деления суммы на данное число,  учить применять его при вычислениях; использовать на уроке здоровье сберегающие технологии. Использованы различные формы организации...

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему Деление суммы на число УМК «Начальная школа 21 века»

Предмет: МатематикаКласс: 4БУМК «Начальная школа 21 века»Учитель: Вшивкова А.В.Тема: Деление суммы на числоЦельурокаСпособствовать формированию у учащихся умения делить сумму на числоЗадач...

Технологическая карта урока по математике "Деление суммы на число" УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс

Цель урока: отработать умение решать задачи и примеры по правилу деления суммы на число Задачи урокаПланируемые результатыДидактические: Формировать умения решать задачи с помощью прави...