Русский язык. 2 класс. Тема урока: Суффиксы. Значение некоторых суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мошкова Ирина Романовна

Конспект урока русского языка по теме "Суффиксы. Значение некоторых суффиксов." УМК "Перспектива". На уроке использована групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

2 класс

Тема: Суффикс. Значение некоторых суффиксов.

Целевые установки:

Предметные: 

  • закрепить представление о суффиксе как значимой части слова;
  • определять значение, которое придаёт слову суффикс и его роль в образовании новых слов;
  • иметь представление о единообразном написании одного и того же суффикса;
  • уметь образовывать слова с определённым суффиксом.

Метапредметные:

  • развивать логическое мышление при группировке слов по значению суффиксов.

Личностные:

  • формировать навыки речевого этикета;
  • обогащать словарный запас словами-названиями специальностей.

Ход урока

1. Минутка чистописания: по-от, от-по;  ок-ик, ик-ок.

- Что заметили? Что скажете о сочетаниях букв?

- Какие части слова мы уже знаем?

- Что знаете о приставке?

- Что вчера на уроке узнали о суффиксе?

2. Индивидуальная работа:

Задание для 1 ученика: найти и выделить корень в словах:

расцветает

подснежник

приморский

цвет

снежок

море

цветок

снежный

моряк

Задание для 2 ученика: задание на компьютере, диск. Тема «Суффикс». Образовать новые            слова при помощи суффикса.

Задание для 3 ученика: фонетический разбор слова «дубки».

3. Фронтальная работа с классом. Повторение.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

1, 2, 3 группы Образовать слова: вы-, по-, в-, об-, пере- + ход.

4, 5, 6группы  Образовать слова: пере- + звон, лёт, свист, ход.

Проверка выполненных заданий:

- Как называются слова, которые получились у ребят 1, 2, 3 групп?

- Какие слова называются родственными?

- Какая орфограмма есть в каждом слове? (парная согласная)

- Чем похожи слова у ребят 4, 5, 6 групп?

- Что такое «приставка»?

- Какое значение у приставки ПЕРЕ-?

        Проверка индивидуальной работы 3 ученика

- Правильно ли выполнен фонетический разбор?

- Назовите орфограмму в слове?

Проверка индивидуальной работы 1 ученика

- Из чего состоят слова?

- Правильно ли выделен корень в словах?

- Что надо сделать, чтобы найти корень слова?

- Что такое «корень»?

- Какие слова требуют проверки? Какое слово является проверочным?

Проверка индивидуальной работы 2 ученика

- Рассмотрите на экране выполненную одноклассником работу, проверьте.

- С помощью какой части слова образовались новые слова?

- Запомните, как правильно пишутся суффиксы.

- Что такое «суффикс»? Что мы о нём знаем?

4. Определение темы урока, целеполагание.

- Как думаете, всё ли мы уже узнали о суффиксах?

- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке, что изучать? (учащиеся формулируют тему урока, ставят перед собой задачи, планируют работу в группах)

5. Работа в группах: от данных слов при помощи суффикса образуйте новые слова, запишите слова парами, выделите суффиксы и обсудите в группах, какое значение имеет данный суффикс.

-ИК-

нос – носик

дом – домик

стол – столик

прут - прутик

(уменьшительно-ласкательный)

-К-

рябина – рябинка

нора – норка

гора – горка

берёза – берёзка

(уменьшительно-ласкательный)

-ОК-

лёд – ледок

глаз – глазок

мёд – медок

дуб – дубок

(уменьшительно-ласкательный)

-ИЩ-

дом – домище

нос – носище

хвост – хвостище

глаз – глазище

(увеличительный)

-ОНОК-, -ЁНОК-

лев – львёнок

тигр – тигрёнок

галка – галчонок

заяц – зайчонок

(названия детёнышей животных)

-К-

Витя – Витька

Миша – Мишка

Вася – Васька

Маша - Машка

(пренебрежительный)

Группы отчитываются, результат их работы появляется на слайдах на экране.

- В каких словах есть орфограммы?

- На какие слова надо обратить внимание? Почему?

Диск. Профессор Самоваров рассказывает о значении суффиксов.

- О значении всех ли суффиксов рассказал Иван Иванович Самоваров?

- Чем можете дополнить его рассказ?

- Как считаете, о значении всех суффиксов мы поговорили?

6. Работа по учебнику стр. 64 упр. 84 Образовать от названий музыкальных инструментов новые слова при помощи суффикса:

барабан – барабанщик,

гитара – гитарист,

горн – горнист,

пианино – пианист.

- Благодаря каким суффиксам получились новые слова? Что эти слова обозначают? Каково значение суффиксов -щик-, -ист-?

- Впишите в таблицу значение суффиксов.

- Придумайте предложение с любым из слов.

Запись предложения с комментированием, нахождение грамматической основы:

Известный пианист исполнил вальс Штрауса.

- Как думаете, зачем надо хорошо ориентироваться в суффиксах?

- Все ли части слов хорошо сочетаются?

Самостоятельная работа: образуйте новые слова при помощи суффикса

-ёнок-

-тель-

-их-

-ник-

лес

кот

хвост

-ик-

-ят-

-ищ-

-ок-

Дети цветными карандашами соединяют части слова

Лес – лесок – лесник

Хвост – хвостик –  хвостище

Кот – котик – котёнок – котята – котище

- Назовите слова. Почему не использовали другие суффиксы?

Итог: Как образовали новые слова?

           Что такое суффикс?

            Какова роль суффикса в слове?

            Что нового узнали о суффиксе на уроке?

7.Рефлексия (работа с цветными сигнальными карточками: синий цвет – верное утверждение, красный - ошибочное)

Суффикс – это маленькое слово

                           часть слова

Суффикс служит для образования новых слов

                               для связи слов в предложении    

Суффикс стоит перед корнем

                            после корня

Суффикс не имеет значения

                      имеет значение

- Ваня тоже решил составить слова и вот что у него получилось: ЛЕСИК, ХВОСТЁНОК, КОТИХА.

- Согласны? Что не устраивает?

- Так каждый ли суффикс сочетается с любым корнем?

Оцени себя (большой палец вверх или вниз)

  • знаю, что такое суффикс
  • умею находить суффикс
  • запомнил значение некоторых суффиксов
  • смогу образовать новое слово с помощью суффикса

Д/з стр. 65 упр. 87

Оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения. Данная технология относится к числу личностно-ориентированных и позволяет включить в учебный процесс каждого ученика класса. В процессе ур...

Презентация урока русского языка по теме: "Образование слов с помощью суффиксов ник и ниц" 2 класс. ПНШ.

Данная презентация составлена по теме: "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы"....

«Суффикс. Значение некоторых суффиксов»

laquo;Суффикс. Значение некоторых суффиксов»...

Карточки для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"

Карточки можно использовать для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"....

Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"

Данная презентация  содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Урок-игра. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" - 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи урокаДидак...