русский язык :суффикс, 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? 1. Что такое суффикс? 2.Какие бывают суффиксы? 3. Зачем нужны суффиксы? (Роль суффиксов)
- ОК - листок ? песок Определяем основной вопрос урока Кто из ребят прав? Есть ли суффикс - ок - в этих словах? Где у вас возникло затруднение? Какой возникает вопрос? ?! Что такое суффикс? Как его найти в слове?
Учимся открывать новые знания Прочитайте слова. Спишите. Суффикс – это часть слова. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Сравните свой вывод с выводами авторов учебника. Волчонок, мышонок, галчонок, зайчонок. Чем похожи эти слова? Выделите суффикс. Что такое суффикс? Где он стоит? Для чего служит?
Прочитайте слова. Развиваем умения Листок, бельчонок, кашка, горка, ежонок, молоток. Запишите слова в три столбика. к ок онок Проверьте себя. кашка горка листок молоток бельчонок ежонок
Проверяем себя Соедините слово и суффикс . Затем укажите рядом с цифрой нужную букву. ежиха заюшка мальчик домище Проверьте себя. а) - чик - б) - ищ - в) - их - г) - юшк - 1)в, 2)г, 3)а, 4)б.
Что такое суффикс ? Буратино сказал: «Суффикс-часть предложения » Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова». Незнайка сказал: «Суффикс-это слово». Где в слове стоит суффикс ? Буратино сказал: « В конце слова». Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня». Зачем нужен суффикс ? Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова». Незнайка сказал: «Просто так».
Предварительный просмотр:
Тема: Суффикс. Определение суффикса.
Цель:
– развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Этапы урока | Ход урока |
Ι. Огр.момент Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. Запишите дату. Комментированная запись числа. – Напишите слова «Классная работа». – Посмотрите на картинку. ик – Что вы видите? Корень (Дом) – Что я подставила к корню? (Буквы ик.) – Что же получится? (Слово домик). – Что же такое -ик? (Это суффикс.) |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план. 1. Что такое суффикс? 2. Какие бывают суффиксы? 3. Зачем в слове нужен суффикс? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) - Выполните задание. В словах на карточках выделите суффиксы. Листок, песок (Работа в группах) - Задание было одно, а выполнили по- разному. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? (Что такое суффикс? Как его найти?) – Давайте составим план, как находить суффикс в слове. - Если мы этого не знаем, что нам может помочь? (Верно учебник) - Откройте учебник, на стр.90, в парах обсудите текст в серой рамочке, и составьте алгоритм нахождения суффикса в слове. Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса. Эти действия фиксируются на доске. Развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение. –Давайте применим этот алгоритм и проверим, чьи версии нахождения суффикса правильные в словах на карточках. (1. Проверяем слово листок - с помощью объяснения значения однокоренным словом, листок – маленький лист. Корень лист. 2. Выделяем добавившуюся часть – ОК.) – Как она называется? (Суффикс.) – Где находится суффикс в словах? (После корня.) На доске записывается: после корня. Песок: 1. Песок - это песок. Корень песок. Суффикса – нет. - Прочитайте слова. Спишите. Волчонок, мышонок, галчонок, зайчонок. - Чем похожи эти слова? - Что такое суффикс? Где он стоит? Для чего служит? - Выделите суффикс. Как вы действовали? - Сделайте вывод, что такое суффикс. Суффикс – это часть слова. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. - Сравните свой вывод с выводами авторов учебника. – Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.) – Как изменилось значение слова? (Слова стали называть маленькие предметы, детенышей.) – Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса? (Уменьшительно-ласкательное.) |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа в парах с проговариванием алгоритма. Выделите суффиксы в словах, согласно алгоритму: 2. Работа по учебнику. Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы. – Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.) – В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.) – Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-) – Выделите эти суффиксы. На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный. – В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.) – В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.) На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш». – На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод. – Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125. – Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.) – Все ли признаки вы назвали сами? 3.Применение нового знания самостоятельно с самопроверкой. - Кто из вас считает, что хорошо усвоил тему «суффикс» и сумеет правильно найти эту часть в словах? Давайте проверим. Карточки с заданием. Запишите слова в три столбика. Листок, бельчонок, кашка, горка, молоток, ежонок С суффиксом К, ОК, ОНОК. Какое задание было? Вы с ним справились? Справились правильно или с ошибкой? Справился самостоятельно или с чьей- то помощью? Какую отметку себе ставишь? 4.Игра «Побудь волшебником». – Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. – Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы. |
ΙV. Итог урока. | Найдите верные высказывания: Что такое суффикс?
Где в слове стоит суффикс?
Зачем нужен суффикс?
|
V. Домашнее задание. | Стр. 91, упр. 126 (выделить суффиксы согласно алгоритму) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...
Русский язык. 2 класс. Тема урока: Суффиксы. Значение некоторых суффиксов.
Конспект урока русского языка по теме "Суффиксы. Значение некоторых суффиксов." УМК "Перспектива". На уроке использована групповая форма работы....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...
Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...
Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс
Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...