Правила-памятка по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
|
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Гласных букв 10: а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. |
Например: [сол’] – соль. |
Например: кот, ковёр. |
|
Согласных звуков больше – 36, потому что есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой. Например: р – [р] (руль), р – [р’] (река). |
Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й’и]. Например: соловьи [салав’й’и]. |
|
Например: ма[к] – ма[к’]и – пишу мак. |
В сочетаниях ча – ща пишется буква а. В сочетаниях чу – щу пишется буква у. Сочетания чк – чн пишутся без ь. |
Например: воробьи – [вараб’й’и] |
|
Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят. |
Эти слова называются имена существительные. |
Например: (какой?)синий, (какое?)высокое, (какая?) гладкая, (какие?) громкие . |
Например: (что делать?) петь, (что будет делать?) будет читать, (что сделали?) прокатились. |
- Состоит из слов; -В предложении выражается законченная мысль. |
Интонация – чувство, настроение, передаваемое голосом. |
1.Повествовательное. (содержит рассказ, сообщение о чём - либо) Мой котёнок любит играть с клубком. 2.Вопросительное. (содержит вопрос) Ты пойдёшь играть? 3.Побудительное. (содержит приказ, просьбу, восхищение, удивление) Немедленно убери игрушки! Какой красивый рисунок! |
Окончание обозначают так: •. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова. Например: зима – зимой – зимы. Нулевое окончание обозначают пустым квадратиком: •. (стол•) |
Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото. |
сестра Надя, пёс Бим, город Пермь, гора Эверест, река Волга, Чёрное море, Красная площадь, село Иваново, озеро Байкал. |
Например: лес – лесной – лесок - лесничий. |
|
Например: [сады] – сад – сады; [паля] – поле – поля. |
Например: са[т] – сады – сад, тру[т] – трудный – труд. Один: ро[к] – Много: рога. Есть: зу[п] – Нет: зуба. |
Например: лиса – лисёнок, дом – домик, тигр – тигрица, вода – водяной. |
Например: изве[cн]ый – весть – известный, по[зн]ий – опоздать – поздний, чуде[сн]ый – чудеса – чудесный. |
Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает». (замочек - замочка) Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково. (щедрость – злость - мудрость) Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-. (игривый - волевой) В суффиксах –лив-, -чив- всегда пишется буква и. (пугливый, доверчивый) |
Например: мех + ов = меховой, шуба + к = шубка. Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным. Например: бежать + при = прибежать. Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно – суффиксальным. Например: при + море + ск = приморский Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения. Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е. Например: земля + е + мерить = землемер, снег + о + падать = снегопад. |
Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход. |
Например: книги, морозный, степь.. |
Умею, у-ме-ю [у м’ э й’ у] [у] – гласн., безударный, б.(у); [м’] – согл., мягк.([м]), непарн., звонк., б.(м); [э] – гласн., ударн., б.(е); [й’] – согл., мягк., непарн., звонк. [у] – гласн., безуд., б.(у) умею – 5 звуков, 4 буквы. |
Все остальные слова в предложении – второстепенные члены предложения. |
|
|
1. Найди слово в предложении, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос Кто? или Что? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? |
Например: Приехала сестра. Ученики слушают учителя. |
Например: Мама, здравствуй! Дорогие друзья, поздравляем вас. |
Предложение с второстепенными членами называется распространённым. Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым. Например: На столе лежит новая книга. |
1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). 2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего. 3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого. 4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов. |
|
Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? |
Он бежал (как?) со всех ног. |
Например: Сегодня дождливый день. |
|
|
Например: Мама и папа сидят на лавке. Ветер был свежий, лёгкий, летний. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Эта интонация связывает их. А разделяет их запятая. |
|
Союзы не являются членами предложения!!! Союзы соединяют однородные члены предложения. |
|
-существительное -прилагательное -глагол -наречие -местоимение -числительное -союз -предлог -частица -междометие Части речи – это группы слов, которые имеют общие признаки. |
-Мужской род (м.р.) – имена сущ., которые можно заменить словом он. (брат, пень) -Женский род (ж.р.) – имена сущ., которые можно заменить словом она. (мама, сирень) -Средний род (ср.р.) – имена сущ., которые можно заменить словом оно. (солнце, яйцо) |
|
-форма единственного числа (ед.ч.) обозначает один предмет. (стол, тетрадь) -форма множественного числа (мн.ч.) обозначает более одного предмета. (спички, коты) |
Например: дочь, дичь, рожь, печь. |
В русском языке 6 падежей: именительный родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имён существительных. |
Склонение определяется по форме единственного числа!! Например: звёздами – звезда – 1 скл., закатами – закат – 2 скл., ночами – ночь – 3 скл.
|
Неодушевлённые – имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос Что? (луч, гроза) |
Например: свечой – тучей, борцом – пальцем. |
Туча – туч, роща – рощ. |
-качественные – называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. (мягкий-мягче-самый мягкий). Можно подобрать антонимы! -относительные – обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. (мясной, степной, абрикосовый). Не имеют краткой формы!Всегда образуются от сущ. -притяжательные – указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи? (мамин, птичьи) |
|
|
-1 лицо (я, мы)- называют говорящего, -2 лицо (ты, вы)- называют слушающего, - 3лицо (он, она, оно, они). Личные местоимения я, ты, он, она, оно, они, мы, вы изменяются по падежам. |
Например: он – к нему, она – с ней, они – за ними. |
Звуки | Звонкие | Глухие | Звуки | Звонкие | Глухие |
Парные | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. | [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ш]. | Парные | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. | [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ш]. |
Непарные | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. | Непарные | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. |
Звуки | Звонкие | Глухие | Звуки | Звонкие | Глухие |
Парные | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. | [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ш]. | Парные | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. | [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ш]. |
Непарные | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. | Непарные | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. |
Звуки | Звонкие | Глухие | Звуки | Звонкие | Глухие |
Парные | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. | [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ш]. | Парные | [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. | [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ш]. |
Непарные | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. | Непарные | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила-памятки в стихах.
Памятки в стихах помогут легче и быстрее запомнить правописание безударных гласных в корне слова, части слова, части речи....
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...