Проект урока русского языка во 2 классе на тему: Обучение первым изложениям - "Первые друзья " УМК «Гармония»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Панкратова Лариса Ивановна

Тема урока: Обучение первым изложениям - «Первые друзья». 

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Предметные задачи: познакомить детей с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;

Метапредметные задачи:  начать формирование речевых умений; учить  полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную;

 

Личностные задачи: способствовать формированию умения учиться, формированию дружелюбного отношения к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-konkurs.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка во 2 классе на тему:

Обучение первым изложениям - "Первые друзья "

УМК «Гармония»

Выполнила:

Панкратова Лариса Ивановна –

учитель начальных классов,

1 категории.

Урок русского языка во 2б классе

Тема урока: Обучение первым изложениям - «Первые друзья»

Тип урока – открытие нового знания.

Оборудование: 1)Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса образовательных учреждений. В 2 ч.ч.1/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко – 7-е изд. – Смоленск:Ассоциация ХХI век, 2012год.  2)Презентация «Моё первое изложение»,  составленная учителем.3)Русский язык: программа 1-4 классы. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск:Ассоциация ХХI век, 2011год. 4)компьютер. 5)проектор. 6) интерактивная доска. 7) электронное приложение.8)сигнальные карточки.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Предметные задачи: познакомить детей с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;

Метапредметные задачи:  начать формирование речевых умений; учить  полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную;

Личностные задачи: способствовать формированию умения учиться, формированию дружелюбного отношения к окружающим.

Этапы урока и время

Содержание этапа

Содержание деятельности  учителя и учащихся

Деятельностный

результат

1

Организацион-ный

момент – 1 мин

Учитель эмоционально настраивает учащихся на включение в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

Дети проговаривают речёвку начала урока: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели

И на место тихо сели.

Учитель: Вы готовы к уроку?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу -

Будет интересно!

Уметь мотивировать учебную деятельность и осознанно входить в процесс учебной деятельности данного урока.

Уметь организовывать своё рабочее место.

2

Актуализация знаний – 8 мин

Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, используя фронтальную форму работы, самостоятельную работу и самопроверку.

Повторение изученного материала для открытия нового знания связано с обращением к индивидуальному опыту учащихся, связанному с темой урока (ЗУНы о слове, предложении и тексте)

Записывают число и словарный диктант  с пропущенными буквами СЛАЙД 1        и сами  проверяют   СЛАЙД2

Поднимают сигнальные карточки: у кого нет ошибок- оранжевый фонарик, 1-2 ошибки -зелёный, 3 и более – синий. Дети договаривают предложение сказанное учителем: Если мы хотим высказать мысль, то составляем…(предложение). Если мы решили раскрыть эту мысль, то мы составляем…(текст)

Работа с учебником с.135.  Кто изображён на рисунке?

(заяц) Выскажите о нём любую мысль, которая возникла у вас, глядя на рисунок.

Составьте из предложений текст на тему «Хорошо зайцу зимой».

Дети называют свою деятельность : мы рассказывали или пересказывали? СЛАЙД3

Пересказ бывает устный и письменный.

Знать словарные слова и уметь выполнять самопроверку и оценивать свою работу.

Уметь ставить и удерживать учебную задачу, логически мыслить и высказывать своё мнение.

Знать что такое предложение, текст.

Уметь делать выводы.

3

Постановка проблемы,

целеполагание  и планирование–

2 мин

Физкультурная минутка  - 1 мин

Учитель даёт невыполнимое задание, обсуждает с детьми  возникшие затруднения.

(Почему возникли трудности? Чего мы ещё не знаем и не умеем делать?). С помощью учителя дети формулируют цель предстоящей деятельности и составляют план по преодолению учащимися собственного незнания, проговаривают цели и задачи урока.

Создание условий для психоэмоци -ональной разгрузки учащихся.

Получают задание написать изложение по прослушанному тексту, который читает учитель. (упр.265) дети отвечают, что они не знают, что такое изложение и не могут его писать. Чтобы решить эту проблему надо: 1) узнать, что такое изложение;  СЛАЙД4

2)и научиться его писать.

Как мы будем это делать?

1)читаем

2)запоминаем

3)пишем.  СЛАЙД5

Дети встали и выполняют действия, описанные в стихах:

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

Уметь видеть возникшую проблему, искать пути её решения и ставить перед собой цель для решения этой проблемы, планировать свою деятельность.

Знать, что такое ЗОЖ и уметь чередовать умственный и физический труд

4

Концептуализа-

ция-6 мин

Учитель знакомит  с новым видом работы, раскрывает её сущность и назначение. Используются устные, письменные, графические и практические методы , а также исследование текста под руководством учителя.

Работа с учебником с.135 – читают, что такое изложение, проговаривают хором.СЛАЙД6

Записывают в тетради

 СЛАЙД  7

«Моё первое изложение».

Читают текст самостоятельно и выбирают название.  СЛАЙД 8

Дети  исследуют текст по вопросам учителя: О чём говорится в начале рассказа? Что произошло потом? Какое слово говорит о неожиданности встречи? Что Вишенка заметил сразу? Что интересного заметил Вишенка? Почему использованы слова косичка и хвостик, а не коса и хвост? Что случилось потом? Где выражена главная мысль?

Уметь получать информацию с различных источников, уметь ориентироваться в учебнике. Уметь работать самостоятельно.

Уметь чётко отвечать на поставленные вопросы и находить нужную информацию в тексте.

5

Моделирование– 6 мин

Под руководством учителя дети проговаривают новые знания, на доске записать в виде опорного сигнала содержание текста (написать начала всех предложений)

Дети проговаривают, что такое изложение  и внимательно читают запись на доске, вспоминая содержание текста. СЛАЙД 9

Проводится орфографическая минутка по тексту: СЛАЙД 10

Почему написано Редиска и редиска?

Что произойдёт со словом друзья, если убрать ь?

Каким знаком выделена речь героев?

Какие орфограммы встретили в слове Чиполлино?

Читают орфографически слова: засмеялись

             появились.

Уметь удерживать учебную задачу на протяжении всего урока.

Знать, что такое орфограмма и уметь их классифицировать  и находить в словах и тексте.

6

Конструирова-

ние–15 мин

Физкультурная минутка-1 мин

Учитель включает учащихся в практическую деятельность, совершенствуя навык самостоятельности и умение составлять предложения и текст, способствует развитию речи, мышления и памяти.

Создание условий для психоэмоци -ональной разгрузки учащихся и снятие напряжения с глаз.

Дети самостоятельно, с опорой на шаблон (на доске запись начала всех предложений)

записывают текст, затем выполняют самопроверку:

1 раз «работают редакторами», т.е проверяют содержание; 2-ой раз –«работают корректорами», т.е. проверяют правильность написания , затем  2-3 ученика зачитывают свои тексты.

Любопытная Варвара

Смотрит влево-смотрит вправо

А потом опять вперёд-

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена.

А Варвара смотрит вверх-

Выше всех и дальше всех!

Возвращается обратно-

Расслабление приятно.

Уметь работать самостоятельно с опорой на шаблон,

Уметь выполнять самопроверку, работая редактором и корректором.

Знать, что такое ЗОЖ и уметь чередовать умственный и физический труд.

7

Включение нового знания в систему –

1 мин

Учитель  направляет детей к осознанию учащимися своей учебной деятельности.

Дети отвечают на вопросы:  Для чего надо было узнавать, что такое изложение? Зачем мы учились его писать? Где это умение пригодится?

Уметь осознавать нужность и значимость своей учебной деятельности для жизни.

8

Рефлексия деятельности-

3 мин

Учитель способствует формированию у учащихся умения оценивать результаты своей деятельности.

Дети отвечают на вопросы: Удалось ли нам решить проблему? Как? Какие получили результаты? При помощи сигнальных карточек дети показывают: СЛАЙД 11

у кого не было трудностей - оранжевый фонарик, у кого совсем немного - зелёный, а кому было трудно - синий.

СЛАЙД 12

Уметь оценивать результаты своей деятельности, видеть причины неудач или удач.

9

Домашнее задание -1 мин

Учитель, если надо, дифференцирует и инструктирует выполнение домашнего задания. Это способствует совер-

шенствованию  навыка самостоятельной работы, развитию памяти и орфографичес-

кой зоркости.

Правило с.135, упр.266

Уметь работать самостоятельно с учебником, видеть

изученные орфограммы.

Психолого-педагогическая              характеристика класса.

         Учащиеся 2 «б» класса обучаются по программе УМК «Гармония».  

Всего в классе 14 человек: 8 мальчиков и 6 девочек. Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3 группы:

         4 человека - с высоким уровнем обучаемости 

         Эти дети с удовольствием посещают школу. Осознают важность и необходимость учения. У них  почти сформировано отношение к себе, как к школьнику.  Дети уравновешенные. Они владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов, выражена мотивация достижения успеха. Быстро включаются в работу, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал.

         Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. Они легко запоминают учебный материал.  У детей этого уровня развито произвольное внимание. Они способны распределять и легко переключать внимание. Появляется смысловое запоминание.

         Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развито логическое мышление. Развиты такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.

          Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. В процессе творческих заданий обнаружено, что дети хорошо находят рифмы, сочиняют интересные предложения, рассказы, и даже небольшие стишки.  Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.

         

          6 человек - со средним уровнем обучаемости. 

         Эти дети проявляют интерес к учёбе по–разному. Отношение к себе, как к школьнику ещё формируется, но мотивация учения положительная, осознанная.  

         Дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они требуют к себе постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Преобладает механическая память.

         У детей этого уровня недостаточно развито произвольное внимание. Лучше развито непроизвольное внимание. Но им доступно сохранять внимание в течение всего урока.

         Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается – логическое. Эти дети умеют анализировать, синтезировать, сравнивать. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся.

         Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение.

         Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы,  пока ещё затрудняются  выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают. Характер учебных действий – среднего уровня.

         Дети этого уровня способны хорошо учиться.

         4 человека – с низким уровнем обучаемости.

         Дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.  У ребят этой группы отношение к школе положительное, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

         Они обладают низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. Диагностика показала, что эти ребята не уверены в своих силах, у них занижена самооценка. Слабое развитие воли, отсутствие должных познавательных интересов.

         Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Допускают ошибки не по невнимательности, а так как не запомнил правила. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце.

         У этих детей внимание рассеянное. Преобладают непроизвольное внимание и восприятие.  Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Запоминают в основном всё яркое, красочное. У них преобладает непроизвольное запоминание. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что делать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя.

         Развито наглядно-образное мышление. Без опоры на наглядный материал не умеют осуществлять простейшие мыслительные операции. С трудом находят различия и сходство. Эта группа детей плохо читает, затрудняется рассказывать, обобщать, делать выводы.

         Учебные действия – предметные. Не развит самоконтроль.

         В целом класс уравновешен. Ребята способны к волевому усилию. Сформирован дружный коллектив. Дети охотно общаются друг с другом, помогают друг другу.  

Самоанализ урока  русского  языка, проведённого во 2 «б» классе.

В   классе 14 человек, из них  6 девочек и   8 мальчиков, из них на «4» и «5» учатся  9 человек. Класс средних способностей.  Дети на уроках работают   активно, им нравиться учиться и в школу они ходят с большим интересом.

При подготовке к уроку были учтены особенности и уровень подготовки учащихся данного класса.  

Урок старалась построить, опираясь на системно-деятельностный подход   с использованием ИКТ .

Тип урока - открытие новых знаний.

  На тему: «  Хочу сказать больше» отводится 8 часов, это урок   6.

Тема урока : «Учимся письменному пересказу или обучение  первым изложениям»

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Предметные задачи: познакомить детей с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;

Метапредметные задачи:  начать формирование речевых умений; учить  полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную;

Личностные задачи: способствовать формированию умения учиться, формированию дружелюбного отношения к окружающим.

Коммуникативные УУД:

-формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

-воспитывать стремление овладеть навыками совместной работы;

Познавательные УУД:

-формировать каллиграфические и орфографические навыки;

-учить составлять письменный пересказ через решение поставленной проблемы:

-формировать навыки учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-развивать внимание,  мышление через анализ слов и предложений.

  -воспитывать потребность в ЗОЖ через применение здоровьесберегающих технологий.

1.Организационно-мотивационный этап.

А) организационный момент

Задачи: Эмоционально настроить учащихся на включение в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

 Б)Для актуализации знаний я ставила задачу: Повторение изученного материала для открытия нового знания,  чтобы дети, работая  над упражнением  сравнивали, рассуждали, сопоставляли , а затем   делали вывод.            

В)На этапе проблематизации дети получают невыполнимое задание , вместе с учителем  формулируют проблему и называют пути её решения. Затем проговаривают   тему и цель урока и начинают  решать проблемную ситуацию. Здесь идёт  формирование личностных и коммуникативных универсальных  учебных действий.

2.Операционно-содержательный этап.

Задачи:   Познакомить  с новым видом работы, раскрыть её сущность и назначение, научить проводить исследование текста под руководством учителя. Совершенствовать навык самостоятельности и умение составлять предложения и текст, способствовать развитию речи, мышления и памяти.    Эта цель решалась через дифференцированное обучение, самостоятельную  и индивидуальную работу с учащимися. На этом этапе шло формирование личностных, регулятивных  и коммуникативных универсальных учебных действий.

3.Рефлексивно-оценочный этап.

Задачи: Способствовать осознанию учащимися своей учебной деятельности.

Способствовать формированию умения оценивать результаты своей деятельности.

Здесь я вернулась к  плану, который составили дети и предложила им оценить свои знания и с помощью сигнальных карточек ребята это сделали.

В ходе проведения урока реализовала  деятельностный  подход. Старалась не давать знания в готовом виде. Дети сами их добывали и применяли на практике. На уроке использовала самопроверку.

Перегрузка предупреждалась физкультминуткой и сменой разных видов деятельности.  Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовала продвижению учащихся в развитии и усвоении знаний.

На уроке применялась ИКТ и была использована межпредметная связь с уроками литературного чтения. Состоялись дидактические отношения: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик- компьютер. На уроке я формировала у учащихся такие компетенции, как целостно-смысловая ( способность видеть и понимать окружающий мир), учебно-познавательную (научить отличать письменный и устный пересказ),

  информационную( деятельность ученика с информацией), коммуникативная ( способность взаимодействия с окружающими людьми).

Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цель и задачи урока выполнены, так как урок является развивающим и соответствует требованиям новых стандартов.

Технологии: здоровьезберегающая, проблемного обучения,  ИКТ, дифференцированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"

Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулирова...

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...