Русский язык. 2 класс. Тема урока: Суффиксы. Значение некоторых суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме "Суффиксы. Значение некоторых суффиксов." УМК "Перспектива". На уроке использована групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
2 класс
Тема: Суффикс. Значение некоторых суффиксов.
Целевые установки:
Предметные:
- закрепить представление о суффиксе как значимой части слова;
- определять значение, которое придаёт слову суффикс и его роль в образовании новых слов;
- иметь представление о единообразном написании одного и того же суффикса;
- уметь образовывать слова с определённым суффиксом.
Метапредметные:
- развивать логическое мышление при группировке слов по значению суффиксов.
Личностные:
- формировать навыки речевого этикета;
- обогащать словарный запас словами-названиями специальностей.
Ход урока
1. Минутка чистописания: по-от, от-по; ок-ик, ик-ок.
- Что заметили? Что скажете о сочетаниях букв?
- Какие части слова мы уже знаем?
- Что знаете о приставке?
- Что вчера на уроке узнали о суффиксе?
2. Индивидуальная работа:
Задание для 1 ученика: найти и выделить корень в словах:
расцветает | подснежник | приморский |
цвет | снежок | море |
цветок | снежный | моряк |
Задание для 2 ученика: задание на компьютере, диск. Тема «Суффикс». Образовать новые слова при помощи суффикса.
Задание для 3 ученика: фонетический разбор слова «дубки».
3. Фронтальная работа с классом. Повторение.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
1, 2, 3 группы Образовать слова: вы-, по-, в-, об-, пере- + ход.
4, 5, 6группы Образовать слова: пере- + звон, лёт, свист, ход.
Проверка выполненных заданий:
- Как называются слова, которые получились у ребят 1, 2, 3 групп?
- Какие слова называются родственными?
- Какая орфограмма есть в каждом слове? (парная согласная)
- Чем похожи слова у ребят 4, 5, 6 групп?
- Что такое «приставка»?
- Какое значение у приставки ПЕРЕ-?
Проверка индивидуальной работы 3 ученика
- Правильно ли выполнен фонетический разбор?
- Назовите орфограмму в слове?
Проверка индивидуальной работы 1 ученика
- Из чего состоят слова?
- Правильно ли выделен корень в словах?
- Что надо сделать, чтобы найти корень слова?
- Что такое «корень»?
- Какие слова требуют проверки? Какое слово является проверочным?
Проверка индивидуальной работы 2 ученика
- Рассмотрите на экране выполненную одноклассником работу, проверьте.
- С помощью какой части слова образовались новые слова?
- Запомните, как правильно пишутся суффиксы.
- Что такое «суффикс»? Что мы о нём знаем?
4. Определение темы урока, целеполагание.
- Как думаете, всё ли мы уже узнали о суффиксах?
- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке, что изучать? (учащиеся формулируют тему урока, ставят перед собой задачи, планируют работу в группах)
5. Работа в группах: от данных слов при помощи суффикса образуйте новые слова, запишите слова парами, выделите суффиксы и обсудите в группах, какое значение имеет данный суффикс.
-ИК- нос – носик дом – домик стол – столик прут - прутик (уменьшительно-ласкательный) | -К- рябина – рябинка нора – норка гора – горка берёза – берёзка (уменьшительно-ласкательный) |
-ОК- лёд – ледок глаз – глазок мёд – медок дуб – дубок (уменьшительно-ласкательный) | -ИЩ- дом – домище нос – носище хвост – хвостище глаз – глазище (увеличительный) |
-ОНОК-, -ЁНОК- лев – львёнок тигр – тигрёнок галка – галчонок заяц – зайчонок (названия детёнышей животных) | -К- Витя – Витька Миша – Мишка Вася – Васька Маша - Машка (пренебрежительный) |
Группы отчитываются, результат их работы появляется на слайдах на экране.
- В каких словах есть орфограммы?
- На какие слова надо обратить внимание? Почему?
Диск. Профессор Самоваров рассказывает о значении суффиксов.
- О значении всех ли суффиксов рассказал Иван Иванович Самоваров?
- Чем можете дополнить его рассказ?
- Как считаете, о значении всех суффиксов мы поговорили?
6. Работа по учебнику стр. 64 упр. 84 Образовать от названий музыкальных инструментов новые слова при помощи суффикса:
барабан – барабанщик,
гитара – гитарист,
горн – горнист,
пианино – пианист.
- Благодаря каким суффиксам получились новые слова? Что эти слова обозначают? Каково значение суффиксов -щик-, -ист-?
- Впишите в таблицу значение суффиксов.
- Придумайте предложение с любым из слов.
Запись предложения с комментированием, нахождение грамматической основы:
Известный пианист исполнил вальс Штрауса.
- Как думаете, зачем надо хорошо ориентироваться в суффиксах?
- Все ли части слов хорошо сочетаются?
Самостоятельная работа: образуйте новые слова при помощи суффикса
-ёнок- -тель- -их- -ник- | лес кот хвост | -ик- -ят- -ищ- -ок- |
Дети цветными карандашами соединяют части слова
Лес – лесок – лесник
Хвост – хвостик – хвостище
Кот – котик – котёнок – котята – котище
- Назовите слова. Почему не использовали другие суффиксы?
Итог: Как образовали новые слова?
Что такое суффикс?
Какова роль суффикса в слове?
Что нового узнали о суффиксе на уроке?
7.Рефлексия (работа с цветными сигнальными карточками: синий цвет – верное утверждение, красный - ошибочное)
Суффикс – это маленькое слово
часть слова
Суффикс служит для образования новых слов
для связи слов в предложении
Суффикс стоит перед корнем
после корня
Суффикс не имеет значения
имеет значение
- Ваня тоже решил составить слова и вот что у него получилось: ЛЕСИК, ХВОСТЁНОК, КОТИХА.
- Согласны? Что не устраивает?
- Так каждый ли суффикс сочетается с любым корнем?
Оцени себя (большой палец вверх или вниз)
- знаю, что такое суффикс
- умею находить суффикс
- запомнил значение некоторых суффиксов
- смогу образовать новое слово с помощью суффикса
Д/з стр. 65 упр. 87
Оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"
Игровая технология выгодно отличается от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»
Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения. Данная технология относится к числу личностно-ориентированных и позволяет включить в учебный процесс каждого ученика класса. В процессе ур...
Презентация урока русского языка по теме: "Образование слов с помощью суффиксов ник и ниц" 2 класс. ПНШ.
Данная презентация составлена по теме: "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы"....
«Суффикс. Значение некоторых суффиксов»
laquo;Суффикс. Значение некоторых суффиксов»...
Карточки для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"
Карточки можно использовать для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"....
Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"
Данная презентация содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Урок-игра. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" - 2 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи урокаДидак...