Проект урока русского языка во 2 классе на тему: Обучение первым изложениям - "Первые друзья " УМК «Гармония»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: Обучение первым изложениям - «Первые друзья».
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Предметные задачи: познакомить детей с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;
Метапредметные задачи: начать формирование речевых умений; учить полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную;
Личностные задачи: способствовать формированию умения учиться, формированию дружелюбного отношения к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-konkurs.docx | 41.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка во 2 классе на тему:
Обучение первым изложениям - "Первые друзья "
УМК «Гармония»
Выполнила:
Панкратова Лариса Ивановна –
учитель начальных классов,
1 категории.
Урок русского языка во 2б классе
Тема урока: Обучение первым изложениям - «Первые друзья»
Тип урока – открытие нового знания.
Оборудование: 1)Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса образовательных учреждений. В 2 ч.ч.1/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко – 7-е изд. – Смоленск:Ассоциация ХХI век, 2012год. 2)Презентация «Моё первое изложение», составленная учителем.3)Русский язык: программа 1-4 классы. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск:Ассоциация ХХI век, 2011год. 4)компьютер. 5)проектор. 6) интерактивная доска. 7) электронное приложение.8)сигнальные карточки.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Предметные задачи: познакомить детей с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;
Метапредметные задачи: начать формирование речевых умений; учить полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную;
Личностные задачи: способствовать формированию умения учиться, формированию дружелюбного отношения к окружающим.
№ | Этапы урока и время | Содержание этапа | Содержание деятельности учителя и учащихся | Деятельностный результат |
1 | Организацион-ный момент – 1 мин | Учитель эмоционально настраивает учащихся на включение в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» | Дети проговаривают речёвку начала урока: Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Друг на друга посмотрели И на место тихо сели. Учитель: Вы готовы к уроку? Все ль на месте? Всё ль в порядке? Никому не тесно? По секрету вам скажу - Будет интересно! | Уметь мотивировать учебную деятельность и осознанно входить в процесс учебной деятельности данного урока. Уметь организовывать своё рабочее место. |
2 | Актуализация знаний – 8 мин | Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, используя фронтальную форму работы, самостоятельную работу и самопроверку. Повторение изученного материала для открытия нового знания связано с обращением к индивидуальному опыту учащихся, связанному с темой урока (ЗУНы о слове, предложении и тексте) | Записывают число и словарный диктант с пропущенными буквами СЛАЙД 1 и сами проверяют СЛАЙД2 Поднимают сигнальные карточки: у кого нет ошибок- оранжевый фонарик, 1-2 ошибки -зелёный, 3 и более – синий. Дети договаривают предложение сказанное учителем: Если мы хотим высказать мысль, то составляем…(предложение). Если мы решили раскрыть эту мысль, то мы составляем…(текст) Работа с учебником с.135. Кто изображён на рисунке? (заяц) Выскажите о нём любую мысль, которая возникла у вас, глядя на рисунок. Составьте из предложений текст на тему «Хорошо зайцу зимой». Дети называют свою деятельность : мы рассказывали или пересказывали? СЛАЙД3 Пересказ бывает устный и письменный. | Знать словарные слова и уметь выполнять самопроверку и оценивать свою работу. Уметь ставить и удерживать учебную задачу, логически мыслить и высказывать своё мнение. Знать что такое предложение, текст. Уметь делать выводы. |
3 | Постановка проблемы, целеполагание и планирование– 2 мин Физкультурная минутка - 1 мин | Учитель даёт невыполнимое задание, обсуждает с детьми возникшие затруднения. (Почему возникли трудности? Чего мы ещё не знаем и не умеем делать?). С помощью учителя дети формулируют цель предстоящей деятельности и составляют план по преодолению учащимися собственного незнания, проговаривают цели и задачи урока. Создание условий для психоэмоци -ональной разгрузки учащихся. | Получают задание написать изложение по прослушанному тексту, который читает учитель. (упр.265) дети отвечают, что они не знают, что такое изложение и не могут его писать. Чтобы решить эту проблему надо: 1) узнать, что такое изложение; СЛАЙД4 2)и научиться его писать. Как мы будем это делать? 1)читаем 2)запоминаем 3)пишем. СЛАЙД5 Дети встали и выполняют действия, описанные в стихах: Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся и садись. | Уметь видеть возникшую проблему, искать пути её решения и ставить перед собой цель для решения этой проблемы, планировать свою деятельность. Знать, что такое ЗОЖ и уметь чередовать умственный и физический труд |
4 | Концептуализа- ция-6 мин | Учитель знакомит с новым видом работы, раскрывает её сущность и назначение. Используются устные, письменные, графические и практические методы , а также исследование текста под руководством учителя. | Работа с учебником с.135 – читают, что такое изложение, проговаривают хором.СЛАЙД6 Записывают в тетради СЛАЙД 7 «Моё первое изложение». Читают текст самостоятельно и выбирают название. СЛАЙД 8 Дети исследуют текст по вопросам учителя: О чём говорится в начале рассказа? Что произошло потом? Какое слово говорит о неожиданности встречи? Что Вишенка заметил сразу? Что интересного заметил Вишенка? Почему использованы слова косичка и хвостик, а не коса и хвост? Что случилось потом? Где выражена главная мысль? | Уметь получать информацию с различных источников, уметь ориентироваться в учебнике. Уметь работать самостоятельно. Уметь чётко отвечать на поставленные вопросы и находить нужную информацию в тексте. |
5 | Моделирование– 6 мин | Под руководством учителя дети проговаривают новые знания, на доске записать в виде опорного сигнала содержание текста (написать начала всех предложений) | Дети проговаривают, что такое изложение и внимательно читают запись на доске, вспоминая содержание текста. СЛАЙД 9 Проводится орфографическая минутка по тексту: СЛАЙД 10 Почему написано Редиска и редиска? Что произойдёт со словом друзья, если убрать ь? Каким знаком выделена речь героев? Какие орфограммы встретили в слове Чиполлино? Читают орфографически слова: засмеялись появились. | Уметь удерживать учебную задачу на протяжении всего урока. Знать, что такое орфограмма и уметь их классифицировать и находить в словах и тексте. |
6 | Конструирова- ние–15 мин Физкультурная минутка-1 мин | Учитель включает учащихся в практическую деятельность, совершенствуя навык самостоятельности и умение составлять предложения и текст, способствует развитию речи, мышления и памяти. Создание условий для психоэмоци -ональной разгрузки учащихся и снятие напряжения с глаз. | Дети самостоятельно, с опорой на шаблон (на доске запись начала всех предложений) записывают текст, затем выполняют самопроверку: 1 раз «работают редакторами», т.е проверяют содержание; 2-ой раз –«работают корректорами», т.е. проверяют правильность написания , затем 2-3 ученика зачитывают свои тексты. Любопытная Варвара Смотрит влево-смотрит вправо А потом опять вперёд- Тут немного отдохнёт. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх- Выше всех и дальше всех! Возвращается обратно- Расслабление приятно. | Уметь работать самостоятельно с опорой на шаблон, Уметь выполнять самопроверку, работая редактором и корректором. Знать, что такое ЗОЖ и уметь чередовать умственный и физический труд. |
7 | Включение нового знания в систему – 1 мин | Учитель направляет детей к осознанию учащимися своей учебной деятельности. | Дети отвечают на вопросы: Для чего надо было узнавать, что такое изложение? Зачем мы учились его писать? Где это умение пригодится? | Уметь осознавать нужность и значимость своей учебной деятельности для жизни. |
8 | Рефлексия деятельности- 3 мин | Учитель способствует формированию у учащихся умения оценивать результаты своей деятельности. | Дети отвечают на вопросы: Удалось ли нам решить проблему? Как? Какие получили результаты? При помощи сигнальных карточек дети показывают: СЛАЙД 11 у кого не было трудностей - оранжевый фонарик, у кого совсем немного - зелёный, а кому было трудно - синий. СЛАЙД 12 | Уметь оценивать результаты своей деятельности, видеть причины неудач или удач. |
9 | Домашнее задание -1 мин | Учитель, если надо, дифференцирует и инструктирует выполнение домашнего задания. Это способствует совер- шенствованию навыка самостоятельной работы, развитию памяти и орфографичес- кой зоркости. | Правило с.135, упр.266 | Уметь работать самостоятельно с учебником, видеть изученные орфограммы. |
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Учащиеся 2 «б» класса обучаются по программе УМК «Гармония».
Всего в классе 14 человек: 8 мальчиков и 6 девочек. Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3 группы:
4 человека - с высоким уровнем обучаемости
Эти дети с удовольствием посещают школу. Осознают важность и необходимость учения. У них почти сформировано отношение к себе, как к школьнику. Дети уравновешенные. Они владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов, выражена мотивация достижения успеха. Быстро включаются в работу, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал.
Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. Они легко запоминают учебный материал. У детей этого уровня развито произвольное внимание. Они способны распределять и легко переключать внимание. Появляется смысловое запоминание.
Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развито логическое мышление. Развиты такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.
Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. В процессе творческих заданий обнаружено, что дети хорошо находят рифмы, сочиняют интересные предложения, рассказы, и даже небольшие стишки. Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.
6 человек - со средним уровнем обучаемости.
Эти дети проявляют интерес к учёбе по–разному. Отношение к себе, как к школьнику ещё формируется, но мотивация учения положительная, осознанная.
Дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они требуют к себе постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Преобладает механическая память.
У детей этого уровня недостаточно развито произвольное внимание. Лучше развито непроизвольное внимание. Но им доступно сохранять внимание в течение всего урока.
Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается – логическое. Эти дети умеют анализировать, синтезировать, сравнивать. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся.
Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение.
Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, пока ещё затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают. Характер учебных действий – среднего уровня.
Дети этого уровня способны хорошо учиться.
4 человека – с низким уровнем обучаемости.
Дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У ребят этой группы отношение к школе положительное, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.
Они обладают низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. Диагностика показала, что эти ребята не уверены в своих силах, у них занижена самооценка. Слабое развитие воли, отсутствие должных познавательных интересов.
Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Допускают ошибки не по невнимательности, а так как не запомнил правила. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце.
У этих детей внимание рассеянное. Преобладают непроизвольное внимание и восприятие. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Запоминают в основном всё яркое, красочное. У них преобладает непроизвольное запоминание. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что делать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя.
Развито наглядно-образное мышление. Без опоры на наглядный материал не умеют осуществлять простейшие мыслительные операции. С трудом находят различия и сходство. Эта группа детей плохо читает, затрудняется рассказывать, обобщать, делать выводы.
Учебные действия – предметные. Не развит самоконтроль.
В целом класс уравновешен. Ребята способны к волевому усилию. Сформирован дружный коллектив. Дети охотно общаются друг с другом, помогают друг другу.
Самоанализ урока русского языка, проведённого во 2 «б» классе.
В классе 14 человек, из них 6 девочек и 8 мальчиков, из них на «4» и «5» учатся 9 человек. Класс средних способностей. Дети на уроках работают активно, им нравиться учиться и в школу они ходят с большим интересом.
При подготовке к уроку были учтены особенности и уровень подготовки учащихся данного класса.
Урок старалась построить, опираясь на системно-деятельностный подход с использованием ИКТ .
Тип урока - открытие новых знаний.
На тему: « Хочу сказать больше» отводится 8 часов, это урок 6.
Тема урока : «Учимся письменному пересказу или обучение первым изложениям»
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Предметные задачи: познакомить детей с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;
Метапредметные задачи: начать формирование речевых умений; учить полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную;
Личностные задачи: способствовать формированию умения учиться, формированию дружелюбного отношения к окружающим.
Коммуникативные УУД:
-формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;
-воспитывать стремление овладеть навыками совместной работы;
Познавательные УУД:
-формировать каллиграфические и орфографические навыки;
-учить составлять письменный пересказ через решение поставленной проблемы:
-формировать навыки учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-развивать внимание, мышление через анализ слов и предложений.
-воспитывать потребность в ЗОЖ через применение здоровьесберегающих технологий.
1.Организационно-мотивационный этап.
А) организационный момент
Задачи: Эмоционально настроить учащихся на включение в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».
Б)Для актуализации знаний я ставила задачу: Повторение изученного материала для открытия нового знания, чтобы дети, работая над упражнением сравнивали, рассуждали, сопоставляли , а затем делали вывод.
В)На этапе проблематизации дети получают невыполнимое задание , вместе с учителем формулируют проблему и называют пути её решения. Затем проговаривают тему и цель урока и начинают решать проблемную ситуацию. Здесь идёт формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
2.Операционно-содержательный этап.
Задачи: Познакомить с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, научить проводить исследование текста под руководством учителя. Совершенствовать навык самостоятельности и умение составлять предложения и текст, способствовать развитию речи, мышления и памяти. Эта цель решалась через дифференцированное обучение, самостоятельную и индивидуальную работу с учащимися. На этом этапе шло формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
3.Рефлексивно-оценочный этап.
Задачи: Способствовать осознанию учащимися своей учебной деятельности.
Способствовать формированию умения оценивать результаты своей деятельности.
Здесь я вернулась к плану, который составили дети и предложила им оценить свои знания и с помощью сигнальных карточек ребята это сделали.
В ходе проведения урока реализовала деятельностный подход. Старалась не давать знания в готовом виде. Дети сами их добывали и применяли на практике. На уроке использовала самопроверку.
Перегрузка предупреждалась физкультминуткой и сменой разных видов деятельности. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовала продвижению учащихся в развитии и усвоении знаний.
На уроке применялась ИКТ и была использована межпредметная связь с уроками литературного чтения. Состоялись дидактические отношения: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик- компьютер. На уроке я формировала у учащихся такие компетенции, как целостно-смысловая ( способность видеть и понимать окружающий мир), учебно-познавательную (научить отличать письменный и устный пересказ),
информационную( деятельность ученика с информацией), коммуникативная ( способность взаимодействия с окружающими людьми).
Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цель и задачи урока выполнены, так как урок является развивающим и соответствует требованиям новых стандартов.
Технологии: здоровьезберегающая, проблемного обучения, ИКТ, дифференцированного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"
Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....
Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"
Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулирова...
презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"
Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".
Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....
Презентация к уроку русского языка. 3 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока "Времена глагола"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе для изучения темы "Времена глагола"....
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...